АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Настоящая статья посвящена обзору тех способов и мер, с помощью которых правительства экономически развитых стран мира обеспечивают в той или иной мере безопасность своих бюджетных систем. Одновременно авторы рассматривают и уязвимые стороны функционирования их систем государственных финансов, причины возникновения и способность руководства стран устранять негативные факторы и угрозы. Данный аспект крайне важен для экономической безопасности государства, поскольку обеспечивает повышение уровня и экономической, и национальной безопасности страны.

Ключевые слова:
бюджетная система, государственные средства, публичные финансы, местные бюджеты, финансовый контроль, эффективность расходования, бюджетный процесс, правовые нормы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Структуры государственных финансов большинства развитых стран идентичны устройству системы госфинансов России и имеют трехуровневую или двухуровневую систему в зависимости от государственного устройства.
В каждом государстве, как правило, главным элементом является государственный бюджет, а полномочия и объем финансов нижестоящего уровня определяются соответствующим административно-территориальным устройством. Как и в России [1], в США доля федерального бюджета в объеме средств консолидированного фонда бюджетных средств составляет 51—52 % [2, с. 124]; в ФРГ — 50 % [3], в КНР — 48 % [4], в Великобритании — 50 % [5, с. 102].
В зарубежных странах имеются и специальные правительственные фонды.
Бюджетная система Китайской народной республики
Рассматривая успехи Китайской Народной Республики (далее — КНР) в области экономики за последние 20 лет, нельзя обойти вниманием тот факт, что фундаментом резко возросших доли КНР в мировом хозяйстве и удельного веса в современных политических процессах явился сплав сохранения прежнего идеологического курса с проведением экономических реформ, конечной целью чего являлось все-таки построение рыночной экономики. В течение 40 лет руководство КНР прибегало к различным экспериментам, придя к сформировавшейся к 2020 году эффективной модели рыночной экономики с устойчивой долей участия государства в ключевых областях национальной системы хозяйствования. Немало экономических опытов проводилось и в финансовой системе страны, вплоть до административного регулирования курса национальной валюты, с сохранением при этом приверженности рыночным принципам. В середине пути руководство страны осознало значение и стимулирующую роль в развитии финансовой системы государственных финансов, сконцентрированных в бюджетной системе. Наряду с эффективными экспериментами в экономике руководство КНР осуществляло поэтапный переход бюджетной системы страны от модели бюджетного выравнивания территорий к модели стимулирования их экономического роста. Рационально спланированные и эффективно израсходованные бюджетные средства являются одним из драйверов экономики в виде инвестиций в основной капитал, трудовые ресурсы, развитие инфраструктуры, предпринимательства и т. д.
Фундамент реформ в КНР начали закладывать в конце 70-х годов XX века, начало которым положил идеолог рыночных реформ при сохранении коммунистического строя Дэн Сяо Пин.
Рассматривая бюджетную систему КНР, можно констатировать схожие черты с бюджетной системой Российской Федерации в части централизации и соответствия административно-территориальному устройству, отличие по структуре лишь в количестве уровней: в КНР их пять. Государственный бюджет (бюджет центрального правительства) составляет первый уровень, бюджеты субъектов (провинций) — второй, далее — бюджеты крупных городов, имеющих административно-территориальное деление, бюджеты уездов и городов, не имеющих административно-территориального деления, и бюджеты поселков и небольших городов. 
Однако, несмотря на почти вдвое меньшую площадь государства по сравнению с Российской Федерацией, в КНР предоставляется большая финансовая автономия органам управления административных территорий.
Современный бюджетный процесс КНР имеет аналогичные с Российской Федерацией стадии рассмотрения и принятия бюджетов. Строго соблюдается норма законодательного закрепления представительными органами власти принятия хозяйственных решений, которые влекут увеличение расходной части бюджетов [6].
Однако в отличие от трехэлементной бюджетной системы России, включающей доходы, расходы и источники покрытия дефицита, в КНР всего два элемента — доходы и расходы, то есть китайская бюджетная система не предусматривает дефицита. Когда-то такая система была принята в СССР и была успешно перенята китайским руководством.
Бюджетная система Соединенных Штатов Америки
Несмотря на лидирующую роль в мировой экономике, бюджетная система Соединенных Штатов Америки (далее — США) одна из самых молодых из развитых стран. Как система первой экономики мира она имеет ряд особенностей, присущей только ей. Причем, отличительные черты бюджетной системы США оказывают иногда существенное влияние на бюджетные системы других государств и тесно связаны со многими из них.
Поскольку сама история страны насчитывает чуть более двухсот лет, соответственно, и система государственных финансов формировалась в течение указанного времени, став за этот период самой могущественной в мире. Во второй половине ХХ века США стали мировым лидером по таким бюджетным показателям, как доходы и расходы, а начиная с 1970-х годов — по дефициту бюджета и размеру государственного долга.
Федеральный бюджет США состоит из двух элементов: 
— правительственный бюджет;
— доверительные фонды. 
Правительственный фонд финансирует социальную сферу, национальную оборону, обслуживание государственного долга и национальную экономику. Доверительные фонды осуществляют финансирование целевых направлений, связанных с содержанием инфраструктуры, а также отдельных видов страхования: социального, пенсионного, занятости.
На основании государственного устройства США, как было сказано выше, бюджет США подразделяется на три уровня [7, с. 76]:
— федеральный бюджет;
— бюджет штатов;
— бюджет местных органов управления.
В качестве расходов в штатах и местном самоуправлении следует назвать образование, пособия, здравоохранение, транспорт и иное.
Доходы бюджета — это налоговые поступления от физических лиц и субъектов хозяйствования. 
Бюджетный год не совпадает с календарным, начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего года [2, с. 124].
Бюджетная система США имеет одну отличительную особенность бюджетной системы вследствие проводимой правительством страны бюджетной политики — формально регулируемую конгрессом величину государственного долга. Однако решения конгресса принимаются в зависимости от обоснования правительством необходимости увеличения расходной части бюджета. Результатом такой политики является резкое возрастание государственного долга и высокая стоимость его обслуживания. По прогнозам американских экспертов, в 2021 году статья затрат по обслуживанию государственного долга федерального правительства будет уступать только оборонным расходам и составит около 1 трлн долларов.
Бюджетная система Франции
Франция представляет собой характерный тип унитарного государства. Соответственно, страна имеет двухзвенную бюджетную систему: государственный и местные бюджеты.
Государственный бюджет финансирует два основных направления:
— постоянные текущие расходы (социальные, оборонные, капитальные и др.). Объем финансирования этих операций составляет около 90 % от всех бюджетных ресурсов; 
— временные расходы (кредиты, отдельные краткосрочные целевые программы и др.).
Расходы центрального бюджета тоже подразделены на две части.
Пополнение государственного бюджета во Франции происходит на 90 % от налогов. Остальная часть пополняется за счет продажи продукции военного назначения, поступлений денежных средств от деятельности государственных предприятий, займов и иных источников.
Финансовый год во Франции совпадает с календарным.
В 2001 году в государстве стартовали реформы по повышению эффективности деятельности государственных финансов и уменьшения величины государственного долга. Президент Франции Николя Саркози в 2007 году создал Министерство бюджета, государственных счетов и гражданской администрации Франции. Министру было поручено решение следующих задач:
— реформировать устав государственных служащих;
— сокращение государственных служащих до необходимого количества, обеспечивающего выполнение важнейших функций;
— объединение сфер налогообложения и государственных услуг;
— реформирование общего направления государственной политики по уменьшению бюджетного дефицита;
— разработка нового законодательства об онлайн-ставках.
Результаты реформ:
1. Число государственных служащих было сокращено.
2. За год размер дефицита государственного бюджета сократился на 39 %. 
3. Существенно увеличились доходы в бюджет (более чем на 300 млн евро).
4. Расходная часть бюджета была снижена на 14,2 %. 
5. Как следствие уменьшения дефицита бюджета — снижение стоимости обслуживание госдолга.
Бюджетная система Федеративной Республики Германия
Анализируя бюджетную систему Федеративной Республики Германия (далее — ФРГ), можно сказать о том, что бюджет — это главное звено финансовой системы ФРГ. В государственный бюджет ФРГ включены поступления и затраты всех уровней управления [8, с. 4]:
— федерации;
— земель;
— общин.
Финансовый год совпадает с календарным.
Формирование доходной части бюджета в ФРГ происходит за счет налоговой политики, которая проводится в стране. Налоговые поступления от физических и юридических лиц составляют 4/5 всего дохода бюджета. Также бюджет пополняется за счет неналоговых поступлений от использования государственного имущества (ренты) и в виде прибыли от деятельности государственных предприятий.
Но, кроме доходов, государственный бюджет имеет и статьи расходов. Центральный бюджет финансирует деятельность федерального правительства, осуществляет межбюджетные трансферты земель и общин, а также несет расходы на военные нужды, на международную деятельность, социальные расходы, осуществляет финансовую поддержку отдельных отраслей, науки и образования [9, с. 36].
Бюджетная система Великобритании
Рассматривая бюджетную систему Великобритании, следует сказать, что она представлена в виде двух звеньев: 
— государственный бюджет;
— местные бюджеты. 
Основная доля финансовых ресурсов государственного бюджета происходит по консолидированному фонду.
Консолидированный фонд представлен как специальный счет Министерства финансов Великобритании в Банке Англии [5, с. 102]. 
Вторая часть государственного бюджета Великобритании — национальный фонд займов. Он формируется доходами, получаемыми от предоставления кредитов местным органам власти и государственным корпорациям. 
Бюджетная система Японии
В Японии бюджетный год начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Рассматривая бюджетную систему Японии, следует сказать, что она имеет центральный бюджет, инвестиционный и 57 специальных счетов. 
Бюджет Японии, в отличие от рассмотренных стран, имеет одну особенность — высокую долю неналоговых поступлений. Это, как правило, плата за использование и продажу государственной собственности, поступления от различных штрафных санкций, доходы от лотерей и иное [10, с. 132].
Большую часть государственных расходов составляют социальные расходы, а среди них высока доля пенсионного обеспечения. Также государственный бюджет расходуется на науку, образование, развитие транспорта. Самой маленькой статьей расхода в Японии, в отличии от иных зарубежных стран, являются военные расходы. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1 %. Однако с учетом новой стратегии эта доля, скорее всего, увеличится.
Кроме государственного бюджета, в Японии имеются и местные бюджеты. Местные бюджеты имеют свое пополнение также от налоговых и неналоговых поступлений. Местные органы власти осуществляют финансирование ликвидаций последствий стихийных бедствий, выплат различных пособий, пенсий, производственной инфраструктуры.
Однако необходимо отметить, что Япония является не только одним из лидеров по уровню внешнего долга в регионе, но и в мире, что негативно сказывается на расходной части бюджета в плане высоких расходов на обслуживание и управление государственным долгом.
Бюджетная система Италии
Рассматривая построение бюджетной системы Италии, можно констатировать, что ее построение аналогично большинству конструкций построения государственных финансов, рассмотренных нами ранее. Как и в других развитых странах, основу бюджетной системы составляет государственный бюджет. В качестве отличия необходимо отметить тот факт, что затраты на обслуживание и управление государственным долгом производятся не с текущих расходов, а со счетов движения капиталов [11, с. 235].
Как положительный момент можно отметить снижение уровня внешнего долга Италии. Страна 15 лет назад лидировала в Европе по относительному показателю — отношению внешнего долга к ВВП. Сейчас Италия находится на 9 месте, что, безусловно, снизило стоимость обслуживания государственного долга.
К сожалению, рамки данной статьи не позволяют отобразить всесторонний анализ бюджетных систем ведущих стран мира. Более подробный анализ проведен авторами в разделе монографии, рассматривающей проблемы безопасности бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, которые имеются и действуют на территории государства. Структура бюджета в зарубежных странах весьма разнообразна и носит неординарный характер.
Меры по защите своих бюджетных систем у различных государств также весьма разнообразны. От правовых способов, как требование составления и исполнения бездефицитного бюджета в КНР, до административных, как во Франции. Однако многие государства не полностью обеспечивают безопасность своих бюджетных систем, в связи с чем подвергают их риску реализации серьезных экономических угроз.

Список литературы

1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения: 03.03.2021).

2. Приходько М. В. Бюджетная система США и ее характеристика // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 12.

3. Официальный сайт министерства финансов ФРГ. URL: https://www.bundeshaushalt.de/ (дата обращения: 04.03.2021).

4. China Statistical Yearbook 2018. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2018/indexeh.htm (дата обращения: 16.03.2021).

5. Рассыльников И. А. Основы правового регулирования бюджетной деятельности в Великобритании // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 1.

6. Кадочников Д. В. Бюджетная система Китая на современном этапе: ключевые вызовы и направления развития. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2018/10/06/1251870113/kadochnikov.pdf (дата обращения: 16.03.2021).

7. Рассыльников И. А. Особенности организации бюджетного процесса в США // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 1.

8. Сочейкин А. В. Бюджетное регулирование в Германии // Банковские услуги. 2002. № 10.

9. Зверев А. В. Современное состояние бюджетного процесса в ФРГ // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 1.

10. Балашев Н. Б., Белова Н. Г. К вопросу сравнительного анализа финансовых систем и бюджетов России и Японии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4.

11. Есипова Л. С. Бюджетная система Италии // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции (Курск, 28 июня 2019 г.): в 3-х т. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019.


Войти или Создать
* Забыли пароль?