ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье автор рассматривает историко-правовые основы взаимодействия милиции и населения в годы Великой Отечественной войны. Предпринята попытка анализа и систематизации форм, используемых в организации взаимодействия сотрудников милиции и членов государственно-общественных формирований в исследуемый период. Авторы приходят к выводу, что предпочтение было отдано коллективным формам в организации взаимодействия населения и милиции, а выбор форм взаимодействия осуществлялся с учетом целого ряда факторов, способных повлиять на результаты деятельности. Участие населения в составе общественно-государственных формирований в различных формах взаимодействия с милицией явилось залогом успеха в деятельности милиции в борьбе по обеспечению правопорядка и стабильности тыла.

Ключевые слова:
правовые основы, милиция, формы взаимодействия, правопорядок, общественные формирования, население
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современной историко-правовой литературе в значительной степени возрос интерес к проблемам организации взаимодействия структур милиции и населения в обеспечении охраны правопорядка и общественной безопасности на различных этапах государственного строительства и особенно в условиях Великой Отечественной войны, 80-летие начала которой отмечается в этом году.
В годы Великой Отечественной войны фундаментом, на котором было организовано взаимодействие органов внутренних дел и населения, являлся опыт, накопленный в межвоенный период. Создание в 1932 году бригад содействия рабоче-крестьянской милиции (бригадмил) [1] взамен добровольных обществ содействия милиции [2] определило радикальные перемены в дальнейшем развитии общественно-государственных формирований, призванных содействовать милиции. Формирующийся в 30-е годы механизм взаимодействия милиции и населения свидетельствовал о значительном потенциале в использовании его как инструмента контроля за населением в условиях тоталитаризма и возрастающих возможностей управляемости обществом в процессе реализации авторитарных методов в системе государственного управления. 
Изданная в июне 1937 года Главным управлением милиции НКВД СССР Инструкция по организации и порядку действий бригад содействия рабоче-крестьянской милиции определила универсальный характер новой формы взаимодействия, всецело подчинив органам внутренних дел членов этого общественного формирования, что предопределило их огосударствление и получение данным общественным формированием статуса «приданных сил» милиции [3, с. 39]. Принципы централизации, единоначалия и дисциплины в руководстве со стороны милиции становятся определяющими в данном взаимодействии, являются правовой основой взаимоотношений милиции и членов бригадмила. Данная закономерность отражает те базовые перемены, которые пронизывали все элементы системы государственного управления и были характерны для периода нарастающей военной опасности, сложившейся на юге Европы и расползающейся по континентам. Если в межвоенный период осуществлялись поиск и формирование правовой базы, становление механизма взаимодействия милиции и населения, то в годы войны этот опыт становится основой дальнейшего формирования потенциала социально-правового сотрудничества органов внутренних дел и населения, которое развивалось как на общегосударственном, так и на региональном и местном уровнях. 
Историография войны свидетельствует, что одним из стратегических направлений в чрезвычайном законодательстве являлись прямые указания со стороны власти на достижение тесного взаимодействия правоохранительных органов с населением в обеспечении общественного порядка и государственной безопасности. Одним из главных направлений в законодательстве периода Великой Отечественной войны, касающихся политико-правового регулирования общественной правоохранительной деятельности, была мобилизация всех возможных материальных и людских ресурсов на достойный отпор врагу и надежную охрану тыла. Так, необходимые действия по охране правопорядка предусматривал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» [4, с. 199].
Один из основных документов государства, в котором была дана развернутая программа борьбы с врагом, – директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июля 1941 года партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой были конкретизированы задачи государственных органов в условиях начавшейся войны. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» определял деятельность не только всех органов государства, но и граждан по превращению страны в единый лагерь для отпора фашизму [5, с. 18]. Принятие Государственным комитетом обороны 17 сентября 1941 года постановления «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» обеспечило не только обучение, инструктирование граждан, что предполагало внесение профессиональных основ в подготовку населения, а в первую очередь непосредственное обучение участвующих во взаимодействии с милицией.
Действующее законодательство определяло особый порядок взаимодействия милиции и населения, включающий в себя перечень обязанностей, осуществляемых на общественных началах, определяющих повышенную ответственность за выполнение своего служебного и гражданского долга, предписывающий постоянное внимание к формированию профессио­нализма, а также высокую требовательность к себе и товарищам. Нельзя не согласиться с выводами, содержащимися в монографии «Население и охрана общественного порядка в российской истории», авторы которой отмечают, что в годы войны трансформации подверглось и содержание понятия охраны общественного порядка. Оно стало предусматривать борьбу с нарушителями режима военного времени, вражескими агентами, другими дезорганизаторами тыла [6, с. 53].
Анализ содержания организационно-идеологического фундамента взаимодействия милиции и населения дает возможность констатировать наличие высокой гражданской ответственности, единство и сплоченность населения, принимающего активное участие в укрепляющемся взаимодействии. Не страх перед репрессивно-насильственными методами в деятельности милиции, как пытаются сегодня представить [7, с. 7], не стремление решить материально-финансовые проблемы и сохранить себе жизни [8, с. 185] становились определяющим фактором в принятии решения: записаться в качестве добровольного помощника милиции или быть пассивным наблюдателем. В качестве фактов, подтверждающих данную мотивацию, необходимо привести следующую статистику. Так, только в шестом отделении милиции г. Горького на службу регулярно выходило 50 бригадмильцев, а всего в первые дни войны в г. Горьком более 1 тысячи бригадмильцев и более 2,5 тысячи членов групп охраны общественного порядка участвовали в поддержании правопорядка [9, с. 376], по стране к 1943 году в составе бригад содействия милиции насчитывалось 108 тысяч человек [10, с. 365], что свидетельствует о патриотическом настрое абсолютного большинства населения страны. Определяющим мотивом выбора населения являлась любовь к своей Родине и ответственность граждан, которые осознанно и добровольно взаимодействовали с органами милиции, обеспечивая правопорядок в тылу.
В то же время коллаборационизм, имеющий место на территориях, захваченных фашистами, в том числе и среди советских людей, дезертирство из армии, уклонение от призыва, бандитизм и другие виды преступных деяний свидетельствуют о прямо противоположной мировоззренческой позиции у части населения, обострившейся в экстремальных условиях войны и проявляющейся в ненависти к советской власти, страхе перед ней и желании сотрудничать с врагом.
Основу направлений взаимодействия населения и сотрудников правоохранительных органов составляли непосредственная совместная деятельность и информационный обмен, позволяющие оперативно и качественно выполнять поставленные задачи. Результатами взаимодействия милиции и членов общественно-государственных формирований в ходе вой­ны являлись задержание более 250 тысяч нарушителей порядка, 80 тысяч воров, изъятие с улиц около 79 тысяч беспризорных и безнадзорных детей [11, с. 221]. 
В период Великой Отечественной войны формируется устойчивая тенденция привлечения членов государственно-общественных формирований (прежде всего членов бригадмила) к проведению внезапных проверок аппаратами БХСС в порядке профилактики хищений продовольственных товаров на складах, базах, продовольственных карточек и других мероприятий, обеспечивающих укрепление экономических основ в достижении Победы. Только в Горьковской области в результате информационного обеспечения деятельности милиции со стороны населения государству были возвращены сотни тонн продовольствия. Так, в Салганском районе Горьковской области в конце 1941 – начале 1942 года было вскрыто хищение руководством потребительского союза 5,5 т муки, 12,7 т сахара, 2,7 т круп и других продовольственных товаров. На Сеймовских мельничных заводах Горьковской области были выявлены факты хищения спекулянтами 350 т зерна мукой и отрубями [12, с. 42]. О результативности взаимодействия свидетельствует статистика уголовных дел, рассмотренных в судах горьковской области. Только в 1942 году органами горьковской милиции по делам особой важности направлены в суд 264 уголовных дела. За 1943 год – 157, за 1944 – 120, в первом полугодии 1945 года – 92 дела [13]. 
Роль взаимодействия в годы войны как значительного ресурса, который был использован в регионах страны в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью, трудно переоценить. Задачи обеспечения прочного правопорядка существенно усложнились, а численность личного состава органов милиции в значительной степени сократилась. Информация, поступающая от граждан, исключала потребность дополнительного использования сил и средств. Практика вовлечения в активную правоохранительную работу населения обеспечивала не только укрепление доверия граждан к милиции, но и осознание в обществе ощутимости той пользы, которую они приносят выполнением сугубо профессиональных функций, сопряженных с риском для жизни, в борьбе с внутренним врагом, в роли которого выступал криминальный элемент. 
Повышенный интерес государственных, партийных и комсомольских органов к совершенствованию организации взаимодействия проявлялся не только в формировании правового поля, обеспечивающего дальнейшее расширение направлений этой деятельности, но и в активном поиске организационно-правовых форм и условий, способствующих эффективному влиянию взаимодействия милиции и населения как воспитательного фактора. Наркомат внутренних дел вопросам организации взаимодействия милиции с населением, совершенствованию его форм и повышению их результатов уделял постоянное внимание. Так, на основании директивы НКВД СССР от 25 августа 1941 года № 205 во всех городских и сельских населенных пунктах создавались группы охраны общественного порядка – форма содействия граждан органам милиции. В соответствии с Инструкцией Главного управления милиции данная форма взаимодействия была реализована в каждом населенном пункте, а в состав этого государственно-общественного формирования преимущественно входили представители «из советско-партийного актива». Руководство деятельностью данного формирования осуществлялось участковыми уполномоченными [10, с. 365]. 
В то же время анализ осуществляемого взаимо­действия милиции и населения в регионах свидетельствует о многообразии форм участия граждан в охране правопорядка в годы войны. Перед партийными, комсомольскими органами, органами внутренних дел в годы войны стояла задача добиться в процессе взаимодействия постоянного совершенствования результативности используемых форм, выработать критерии оценочных показателей, чтобы любая из этих форм становилась не только средством формирования правосознания у граждан-участников, но и готовности их к участию в боевых действиях на фронте.
Учитывая усложнение процесса взаимодействия милиции и населения в охране правопорядка в годы войны, исследователи концентрируют свое внимание на организационных началах данного процесса, предлагая различные основания для систематизации тех форм, которые были использованы в регионах страны. Авторы статьи согласны с классификацией, предложенной А. Ф. Пехтеревым, которая основана на таких критериях, как масштабность, массовость, самостоятельность [14, с. 13]. Анализ источников свидетельствует, что особенность критерия масштабности проявлялась в численности одновременно задействованных участников конкретного общественного формирования для выполнения поставленных задач. Примером может служить такая форма, как комсомольские полки, созданные в Москве, Ленинграде, Харькове, Калинине, Горьком с целью обеспечения противопожарной обороны. В состав этих формирований входили комсомольцы непризывных возрастов, находящихся на казарменном положении [11, с. 337]. Критерий массовости определялся количеством участников в таких формированиях, как советы общественности, советы профилактики правонарушений, сельские исполнители, старшие по дому, комсомольские оперативные отряды, группы самоохраны, бригады милиции, обеспечивающие регулярные рейды и дежурства в общественных местах. 
По мнению В. А. Гусака, граждане содействовали органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка как через индивидуальное участие, так и используя формы, предполагающие совместные усилия. Личное участие граждан (тождественно самостоятельности) в задержании и нейтрализации дезертира или бандита осуществлялось в сочетании с не менее актуальными формами индивидуального участия, среди которых необходимо выделить такие, как выступления граждан в печати, по радио, на собрании, проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений, обращения с письмами и заявлениями [15, с. 8], способствующие созданию информационного поля, направленного на формирование среди населения уверенности в победе, исключающего предательство, трусость, паническое настроение в обществе. Данные формы определяли мотивацию граждан на социально активное поведение и желание быть полезным обществу.
В то же время, осуществляя классификацию форм взаимодействия, необходимо учитывать такие основания, как статус территорий населенных пунктов (прифронтовой – тыловой; городской – сельский), гендерный (учет состава населения с преобладанием среди граждан мужчин или женщин), общекультурный, возрастной, профессиональный, количественный и так далее, влияющие на выбор форм социально-правового сотрудничества, а также направления организационных усилий в целях обеспечения эффективности результатов. 
Опыт войны свидетельствовал, что предпочтение было отдано коллективным формам в организации взаимодействия населения и милиции. Продуманная организация и расширение форм взаимодействия определяли возможность выбора, потенциал готовности участников, прогноз перспектив данного взаимодействия. Определяющими являлись профессиональное умение и готовность достигать положительный результат. Так, особую актуальность приобретало противодействие таким государственным преступлениям, как шпионаж, распространение ложных пораженческих слухов, выявление адресов притонов, укрывателей военных дезертиров и бандитов, нарушителей паспортного режима и воинского учета, лиц, уклоняющихся от трудовой повинности, нарушающих комендантский час, спекулянтов, расхитителей социалистической собственности [16, с. 331]. Для борьбы с этими и другими видами правонарушений решением органов управления в областях страны организовывались группы из партийных и советских работников (как наиболее подготовленных) в помощь органам милиции [17]. Таким образом, выбор форм взаимодействия осуществлялся с учетом целого ряда факторов, способных повлиять на результативность деятельности.
Анализ источников и литературы позволяет выявить недостатки в организации взаимодействия милиции и населения в годы войны и причины, их порождающие. Изменение в условиях войны содержания охраны общественного порядка, вызвавшее возрастание перегрузок сотрудников милиции и представителей государственно-общественных формирований, существенно усложнило задачу обеспечения правопорядка. Постоянная ротация участников взаимодействия, вызванная уходом на фронт сотрудников милиции и членов государственно-общественных формирований, не только способствовала снижению результативности их деятельности, но и определяла острую необходимость в организации формирования первичных профессиональных навыков у добровольцев, пополнивших ряды участников взаимодействия. Сдерживающим фактором являлись различия в уровне общеобразовательной, жизненной и физической подготовки вставших в ряды государственно-общественных формирований. Однако при всех существовавших в этой системе недостатках участие населения в решении государственной задачи по обеспечению общественного порядка играло важную роль. Только в 1942–1943 годах бригадмильцы задержали около 870 грабителей, несколько тысяч воров [6, с. 56].
Таким образом, исторический опыт свидетельствует о том, что результативность деятельности органов внутренних дел напрямую зависит от степени их взаимодействия с обществом, а активная гражданская позиция населения, принимавшего участие в различных формах взаимодействия с милицией в составе общественно-государственных формирований, явилась залогом успеха в деятельности милиции в борьбе по обеспечению правопорядка. Опыт и уроки в организации взаимодействия органов внутренних дел и населения в годы Великой Отечественной войны сегодня сохраняют свою актуальность и являются методологической основой организации партнерства полиции и общества.

Список литературы

1. О реорганизации обществ содействия органам милиции и уголовного розыска: постановление СНК РСФСР от 29 апреля 1932 г. // СУ РСФСР. 1932. № 38, ст. 173.

2. Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска: постановление СНК РСФСР от 25 мая 1930 г. // СУ РСФСР. 1930. № 25, ст. 324.

3. Егорышев С. В., Егорышева Н. В. Из истории взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества и населением в Российской Федерации // Российский следователь. 2010. № 4.

4. Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов отечества: учебное пособие. М., 2008.

5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. М., 1971.

6. Население и охрана общественного порядка в российской истории: монография / А. В. Борисов, А. Я. Малыгин, Р. С. Мулукаев, И. А. Потёмкин; под ред. Р. С. Мулукаева. М.: Академия управления МВД России, 2018.

7. Дайнес В. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии. М., 2010.

8. Зима В. Ф. Менталитет народов России в войне 1941-1945 гг. М., 2000.

9. Нижегородская (горьковская) милиция в 1917-1945 годы: организация и деятельность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью: монография / А. В. Беляков, А. Н. Лушин, С. А. Смирнов, С. В. Ханин; под ред. А. Н. Лушина. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2018.

10. Министерство внутренних дел России. 1902-2002. Исторический очерк. М., 2004.

11. Министерство внутренних дел России 1802-2002. Исторический очерк в 2-х т. Т. II. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002.

12. Становление и развитие подразделений экономической безопасности МВД России (к 80-летию службы БХСС - БЭП - ЭБиПК) / отв. ред. Е. П. Колодеев. Н. Новгород, 2017.

13. ЦАНО. Ф. 5980. Оп. 2. Д. 42. Л. 13.

14. Пехтерев А. Ф. Формы участия трудящихся в охране общественного порядка. Хабаровск: Хабаровская высшая школа МВД СССР, 1987.

15. Гусак В. А. Организационно-правовые формы взаимодействия милиции с населением в период Великой Отечественной войны // История государства и права. 2011. № 3.

16. Перчиков Ю. А. Об уклонистах и дезертирах в 1941-1945 гг. // В поисках нового в современной оте­чественной истории. Арзамас, 2007.

17. ГОПАНО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4159. Л. 86.


Войти или Создать
* Забыли пароль?