ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматривается современное состояние сектора малого и среднего предпринимательства, его влияние на экономику страны. Исследовано состояние сектора малого и среднего предпринимательства в период пандемии. В ходе проведения исследования были опрошены лица разных возрастных категорий и профессий для того, чтобы определить особенности взглядов согласно возрасту анкетируемого. Среди опрошенных есть ответы зарегистрированных предпринимателей, чьи мнения представляют особую ценность. Ответы респондентов представлены в процентом соотношении в диаграммах, на которые ссылается автор в ходе написания данной статьи. Опрашиваемые выразили свое отношение к занятию предпринимательской деятельностью, к форме ее ведения — в онлайн или офлайн режимах, и, помимо прочего, к вопросу о регистрации своего бизнеса. Полученные ответы представляют интерес для проводимого исследования. Обозначены плюсы и минусы ведения как зарегистрированной предпринимательской деятельности, так и незарегистрированного предпринимательства. Опираясь на мнение респондентов и на теоретические факты, автором спрогнозировано будущее предпринимательства и экономики государства в целом, а также приведены оптимальные пути развития предпринимательской деятельности в России.

Ключевые слова:
предпринимательство, предпринимательская деятельность, современность, развитие, опрос, анкетирование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современный мир не стоит на месте: представляет собой динамичную систему, в которой изменения происходят ежесекундно. В последнее время мы получаем новую информацию или делимся ею с другими людьми посредством цифровых технологий, а именно, используя сеть «Интернет».
Наше государство придерживается принципов рыночной экономики, о чем свидетельствует, например, наличие свободного предпринимательства, для развития которого на государственном уровне реализуются программы, направленные на поддержание предпринимательской инициативы среди населения [1, 39—43].
В связи с пандемией особой популярностью стали пользоваться социальные сети, которые показали себя как один из наиболее удобных каналов коммуникации. Так, в социальных сетях можно не только общаться, но и совершать сделки купли-продажи. Некоторые торговые платформы (например, «Юла», «Авито» и др), также базируются на профилях популярных социальных сетей.
Интернет — это отличный ресурс для быстрого и всепоглощающего распространения информации о чем-либо, что позволяет приобретать товары из любой точки мира, определяя способ доставки и форму оплаты. Вести предпринимательскую деятельность в сфере торговли в сети стало удобнее и выгоднее. Конструкторы способствуют созданию сайта, реклама — продвижению товара, безналичная оплата не требует встречи продавца и покупателя. Насколько это соответствует действительности, и удобно ли вести предпринимательскую деятельность посредством сети «Интернет», а также выявление предпринимательской позиции граждан — цель нашего исследования.
Нами определены возрастные группы респондентов (младше 18, 18—20, 21—25, 26—30, 31—35, старше 35) для того, чтобы определить особенности взглядов согласно возрасту анкетируемого.
Результаты опроса показали, что о ведении предпринимательской деятельности задумывалось около 80 % опрошенных. При этом предпринимательством занимается только каждый десятый и планирует начать ведение собственного бизнеса 12,3 % респондентов. Это говорит о том, что многие люди не готовы заниматься предпринимательством по ряду причин: кому-то не хватает знаний, другим — смелости рисковать и пр. Эти факторы присущи в большинстве своем лицам, которые только размышляли о предпринимательской деятельности и не планируют предпринимать никаких действий. Доля таких ответов по возрастным группам представлена на диаграмме 1.


Диаграмма 1. Доля ответов лиц, не занимающихся
и не планирующих ведение предпринимательской деятельности
Diagram 1. The share of responses of persons who are not engaged in
and do not plan to conduct entrepreneurial activities
Таким образом, видно, что количество резидентов, занимающихся предпринимательской деятельностью или планирующих ведение бизнеса, очень мало. Большую надежду подает молодое поколение, так как около 40 % опрошенных планирует работать в секторе малого и среднего предпринимательства. При этом именно категория возраста 26—30 лет представлена наибольшим количеством опрошенных, кто уже занимается предпринимательской деятельностью (см. диаграмму 2).
Данные показатели весьма объяснимы: люди более старшего поколения уже определились со сферой своей деятельности, имеют достаточный уровень знаний, который может не только ограничиваться полученным высшим образованием, но также и пополняться посредством прохождения курсов или получения нового опыта у профессионалов в определенной сфере.
Отсутствие лиц, занимающихся или планирующих ведение предпринимательства возрастной категории чуть старше 30 лет, может быть обусловлен разными факторами, например, географическим. Все опрошенные живут или работают в Нижегородской области, большинство из которых пребывают в г. Арзамас, небольшом по численности, относящемся к категории малых городов. Найти свою сферу, которая приносила бы стабильный и достойный доход, крайне сложно. Возможно, именно поэтому никто из опрошенных людей из категории 31—35 лет не занимается предпринимательской деятельностью.

Диаграмма 2. Доля опрошенных, занимающихся предпринимательской деятельностью
Diagram 2. Share of respondents engaged in entrepreneurial activities
Анализ ответов о наличии выбора возможности заниматься предпринимательством в сети «Интернет» или традиционным способом, больше половины опрошенных выбрали Интернет-бизнес (60 %). Это подтверждает и тот факт, что 70,8 % участников данного опроса считают, что вести предпринимательскую деятельность в сети «Интернет» выгоднее, чем офлайн. Еще 18,5 % затрудняются ответить на данный вопрос.
Количество действительно занимающихся бизнесом и придерживающихся положительного отношения к бизнесу онлайн составляет 42,9 %. Таким образом, предпочтение отдается интернет-бизнесу, несмотря на то, что те, кто ведет деятельность офлайн, видят в этом свои плюсы. Полагаем, что это связано с тем, что помимо обычных затрат, которые необходимы для реализации своего бизнеса, возникают затраты, связанные с деятельностью онлайн: необходимы денежные средства на услуги специалистов в сфере ведения бизнеса онлайн (продвижение сайта компании); деньги на рекламу в сети продукции фирмы; усиливается ответственность перед потребителями, так как те могут оставить свой отзыв в социальных сетях и, если товар / услуга им не понравится, то часть покупателей не будет в дальнейшем обращаться к данному продавцу / поставщику.
В ходе изучения мнения анкетируемых о предпринимательской деятельности, выявлено, что почти все опрошенные считают, что необходимо регистрировать свой бизнес (84,6 %), однако почти 5 % категорично не согласны с таким мнением, и еще более 10 % сомневаются в данном вопросе (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Мнение опрошенных о необходимости регистрации
предпринимательской деятельности
Diagram 3. Opinion of respondents on the need to register entrepreneurial activity

При этом интересным показался ответ предпринимателя, который ведет зарегистрированный бизнес. Он не смог дать четкого ответа на данный вопрос. Он видит необходимость регистрации только в рамках законности и, соответственно, в отсутствии к нему вопросов со стороны контролирующих органов, считая, что как раз отсутствие регистрации и «тихое» ведение бизнеса способствует отсутствию различных проверок.
Парадоксальны ответы лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без регистрации, стремясь при этом к ее легализации. Остальные анкетируемые, занимающиеся предпринимательской деятельностью, согласны с позицией, что регистрация предпринимательской деятельности необходима.
Представив ситуацию, что у опрашиваемых появилась возможность вести бизнес, только 78,5 % стали бы регистрировать свою предпринимательскую деятельность. Отказались бы выполнять регистрационную деятельность 6,2 %, остальные не имеют однозначного ответа на поставленный вопрос (см. диаграмму 4).
Тем не менее количество резидентов, высказавшихся за необходимость регистрации предпринимательской деятельности, составляет более 2/3 части от общего числа респондентов и превалирует над количеством анкетируемых, выступавших за нелегальный бизнес или не имевших четкого ответа.
Отрицательно отреагировали на регистрацию своей предпринимательской деятельности лица, которые не занимаются предпринимательством и не планируют ведение бизнеса. Исключение составил ответ предпринимателя, который сомневался о необходимости регистрации предпринимательской деятельности. Вероятно, подходя к данному вопросу, позиция предпринимателя уже укрепилась.

Диаграмма 4. Мнение опрошенных о регистрации своего бизнеса
Diagram 4. Opinion of respondents about registering their business

Сомневаются в регистрации своего бизнеса и лица, которые не занимаются и не планируют ведение предпринимательской деятельности.
Согласно полученной информации около 4/5 опрошенных считают, что риски более велики в незарегистрированной деятельности, однако достаточно большое количество опрашиваемых считают иначе (см. диаграмму 5).


Диаграмма 5. Наиболее вероятные риски по мнению анкетируемых
Diagram 5. The most likely risks according to the respondents
При анализе ответов категории наиболее возможных рисков в незарегистрированной деятельности можно заметить некоторое несоответствие. Так, 83,3 % из числа лиц, считающих, что рисков больше при ведении зарегистрированной предпринимательской деятельности, отвечали, что необходимо регистрировать свой бизнес. При этом почти каждый десятый представитель данной категории ведет зарегистрированную деятельность. Возможно, такие люди были невнимательны или действительно полагают, что лучше вести зарегистрированную предпринимательскую деятельность, но при этом она в их сфере деятельности сопровождается высокими рисками.
В зарегистрированной предпринимательской деятельности респонденты видят такие основные плюсы, как законность, открытость, стабильность в глазах потребителей. Также достаточно важными моментами для них является представление государственных субсидий, наличие рекламы через СМИ и сеть «Интернет», как следствие, привлечение большей клиентской базы, а также минимизация взаимодействия с недобросовестными партнерами (см. диаграмму 6).


Диаграмма 6. Положительные стороны ведения зарегистрированной
предпринимательской деятельности
Diagram 6. Positive aspects of doing registered business activities

Однако результаты анкетирования показали, что зарегистрированная предпринимательская деятельность имеет свои минусы, среди которых наличие налоговых проверок со стороны контролирующих органов, налоговые отчисления и др. (см. диаграмму 7).

Диаграмма 7. Минусы зарегистрированной предпринимательской деятельности
Diagram 7. Cons of registered entrepreneurial activity
Но данные минусы, на наш взгляд, не значительны и не перевешивают те риски, которые могут возникнуть при ведении незарегистрированной предпринимательской деятельности.
При осуществлении незарегистрированного предпринимательства, по мнению опрашиваемых нами людей, существуют свои плюсы в виде отсутствия плановых проверок со стороны контролирующих органов, наличие прибыли без уплаты различных отчислений в виде налогов, быстрого прекращения деятельности и др. (см. диаграмму 8).

Диаграмма 8. Плюсы ведения незарегистрированной
предпринимательской деятельности
Diagram 8. Advantages of conducting unregistered business activities
Многие респонденты отвечали, что при осуществлении незарегистрированного бизнеса необходимо вести свою деятельность аккуратно, чтобы в случае обнаружения факта предпринимательской деятельности, не уплачивать примененные штрафные санкции со стороны контролирующих органов и не подвергаться иной ответственности. Помимо этого, они отмечали, что можно пострадать от недобросовестного партнера: такой коллега может не только привести к огромным убыткам, но и предоставить документацию и информацию о незарегистрированном бизнесе правоохранительным органам. Все отрицательные моменты, которые являются основными при ведении незарегистрированной предпринимательской деятельности по мнению анкетируемых, представлены на диаграмме 9.


Диаграмма 9. Минусы незарегистрированной предпринимательской деятельности
Diagram 9. Disadvantages of unregistered entrepreneurial activity

Не может не радовать положительная статистика, говорящая о том, что население нашего государства стремится к легальности предпринимательской деятельности, что способно привести к укреплению экономики страны, так как нелегальная деятельность сильно подрывает финансово-экономическую сферу государства, дестабилизируя ее деятельность, приводя в упадок иные сферы жизнедеятельности [3, 230—232].
Таким образом, для поддержания оптимального размера бюджета государства нужно будет либо увеличивать размер налогов, либо вводить новые отчисления в бюджет.
Для предотвращения такого исхода событий необходимо проводить государственные программы по поддержке предпринимательства среди различных возрастных групп, различных профессий и субъектов Российской Федерации. Так, осуществляя поддержку предпринимательства, необходимо формировать положительный образ предпринимателя, знакомить старшеклассников с миром предпринимательства и грамотного ведения своей деятельности, оказывать помощь молодым людям с уже имеющейся бизнес-идеей в получении навыков открытия бизнеса «с нуля», а молодым предпринимателям оказывать условия для обмена информацией и получения новых знаний и опыта. Эти варианты поддержки можно реализовать путем проведения информационной профилактики среди населения, ликбезов, научных форумов и иных мероприятий для молодежи, включение раздела, посвященного предпринимательской деятельности в школьный курс «Экономика». В предпандемийное время наше государство осуществляло такую поддержку. Но так как за последнее время в сфере малого и среднего бизнеса появился ряд новых проблем, то в настоящее время содействие предпринимательской инициативы оказывается далеко не везде [2, 190—194].
Таким образом, в ходе проведения исследования отмечено, что большинство опрошенных рассматривали варианты ведения предпринимательской деятельности. Однако в ситуации мирового кризиса, нестабильности экономики страны, внешнеторгового дисбаланса между государствами, значительная часть населения страны не готова рисковать накопленными активами. Также большинство анкетируемых согласились, что безопасней осуществлять зарегистрированную в установленном порядке предпринимательскую деятельностью, так как в настоящее время ведется строгий контроль правоохранительными и надзорными органами по выявлению, пресечению и предупреждению незаконной предпринимательской деятельности, кроме того, предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная, за нелегальный бизнес.
Однако в целях стабилизации экономики государства, как внутренней, так и внешней, необходимо продолжать вести регулярную работу по популяризации и поддержке зарегистрированной предпринимательской деятельности среди людей разных возрастных групп, с целью дальнейшей стабильности в развитии экономики страны.

Список литературы

1. Елфимов О. М. Защита экономических интересов населения - приоритетное направление работы органов внутренних дел // Управление полицией в современных условиях: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 21 марта 2019 года. Н. Новгород: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. С. 39-43.

2. Кудакова К. С., Елфимов О. М. Влияние мирового кризиса на экономическую безопасность государства / К. С. Кудакова, О. М. Елфимов // Экономика. Общество. Человек: материалы национальной научно-практической конференции с международным участием: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2020. С. 190-194.

3. Чеботарев В. С., Елфимов О. М. Стратегические риски экономической безопасности России // Экономические аспекты технологического развития современной промышленности, 11/2018: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 22 мая 2018 года. М.: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский политехнический университет», 2018. С. 230-232.


Войти или Создать
* Забыли пароль?