ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ О МЕТОДЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ КАК ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены условия предоставления государственной услуги участниками внешнеэкономической деятельности по получению предварительного решения по применению метода определения таможенной стоимости, выявлены риски применения предварительного решения, связанные с возможностью уклонения от уплаты таможенных платежей и преимущества для ведения бизнеса.

Ключевые слова:
таможенная стоимость, товар, налогооблагаемая база, предварительное решение, участники внешнеэкономической деятельности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Размер обложения товаров, перемещаемых через таможенную границу, представляет интерес не только для «крупного» и малого бизнеса, но и для таможенных органов, обеспечивающих фискальную функцию государства. Участники внешнеэкономической деятельности (далее — участники ВЭД) в целях минимизации таможенных платежей, подлежащих уплате в бюджет государства за товары, перемещаемые через границу, используют различные схемы уклонения от уплаты, выявить и пресечь которые позволяет контроль, проводимый таможенными органами.
Величина подлежащих уплате в бюджет государства таможенных платежей зависит не только от ставок сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин и налогов, относящихся к таможенным платежам, как правило, носящих «фиксированный» характер, но в большей степени от «манипуляций» с таможенной стоимостью, представляющей величину, к которой применяются установленные ставки в разрезе видов платежей и порядок определения которой зависит от совокупности факторов и составляющих, в том числе требующих документального характера подтверждения.
Таким образом, таможенная стоимость товаров является, с одной стороны, основой для исчисления таможенных пошлин и, как следствие, иных платежей, а с другой — сложной категорией или направлением администрирования в сфере таможенного дела с определенным порядком установления ее декларантом и контролем со стороны таможенных органов.
Правовое регулирование таможенной стоимости в Российской Федерации основано на международных нормах права, позволяющих определить «действительную стоимость» и принципы оценки товаров, применять понятийный аппарат и согласовательный порядок определения [1].
Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее — ГАТТ) утверждены правила таможенной оценки товаров, которые легли в основу методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию и регламентированных статьями 39—45 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) [2].
ТК ЕАЭС установлено шесть методов определения таможенной стоимости для ввозимых товаров [2], а постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2019 года № 1694 «Об утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» регламентировано только пять, не включающих метод вычитания таможенной стоимости при вывозе товаров с таможенной территории [3].
Порядок определения таможенной стоимости характеризуется структурой, представленной набором элементов, ее формирующих, а также сроками применения, установленными ограничениями, условиями использования и иными факторами, оказывающими влияние на формирование налогооблагаемой базы.
Заявление сведений в таможенный орган возлагается на декларанта, следовательно, подача декларации на товар (далее — ДТ) должна содержать сведения как о величине таможенный стоимости, так и о методе ее определения, что отражается в графах 43, 45 ДТ, включая расшифровку декларации таможенной стоимости (далее — ДТС), конкретизирующую структуру таможенной стоимости и подтверждающую в том числе выбранный метод и величину налогооблагаемой базы [4; 5].
Наиболее распространенными являются метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (или для вывозимых — метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами), также определенный как метод 1, и резервный метод.
Для декларанта наиболее предпочтительным является метод 1 как для ввозимых, так и вывозимых товаров, позволяющий применить таможенную стоимость, определенную самим декларантом с рассчитанными таможенными платежами, подлежащими уплате.
Методы 2 и 3, именуемые как методы по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами, применяются реже, а методы сложения и вычитания (для ввозимых товаров) являются, как правило, исключением, что связано со сложностью выбора источника оценки, приведением величины к сопоставимому виду, отсутствием значений элементов структуры или их подтверждения.
Применение иных методов определения таможенной стоимости декларантом при заявлении сведений или таможенным органом при контроле, отличных от метода 1, может быть вызвано трудностями, связанными с изменением величины таможенный стоимости, сложностью расчета и подтверждения и, самое главное, увеличением налогооблагаемой базы, что ставит под сомнение действительность стоимости товара и не способствует созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.
По результатам контроля таможенной стоимости в 2020 году сумма дополнительно взысканных таможенных платежей, представленных в таблице 1, составила 20,5 млрд руб., что на 1 % больше по сравнению с 2018 годом и на 0,5 % меньше в сопоставлении с 2019 годом.

Таблица 1
Показатели деятельности Федеральной таможенной службы России
по контролю таможенной стоимости
Показатель    2018 год    2019 год    2020 год    Изменение
Взыскано таможенных платежей, млрд руб.    20,3    20,6    20,5    + 1 %
Возвращено таможенных платежей по решениям о таможенной стоимости, млрд руб.    1,6    1,03    1,0    - 40 %
Количество оспариваемых решений по таможенной стоимости (%) от общего числа, предъявленных к таможенным органам    17,5    18,3    17,3    - 0,2 %


Составлено по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации [6].

Показатели взысканных платежей по корректировкам (изменению) таможенной стоимости, так же как и количество оспариваемых решений, предъявленных к таможенным органам, о величине налогооблагаемой базы в 2020 году по сравнению с 2018 годом практически не изменились, что свидетельствует о контроле, проводимом таможенными органами до и после выпуска товаров на предмет достоверности, подтвержденности, количественной определенности таможенной стоимости и несогласии участников ВЭД с результатами проверки.
Показателем качества проведения таможенного контроля и результатом деятельности Федеральной таможенной службы России (далее — ФТС России) является количество оспариваемых решений по таможенной стоимости.
По сравнению с таможенными платежами, классификационным кодом, происхождением товаров, количество обжалований налогооблагаемой базы уступает лишь показателю оспаривания по административным делам о нарушении таможенных правил, возбужденных таможенными органами и связанными с виной лица при заявлении в том числе недостоверных сведений о таможенной стоимости и, как следствие, повлекших занижение таможенных платежей (согласно данным, представленным в табл. 2).

Таблица 2
Обжалуемые решения в сфере таможенного дела
Обжалуемые решения, %    2018 год    2019 год    2020 год
По таможенной стоимости    17,5    18,3    17,3
По классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС    6,0    7,9    6,6
По таможенным платежам    14,3    6,9    4,8
По делам о нарушении таможенных правил    41,4    47,9    48,2
По иным основаниям    20,8    19    23,1


Составлено по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации [6].

Практика корректировки (изменения) таможенной стоимости показывает, что для участника ВЭД основанием обжалования является не метод, а величина таможенной стоимости, от которой исчисляется доплата таможенных платежей, уплачиваемых в бюджет государства.
Согласно данным ФТС России, представленным в таблице 1, в 2020 году по корректировке таможенной стоимости возвращено участникам ВЭД на 40 %, или 0,63 млрд руб. меньше по сравнению с 2018 годом при сохраняющейся динамике взыскания подлежащих уплате таможенных платежей и количестве оспариваемых решений, что, с одной стороны, свидетельствует об обоснованности решений таможенных органов, а с другой — определяет необходимость разработки и внедрения механизмов регулирования таможенной стоимости.
ТК ЕАЭС (глава 5) с учетом положений статьи VII ГАТТ определены механизмы регулирования таможенной стоимости путем применения методов оценки товаров для таможенных целей, которые в государствах — членах ЕАЭС, а также в иных иностранных государствах могут не вызывать сложностей применения, повлекших корректировку (изменение) таможенной стоимости, оспаривание решений таможенных органов, формирование «негативной» судебной практики, приводящих к возврату денежных средств из федерального бюджета.
Минимизация негативных причин контроля таможенной стоимости в Российской Федерации путем изменения регулирования методов определения таможенной стоимости на национальном уровне может привести к противоречиям с положениями мировой практики, в том числе закрепленными в ТК ЕАЭС.
Так как изменениям должны подвергаться не методы определения таможенной стоимости, то применительно к российской практике заявления и контроля таможенной стоимости требуется разработка и внедрение механизмов ценового регулирования налогооблагаемой базы.
Результатом регулирования таможенной стоимости как налогооблагаемой базы может выступать предварительное решение, которое представляет собой государственную услугу.
Предварительное решение как государственная услуга применяется на территории Российской Федерации, а также государств — членов ЕАЭС по определению классификационного кода товара, происхождению товаров и регламентировано положениями глав 3 и 4 ТК ЕАЭС, а также правовыми актами национального законодательства государств — членов ЕАЭС.
Предварительное решение позволяет сократить время и финансовые издержки участников ВЭД, а также случаи обжалования решений таможенных органов. Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, так же как и таможенная стоимость, является элементом таможенно-тарифного регулирования, определяющим и влияющим на размер таможенного обложения. Однако согласно данным таблицы 2 среднее значение за 2018—2020 годы оспариваемых решений по таможенной стоимости составило 17,7 %, в то время как 6,8 % по классификации товаров.
Следовательно, предоставляемые услуги являются действенным механизмом урегулирования интересов государства и бизнеса в целях определения таможенных платежей, подлежащих уплате, минимизации рисков привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил, сокращения времени совершения таможенных операций.
Выдача предварительного решения участнику ВЭД по применению (определению таможенным органом) метода таможенной стоимости закреплена пунктом 19 статьи 38 ТК ЕАЭС только для ввозимых товаров при условии разработки порядка его выдачи на уровне национального законодательства каждого государства — члена ЕАЭС.
Однако с 2018 года и до настоящего времени порядок выдачи предварительного решения по применению метода определения таможенной стоимости в Российской Федерации отсутствует и, с точки зрения экспертов в области таможенного дела, является проблемным [7].
Предварительное решение по применению метода определения таможенной стоимости удовлетворяет интересы бизнеса, но, вместе с тем, может представлять собой экономическую угрозу для государства, что объясняет длительный, отсутствующий до сих пор порядок принятия и применения.
Предварительное решение согласно пункту 19 статьи 38 ТК ЕАЭС выносит таможенный орган. Предварительное решение о применении метода определения таможенной стоимости имеет одинаковую юридическую силу при указании в декларации на товар и предъявлении в таможенный орган на всей территории государства — члена ЕАЭС.
Создание на территории Российской Федерации центров электронного декларирования (далее — ЦЭД) товаров и внедрение диспетчеризации деклараций на товар позволит участнику ВЭД при наличии выданного предварительного решения применять один и тот же метод в отношении декларируемых товаров при их оформлении в различных таможенных органах.
Следовательно, в рамках одного внешнеторгового контракта купли-продажи таможенная стоимость одного и того же товара, например, при подтверждении метода 1 (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) может быть одинаковой в территориально различных ЦЭД.
Предварительное решение, выданное таможенным органом с согласованием метода 1, означает признание условий сделки, заключенной между участником ВЭД и контрагентом, отсутствие сомнений в элементах, ее формирующих, что при проведении контроля должно повлечь согласие таможенного органа с величиной таможенной стоимости вне зависимости от ее размера и является правомерным согласно методологии определения таможенной стоимости, закрепленной положениями ТК ЕАЭС. Однако принятие метода 1 в предварительном решении позволяет участнику ВЭД от поставки к поставке снижать таможенную стоимость, провоцируя, таким образом, возникновение рисков ее занижения и уклонения уплаты таможенных платежей, что представляет собой угрозу экономической безопасности государства, которую должен игнорировать таможенный орган при проведении контроля в целях выпуска товаров по ДТ, не применяя формы и меры таможенного контроля.
Следовательно, при отсутствии препятствий в применении метода 1 определения таможенной стоимости низкая стоимость товара не является основанием для корректировки и доплат денежных средств в федеральный бюджет.
Кроме того, практика принятия заявленной участником ВЭД налогооблагаемой базы при наличии предварительного решения о методе определения таможенной стоимости будет формировать ценовую базу данных по идентичным или однородным товарам, не соответствующую сложившейся мировой практике, администрирование которой осуществляет ФТС России.
В целях минимизации спорных ситуаций и создания благоприятных условий ведения бизнеса целесообразно рассмотреть возможность принятия предварительного решения о величине таможенной стоимости. Однако принятие предварительного решения о величине таможенной стоимости противоречит мировой практике, так как таможенная стоимость может быть «низкой», «высокой» или «любой» в силу отсутствия сомнений в отношении условий реализации сделки в части ее подтвержденности и достоверности.
В настоящее время отсутствуют правовые акты, определяющие требования к условиям сделки, видам и реквизитам документов в силу разнородности положений, действующих на территориях различных государств, в том числе не предусмотрены положения, наделяющие таможенные органы полномочиями по проведению данного контроля, что также подтверждает возможность возникновения рисковых ситуаций по таможенной стоимости, а не их минимизации и сокращения оспариваемых решений.
В данной ситуации решение может быть в виде принятия таможенным органом предварительного решения по применению метода определения таможенной стоимости с одновременным отражением в данном решении величины в иностранной валюте, которая путем перевода в валюту Российской Федерации определяет таможенную стоимость товара по конкретной сделке и определенному товару. Форма предварительного решения может сохранить название, но содержание данного решения должно отражать товар, стоимостную величину, с обязательным указанием срока его действия.
В соответствии с требованиями по заполнению декларации на товар таможенная стоимость всегда указывается в валюте Российской Федерации. Таким образом, целесообразно в предварительном решении о методе определения таможенной стоимости указывать значение величины в иностранной валюте (далее — индекс таможенной стоимости товара, или ИТС), например, в долларах США за единицу, килограмм или иную натуральную основу для последующего определения таможенной стоимости путем перевода в рубли по курсу, установленному Банком России на дату подачи ДТ.
В предварительном решении о применении 1 метода определения таможенной стоимости ИТС должен определяться и подтверждаться таможенным органом на основе сведений участника ВЭД и путем подписания данного решения в электронном или бумажном виде. При согласовании таможенным органом в предварительном решении о методе определения таможенной стоимости иного метода (отличного от метода 1) ИТС должен определяться таможенным органом в соответствии с методологией определения таможенной стоимости согласно положениям ТК ЕАЭС.
Таким образом, метод в предварительном решении должен сопровождаться наименованием товара, ИТС, а также периодом его применения (действия).
Следует отметить, что предварительное решение с установленным таможенным органом методом таможенной оценки, с ИТС по товару и периодом его действия может быть получено только по месту фактического (планируемого) нахождения товара на момент прибытия на таможенную территорию с указанием данной информации в соответствующих графах решения, что обосновано тенденциями мирового рынка, особенностями внешнеторговой практики и другими факторами, оказывающими влияние на таможенную стоимость товара.
Следовательно, если товар прибывает на таможенную территорию в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления, а декларация на товар подлежит проверке, например, ЦЭД в регионе деятельности Южного таможенного управления, то для совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, предварительное решение о применении метода таможенной стоимости с ИТС и сроком действия должно быть получено участником ВЭД в компетентном органе в регионе Дальневосточного таможенного управления с отражением его номера и даты в декларации на товар.
В качестве компетентного таможенного органа по принятию предварительных решений по методу определения таможенной стоимости конкретного товара с учетом обязательных характеристик, таких как ИТС и период действия, может выступать Региональное таможенное управление (далее — РТУ), в компетенцию которого входит организация, координация и контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также принятие решений в области таможенного дела по таможенной стоимости товаров, в том числе с использованием системы управления рисками [8]. Наделение данными полномочиями региональных таможенных управлений по оказанию государственной услуги по применению метода определения таможенной стоимости должно сократить количество оспариваемых решений по таможенной стоимости в связи с уточнением обстоятельств внешнеторговой сделки и условий ее формирования на этапе, предшествующем совершению таможенных операций, в том числе путем уточнения сведений и информации, представленной участниками ВЭД в РТУ.
Оказание государственной услуги по аналогии с принятием решений по классификации товаров может носить платный или бесплатный характер, как при вынесении предварительных решений о происхождении товара. Однако предварительное решение о методе определения таможенной стоимости должно быть общедоступным для использования его другими участники ВЭД при соблюдении положений конфиденциальности данных, предоставленных в таможенный орган.
Но применение метода и ИТС при ввозе идентичных или однородных товаров другими участниками ВЭД, согласно предварительному решению о методе определения таможенной стоимости и ИТС, размещенному на официальном сайте ФТС России, могут носить только сравнительный характер и не рассматриваются как основание для принятия решения по таможенной стоимости товаров иных участников ВЭД в силу особенностей внешнеторговых сделок лиц, которые не получили государственную услугу.
Применение РТУ данного порядка принятия предварительного решения о методе определения таможенной стоимости с ИТС позволяет снять ограничения конфиденциального характера с системы управления рисками, обеспечив таким образом открытость индикаторов риска по товарам, перемещаемым через таможенную границу.
Следовательно, в сложившейся ситуации можно ожидать, что предварительные решения о методе определения таможенной стоимости с ИТС товара будут приниматься РТУ только тогда, когда ИТС товара участника ВЭД будет соответствовать индикатору риска, удовлетворяющему интересы таможенного органа, в целях контроля величины таможенной стоимости как налогооблагаемой базы.
В противном случае таможенные органы будут искать причины несогласия с методом по стоимости сделки, претендующим на его применение участником ВЭД, что означает возврат к системе управления рисками и корректировке таможенной стоимости.
Предоставление государственной услуги по методу определения таможенной стоимости позволяет оценить риски недостоверного декларирования товаров как участнику ВЭД, так и таможенному органу, сроки оформления и целесообразность обжалования решений таможенных органов, влекущих доплату таможенных платежей.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Таможенные органы обеспечивают фискальную функцию государства, так как наделены компетенцией по контролю таможенной стоимости как основы расчета таможенной пошлины и иных таможенных платежей, причисляемых в федеральный бюджет.
2. Предварительное решение о методе определения таможенной стоимости корреспондирует с правовыми положениями международной практики таможенного администрирования, но связано с возможным риском занижения таможенной стоимости по товарам, перемещаемым по внешнеторговой сделке в рамках полученной от таможенного органа данной государственной услуги.
3. В целях минимизации рисков занижения таможенной стоимости по товарам перемещаемым через таможенную границу целесообразно в предварительном решении определить ИТС и период его действия.
4. Предварительное решение о методе определения таможенной стоимости может быть вынесено только РТУ в регионе фактического (планируемого) перемещения товара вне зависимости от таможенных органов декларирования.
5. Предварительное решение о методе определения таможенной стоимости с учетом характеристик по ИТС, периоду и региону действия являются «первым шагом» к открытости системы управления рисками, реализуемой таможенными органами.
6. Предварительное решение должно быть общедоступным, но применимо только к товарам лиц, обратившихся за его получением. Вместе с тем, иные участники ВЭД могут самостоятельно оценить риски при оформлении товаров в таможенном отношении по направлению таможенной стоимости.
Таким образом, предварительное решение о методе определения таможенной стоимости и порядок его получения необходимы как участнику ВЭД, так и таможенному органу, проводящему контроль таможенной стоимости, как инструмент совершенствования таможенного администрирования в целях обеспечения экономической безопасности государства, а также создания условий облегчения ведения бизнеса.

Список литературы

1. Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года: ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г. URL: https://base.garant.ru/4059963/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f (дата обращения: 20.04.2021).

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: в ред. от 29 мая 2019 года: приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315 (дата обращения: 18.04.2021).

3. Об утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 16 декабря 2019 г. № 1694. URL: http://consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req (дата обращения: 20.04.2021).

4. О форме декларации на товары и порядке ее заполнения: решение КТС от 20 мая 2010 г. № 257. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12076301 (дата обращения: 20.04.2021).

5. О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 октября 2018 г. № 160. URL: http://сonsultant.ru/ document/cons_doc_LAW_309367 (дата обращения: 20.04.2021).

6. Таможенная служба Российской Федерации. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 20.04.2021).

7. Бондарь Е. Г. Актуальные вопросы определения и контроля таможенной стоимости товаров // Экономика и предпринимательство. 2020. № 7 (120). С. 1048-1052.

8. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении: приказ ФТС России от 31 мая 2018 г. № 832. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71963780 (дата обращения: 20.04.2021).


Войти или Создать
* Забыли пароль?