ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ БХСС ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ХИЩЕНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЛЕНИНГРАДЕ И ОБЛАСТИ (1961—1991)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются некоторые подходы, формы и методы работы органов по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС) Ленинграда и области по профилактике и борьбе с преступлениями против социалистической собственности в последние три десятилетия существования СССР. Здесь же исследуются различные аспекты правового регулирования организационных форм участия в этом процессе подразделений БХСС и населения региона.

Ключевые слова:
история государства и права России, органы БХСС, хищения государственной собственности, нормативные правовые акты, уголовно-правовые меры воздействия, Ленинград и Ленинградская область
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Укрепление российской государственности на современном этапе неразрывно связано с историческим опытом противостояния коррупционным проявлениям, угрожающим экономической безопасности страны и снижающим уровень доверия общества к власти. Ученые и практики из правоохранительных органов не первый год пытаются донести до всех ее ветвей эту важную и первоочередную истину в деле стабилизации общественных отношений и укрепления национальной безопасности государства.
Причем в этом процессе они сталкиваются с трудностями, часть которых связана с тем, что научных работ историко-правового характера по периодам «застоя» и «перестройки» оказалось не так много. В частности, об отсутствии работ по проблемам деятельности органов БХСС и причинах длительной закрытости этой темы одними из первых заявили авторы коллективного труда, посвященного истории службы БХСС — БЭП — ЭБ и ПК (Нижний Новгород, 2017) [1]. При этом авторы не раз подчеркивали важное значение изучения не только форм противодействия хищению государственной собственности для правоохранительных органов современной России, но и необходимость выявления специфических особенностей регионального опыта этой деятельности. В этом плане выбор автором статьи Ленинграда и Ленинградской области оказался не случайным.
Во-первых, ленинградский регион в начале 1960-х — 1990-х годов представлял из себя второй после столицы крупнейший экономический, научно-технический и культурно-образовательный центр, со всем комплексом проблем его развития и совершенствования [2, с. 7]. Здесь, как это было характерно для централизованной экономики, особенно болезненно проявлялись все ее пороки и недостатки, одним из которых была экономическая, хозяйственная преступность [3, с. 262].
По целому ряду социальных показателей Ленинград и область в середине 1980-х годов занимали одно из последних мест в стране [4, с. 8—9]. Судя по региональным архивным материалам, к концу 1980-х годов явно наблюдалась утрата государством многих рычагов управления экономикой, что обусловило масштабы возрастающей криминальной экспансии в наиболее доходных сферах городского и областного хозяйства [5, л. 5, 6].
Во-вторых, в эти годы служба БХСС Ленинграда и области, по оценке руководства МВД СССР, была одной из самых результативных в борьбе кономической преступностью в стране, опыт деятельности которой по ряду позиций носил передовой, новаторский характер.
Здесь впервые были реализованы региональные наработки по линии службы БХСС, некоторые из которых длительное время использовались в работе органов милиции других регионов страны. В то же время органы борьбы с экономической преступностью в Ленинграде и области перенимали передовой опыт аналогичных подразделений других республик, краев и областей СССР. Исследование этих и других аспектов опыта деятельности органов БХСС как раз и предпринял автор данной статьи, одной из целей которой стал анализ проблем противодействия силами органов БХСС экономическим преступлениям в советский период времени на конкретном регионе РСФСР.
Государственная собственность в СССР считалась основной формой социалистической собственности. На ее долю к началу 1960-х годов приходилось около 91 % всех производственных фондов [6, с. 649]. Нормы Конституций СССР (1936 и 1977 гг.) определяли социалистическую собственность объектом уголовно-правовой охраны. Для такого государственно-правового установления Советского государства были веские основания.
По данным органов прокуратуры РСФСР и аппаратов БХСС, в Республике к середине 1960-х годов только хищения в особо крупных размерах составляли: в торговле — 56,6 %; в промышленности — 21,6 %; в сельском хозяйстве — 14,4 % и в строительстве — 7,2 % [7, с. 83]. Прошедшие в Ленинграде судебные процессы над работниками «Ленминводторга» (1962—1963 гг.) (свыше 50 чел. — Д.И.) и Леноблторгбазы (1963 г.) вскрыли впечатляющие масштабы хищений государственной собственности в регионе и общественную опасность этого вида преступлений [8, с. 3—141; 9, с. 27—29]. Каждое четвертое хищение в стране в середине 1970-х гг. совершалось в сфере строительного производства [10, с. 8]. В конце 1980-х годов в СССР было зарегистрировано более 165 тыс. краж государственного имущества [11, с. 4]. Летом 1989 года группа сотрудников Оптического института им. С И. Вавилова в Ленинграде совершила кражу изделий из платины весом свыше 25 кг, общей стоимостью более 2 млн рублей [12, л. 194]. Рост хищений государственной собственности продолжился и в начале 1990-х годов.
В отличие от 1920-х — 1950-х годов требования партии и правительства к обеспечению надежной охраны государственной собственности были более четко закреплены в законодательных и иных правовых актах. Так, важнейшие государственно-правовые решения ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР по этим вопросам в 1960-е — 1980-е годы были изложены в постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 19 мая 1961 года «О мерах по предотвращению фактов обмана государства и усилению контроля за достоверностью отчетов о выполнении планов и обязательств», в постановлении СМ СССР от 31 декабря 1970 года «О cовершенствовании охраны объектов народного хозяйства» и от 20 февраля 1975 года «О мерах по усилению охраны социалистической собственности и устранению причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность». Были приняты Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1982 года «Об усилении борьбы с мелкими хищениями государственного и общественного имущества», совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 15 мая 1986 года «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» и др.
Высшие органы власти и управления страны возложили ответственность за охрану государственной собственности на определенный круг субъектов, наделенных соответствующими правомочиями. В их числе были выделены: представительные органы государственной власти; органы прокуратуры; судебные органы; органы Государственного арбитража; органы внутренних дел. Наиболее полно эти государственные органы были перечислены в упомянутом выше постановлении СМ СССР от 20 февраля 1975 года. Так, в пункте 1 постановления исполнительным комитетам Советов депутатов трудящихся, в частности, предписывалось «…разработать и осуществить дополнительные меры по усилению охраны социалистической собственности» [13, с. 39]. В свою очередь, МВД СССР ставилась задача «…принять меры к улучшению работы службы БХСС, следственного аппарата, вневедомственной охраны и других подразделений органов внутренних дел по охране социалистической собственности и по борьбе с хищениями государственного и общественного имущества» [13, с. 41].
Для органов внутренних дел Ленинграда и области охрана госсобственности в исследуемый период являлась одним из важнейших направлений их деятельности. На переднем крае борьбы с преступлениями против социалистической общенародной собственности находилась служба БХСС [14, с. 59]. Это место аппаратов БХСС в системе правоохранительных органов нормативно закреплялось Положением о советской милиции (1973 г.), Положением о службе БХСС МВД СССР и Примерным положением об управлении (отделе) БХСС МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов (1977 г.). Названные документы укрепили правовое положение службы, четче определили основные задачи по борьбе с преступлениями против социалистической собственности. Аппараты БХСС были наделены полномочиями на осуществление разыскных и уголовно-процессуальных мер.
Для повышения эффективности службы БХСС потребовались серьезные правовые и организационные мероприятия. По оценкам специалистов за период 1966—1976 годов в системе МВД СССР была проделана большая работа по совершенствованию правового регулирования деятельности службы БХСС [15, с. 231]. В то же время на содержание процесса ее правового регулирования заметное влияние оказывали отдельные проблемы действующего в стране законодательства об охране соцсобственности, которое по замечаниям экспертов, было чрезмерно усложнено, а по ряду позиций противоречило реально господствующим общественным отношениям [11, с. 88].
В Ленинграде и области все аппараты БХСС еще в начале 60-х годов завершили, как и во всей системе органов внутренних дел страны, переход к линейно-отраслевому принципу организации своей работы [16, с. 38]. Суть его еще раз была подчеркнута в содержании приказа МООП СССР от 23 апреля 1968 года «О мерах по усилению борьбы с хищениями государственного и общественного имущества, хозяйственными и должностными преступлениями, фальшивомонетничеством и нарушением правил о валютных операциях» [17, л. 64]. Он заключался в том, что сотрудники службы специализировались на предотвращении и раскрытии преступлений только в определенных отраслях хозяйства или по линиям работы службы.
Из архивных материалов видно, что приживался данный принцип в территориальных аппаратах БХСС непросто: сотрудники постоянно перенацеливались на организацию борьбы с мелкой спекуляцией, незаконным изготовлением, хранением и сбытом спиртных напитков, потравами посевов, браконьерством, незаконной порубкой леса и пр. Приказом министра от 23 апреля 1968 года эти участки работы передавались наружной службе милиции [17, л. 65].
Закрепилась в первой половине 70-х годов и практика объектового оперативного обслуживания всех отраслей народного хозяйства района. Помимо тех проблем, которые обнаруживались и в целом разрешались в этой практике [18, с. 509—510], она сыграла заметную роль в деятельности БХСС по адресному (более конкретному) обнаружению, предупреждению, пресечению и раскрытию хищений госимущества, приписок и других искажений отчетности о выполнении планов, в разработке и реализации различных способов получения конфиденциальной и иной информации не только о фактах хищений, должностных преступлений, бесхозяйственности и взяточничества, но и о состоянии учета и контроля государственного имущества, условий его хранения и расходования.
В этих целях аппараты БХСС города и области активно использовали оперативно-разыскные мероприятия, применяя предписанные им соответствующими нормативными правовыми актами средства и методы оперативно-разыскной деятельности, готовя и подключая к работе по объектам квалифицированный спецаппарат, агентуру и доверенных лиц.
Уровень этой работы периодически контролировался обкомом КПСС. Так, по поручению Ленинградского промышленного обкома в октябре 1963 года был проверен Отдел БХСС УООП Леноблгорисполкомов по состоянию агентурно-оперативной работы в ОБХСС г. Ленинграда, а ее результаты доложены руководству ОК КПСС [19, л. 54—63]. Члены комиссии (в основном, сотрудники Адмотдела ОК КПСС и прокуратуры города. — Д.И.) Семенов, Вдовенко, Киришин, Голубков и Миклин оценили ее состояние как соответствующее законодательным и нормативным требованиям. Было подчеркнуто, что в самом отделе БХСС города практически большая часть уголовных дел возбуждалась с использованием агентурных материалов. Причем основной удар был нанесен по взяточникам и спекулянтам [19, л. 54, 55]. Комиссия вскрыла и указала на нереализованные возможности в агентурной работе, особенно на уровне отделений БХСС райотделов милиции, где еще недостаточно занимались перепроверкой агентуры и информации от нее [19, л. 58—62]. Комиссия отметила также большую текучесть оперсостава и частые передачи разработок и агентуры от одного работника к другому.
В конце января 1969 года Коллегия УВД Леноблгорисполкомов утвердила секретный «План основных мероприятий УВД Леноблгорисполкомов по выполнению Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 19 ноября 1968 г., директивы МВД СССР № 01/69 от 2 января 1969 г., приказа МВД СССР от 28 ноября 1968 г. и постановления бюро Ленинградского ОК КПСС от 3 декабря 1968 г.», в котором руководителям службы БХСС Ю. И. Михайлову и И. Н. Горбачеву предписывалось добиться от подчиненных структур в Ленинграде и области довести к концу 1969 года на обслуживаемых предприятиях промышленности, строительства и торговли численность доверенных лиц до 10 тысяч человек из расчета по 20 — 30 человек на оперработника, «…обратив особое внимание на приобретение специалистов, хорошо осведомленных о состоянии сохранности социалистической собственности, экономики предприятия и знающих технологический процесс» [20, л. 40]. В УВД в этот период приступили к созданию централизованного учета информации об оперативной обстановке на предприятиях и в организациях по материалам всех государственных и ведомственных органов контроля.
В интересах повышения результативности оперативно-разыскной деятельности аппаратов БХСС по объектам (фигурантам) оперативных разработок МООП СССР еще в июле 1967 года ознакомило службы БХСС страны с «Обзором практики документирования преступных действий расхитителей путем негласного проникновения в служебные помещения» [21, л. 210—212]. Хотя в обзоре описывался опыт подобных операций, проведенных ОБХСС УООП Киевского горисполкома, в Ленинграде и области к этому времени уже были определенные наработки по подготовке специальной группы сотрудников по методике и технике негласного проникновения. Теперь в обязательном порядке в отделах (отделениях) БХСС создавались и готовились специальные группы сотрудников для этих целей, в том числе в ленинградском регионе.
К началу 1970-го года все районные и городские аппараты БХСС в Ленинграде и области имели в осведомительной сети специально созданные резидентуры, что способствовало более полному высвобождению сотрудников БХСС для осуществления мероприятий по разоблачению наиболее опасных преступников, действующих замаскированными способами [22, л. 14]. В районных и городских аппаратах БХСС к этому времени были подготовлены также и реализовывались перспективные планы по приобретению квалифицированного спецаппарата, обладающего широкими разведывательными возможностями [23, л. 39].
К середине 80-х годов повысилась оперативная осведомленность подразделений БХСС города и области в системе предприятий, входящих в АПК. На проходящей 5 июля 1985 года Коллегии ГУВД Леноблгорисполкомов «О мерах по дальнейшему усилению охраны социалистической собственности в агропромышленном комплексе» назывались данные, из которых явствовало, что количество агентуры к этому периоду времени увеличилось на 20,5 % и что 60 % агентуры областных подразделений БХСС работало в системе АПК. На одного оперативного сотрудника БХСС, работающего по этой линии, в среднем приходилось по 8,4 агента в городе и 7,6 — в области [24, л. 277].
В начале 70-х годов в ОБХСС районов Ленинграда впервые в стране были организованы профилактические службы по типу служб уголовного розыска. То есть специально назначенные инспектора ОБХСС занимались не только пресечением и раскрытием хищений, но и их профилактикой [25, с. 150]. Значение службы профилактики было еще и в том, что в аппаратах БХСС с ее организацией заметно улучшилась ситуация с изучением материалов ревизий, актов инвентаризаций, рекламаций, стали оформляться обобщенные данные о недостатках в учете и контроле на объектах, информация о неучтенных излишках и др.
Эти и другие обстоятельства ускорили процесс создания в начале в Управлении БХСС УВД Леноблгорисполкомов (1970 г.), а к середине 70-х годов и в городских (область), и районных (Ленинград) «групп оперативно-экономического анализа и информации» [26, с. 37]. Главное их предназначение — профилактика хищений и должностных преступлений [27, с. 287]. Таким образом, значительная роль в арсенале работников БХСС, по оценке Министра внутренних дел СССР Н. А. Щелокова, стала отводиться экономическому анализу, который обеспечивал «…своевременное выявление неблагоприятных тенденций, способствующих хищению государственных средств» [28, с. 35]. Этот опыт УВД Леноблгорисполкомов стал применяться в практической деятельности органов внутренних дел всей страны. Подразделения экономического анализа были созданы к концу 70-х годов более чем в сорока МВД, УВД страны (Москва, Минск, Рига и др.) [26, с. 38].
В группы оперативно-экономического анализа и информации выделялись наиболее подготовленные сотрудники, хорошо знакомые не только со спецификой оперативно-разыскной деятельности, но и с особенностями хозяйственно-экономической деятельности в регионе [29, с. 16]. По сравнению с началом 60-х годов такие кадры в органах внутренних дел имелись в достаточной степени, так как с середины 60-х годов МВД СССР проделало большую работу по качественной их подготовке [30, с. 36].
Совершенствовалась и система повышения квалификации работников служб БХСС Ленинграда и области. Например, ГУВД Леноблгорисполкомов во второй половине 1970-х годов было определено приказом МВД СССР базовым органом для переподготовки специалистов по финансово-плановым и организационно-экономическим вопросам [31, с. 4—5]. Основной базой подготовки «аналитиков» для подразделений экономического анализа в 70—80-е годы выступала Горьковская высшая школа МВД СССР. Изучение бюджета служебного времени работников БХСС показало, что на оперативную работу ими расходовалось не более 20 % рабочего времени. В то время как проверка писем, заявлений, жалоб, участие в служебной подготовке и других мероприятиях занимала до 44 % месячного бюджета рабочего времени [11, с. 108]. На местах пытались переломить эту негативную практику.
Хотя в ряде министерств и ведомств к концу 70-х годов и были созданы специальные экономические лаборатории, их наработки были еще крайне несовершенны. Инициатива их создания принадлежала УБХСС МВД СССР, и первыми такими лабораториями стали специальные службы (спец. эконом. лаборатории. — Д.И.) в Министерствах промышленного строительства и легкой промышленности СССР. Было разработано и принято соответствующее Положение о специальной экономической лаборатории, главной задачей которой стало — изучение условий, способствующих хищениям денежных средств, товароматериальных ценностей и бесхозяйственности [10, с. 14]. В аппаратах БХСС Ленинграда и области в эти годы использовали положительный опыт деятельности ОБХСС МВД Литовской ССР по проведению комплексных мероприятий по профилактике хищений в целых отраслях народного хозяйства (торговле, строительстве, легкой, пищевой промышленности и др.), когда в этом участвовали как отраслевые структуры, так и подразделения БХСС [32, с. 40].
В исследуемые годы в регионе был также накоплен опыт участия общественности в профилактике хищений, организаторами взаимодействия по которому выступали районные и городские аппараты БХСС. В 70-е — 80-е годы в стране институт внештатных сотрудников по линии службы БХСС в основном реализовывался в двух формах: специализированных дружин БХСС и внештатных отделений и отделов. По некоторым подсчетам в 1970 году в стране насчитывалось 10 тыс. таких дружин на предприятиях и около 25 тыс. внештатных сотрудников, объединенных в группы и отделения [33, с. 266]. В середине 70-х годов при Люберецком отделе БХСС и ОБХСС УВД Вильнюсского горисполкома действовали даже внештатные отделы БХСС. В Люберецком внештатном отделе насчитывалось 136 специалистов народного хозяйства. Его возглавлял специальный штаб. Деятельность этого формирования осуществлялась на основе Положения об отделе внештатных инспекторов, утвержденного начальником органа внутренних дел [25, с. 68].
В 1974 году УВД Гомельского облисполкома внесло предложение о создании на всех объектах производства и строительства Совета общественных организаций (другими словами — специализированного опорного пункта. — Д.И.) по обеспечению сохранности госимущества на строительстве Мозырского нефтехимического комплекса. Совет возглавил заместитель директора. В Ленинграде и области на предприятиях системы Минлегпрома СССР в виде эксперимента Министерством создавались службы профилактического контроля (штатные группы по 2—3 человека за счет бюджета предприятия), через которые руководство пыталось более предметно вовлекать разного рода общественников (специализированные дружины; внештатных сотрудников и др.) [34].
Таким образом, в охране государственного имущества, кроме службы БХСС в 70-е — 80-е годы участвовали: группы экономического анализа на крупных стройках и предприятиях; специализированные народные дружины; группы внештатных сотрудников Совета общественных организаций; внештатные отделения и отделы БХСС.
Исследование показало, в частности, что взаимодействие аппаратов БХСС Ленинградской городской и областной милиции с внештатными сотрудниками пошло несколько по иной схеме. Здесь практически повсеместно внештатных сотрудников подбирали себе сами отделы и отделения, руководствуясь соответствующими указаниями и рекомендациями МВД СССР, отдельными ведомственными актами и др. Подобранные сотрудники закреплялись за подразделениями приказами начальника ГУВД Леноблгорисполкома. Так, например, с 31 января 1991 года приказом по главку внештатными сотрудниками УБХСС ГУВД Леноблгорисполкомов по 8 отделу стали: В. В. Балалайкин, Ю. В. Берцевич, Ш. Н. Ибетуллов, В. В. Козлов, Е. Б. Полетаев, В. И. Марголин и др. (всего 17 человек) [35, л. 242].
Включение нами в более полный научный анализ деятельности службы БХСС в Ленинградском регионе объясняется, как подчеркивалось выше, той ключевой ролью, которую играли ее аппараты в борьбе с хищениями госсобственности в начале 60-х — 90-х годов в Ленинграде и области. Организуя свою работу, аппараты БХСС города и области теснейшим образом взаимодействовали с подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, со следственным аппаратом, службами уголовного розыска и охраны общественного порядка, пожарной охраной и другими подразделениями ОВД.
Подводя итоги, заметим, что служба БХСС Ленинграда и области в исследуемые годы непосредственно защищала экономическую безопасность региона и страны в целом, оберегая общество от расхитителей и коррупционеров, покушавшихся на государственную собственность.
Региональные органы БХСС еще в начале 1960-х годов первыми в стране осуществили полный переход к линейно-отраслевому принципу организации своей работы. В 1970-е годы здесь полностью закрепилась практика объектового оперативного обслуживания всех отраслей народного хозяйства (в районе — в городе — в области), позволяющая осуществлять необходимую профилактику и борьбу с экономическими преступлениями, которую впоследствии внедряли в других службах БХСС страны.
В исследуемые годы в Ленинграде и области также впервые в СССР была организована профилактическая служба по типу служб уголовного розыска, которая, в частности, позволила заметно улучшить практику изучения материалов ревизий, актов инвентаризаций и рекламаций.
В первой половине 1970-х годов в городе и области в качестве эксперимента, а затем на постоянной основе, впервые в стране были созданы и действовали группы оперативно-экономического анализа и информации, нацеленные на предотвращение хищений и должностных преступлений. В УВД—ГУВД Леноблгорисполкомов, несмотря на чрезмерную осмотрительность местных властей, смело шли на эксперименты и даже организационно-штатные мероприятия, направленные на усиление мер борьбы с экономическими преступлениями, подрывающими экономическую основу Советского государства.
 

Список литературы

1. Становление и развитие подразделений экономической безопасности МВД России. Исторический очерк (посвящается 80-летию службы БХСС - БЭП - ЭБ и ПК) / авт. колл.: Л. Ю. Варенцова, Е. П. Колодеев, А. Н. Лушин, Д. В. Орлов, П. Е. Соборнов; под ред. Е. П. Колодеева. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2017. 117 с.

2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / ред. кол.: Л. Н. Белова, Г. Н. Булдаков, А. Я. Дегтярев [и др.]. М.: Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия”, 1992. 687 с.

3. Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945-1982 годы. СПб.: «Издательство ОСТРОВ», 2005. 436 с.

4. Общественная жизнь Ленинграда в годы перестройки. 1985-1991: сборник материалов / сост.: О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис. СПб.: Издательство «Серебряный век», 2009. 784 с.

5. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 1740. Оп. 6. Д. 32.

6. Малая советская энциклопедия: в 10 т. Т. 8. 3-е изд. М., 1960. 1272 с.

7. Уголовная ответственность за хищение государственного или общественного имущества, хозяйственные преступления и взяточничество / под ред. М. И. Якубовича. М., 1967. 206 с.

8. Приговор судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского городского суда по делу Цветкова В. Н., Смирнова А. А., Орлова С. А., Фомина Ф. П. и других от 21 мая 1963 г. Л., 1963. 142 с

9. Лукьянов Ю. А. Все в ответе (Борьба с преступностью). Л., 1964. 84 с.

10. Профилактика правонарушений в строительстве / под общ. ред. Б. В. Бойцова. М., 1978. 103 с.

11. Черников В. В. Механизм государственной охраны социалистической собственности. М., 1989. 151 с.

12. Отдел архивной информации Информационного Центра Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 737.

13. Борьба с хищениями, бесхозяйственностью, расточительством, обманом государства, спекуляцией и взяточничеством: сборник нормативных актов. Часть 1 / под ред. С. А. Шашкова, К. С. Павлищева. М., 1984. 375 с.

14. Мулукаев Р. С., Малыгин А. Я. Советская милиция: этапы развития / под ред. А. П. Косицына. М., 1985. 149 с. (На русск. и англ. яз.)

15. Советская милиция: история и современность (1917-1987). М., 1987. 335 с.

16. Сергеев Е. А. «Теневики». М., 2000. 352 с.

17. Отдел архивной информации Информационного Центра Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ф. 2. Оп. 1. Д. 343. Т. 2.

18. Министерство внутренних дел. 1902-2002. Исторический очерк. М., 2004.

19. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 8437. Оп. 4. Д. 32.

20. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 24. Оп. 139. Д. 26.

21. Отдел архивной информации Информационного Центра Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ф. 2. Оп. 1. Д. 338. Т. 2.

22. Отдел архивной информации Информационного Центра Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ф. 2. Оп. 1. Д. 381.

23. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 24. Оп. 139. Д. 26.

24. Отдел архивной информации Информационного Центра Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 682.

25. Борьба с хищениями, совершаемыми путем присвоения, растраты либо злоупотребления служебным положением. Правовые, психологические и криминологические аспекты. Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. 172 с.

26. Мулукаев Р. С., Желудкова Т. И. Развитие деятельности органов внутренних дел по охране социалистической собственности. М., 1979. 42 с.

27. Малыгин А. Я. Милиция / МВД России. Энциклопедия / гл. ред. В. Ф. Некрасов. М., 2002. С. 275-290.

28. Щелоков Н. А. Охрана социалистической собственности - всенародная задача // Коммунист. 1974. № 18. С. 26-36.

29. Выявление скрытых хищений средствами экономического анализа, а также путем совершенствования деятельности контрольно-ревизионных аппаратов. М., 1977. 56 с.

30. Малыгин А. Я., Мулукаев Р. С. Развитие системы подбора, расстановки и обучения кадров в органах внутренних дел. М., 1978. 80 с.

31. Основные направления опыта работы, рекомендуемые для изучения в базовых органах МВД СССР - МВД Латвийской ССР, ГУВД Леноблгорисполкомов, УВД Ивановского и Новосибирского облисполкомов в 1977-1978 годах. М., 1977. 5 с.

32. Опыт работы служб по сохранности социалистической собственности в системе Минлегпрома СССР: обзор / сост. и ред. А. В. Куранов. М., 1978. 91 с.

33. Постников С. В. Историко-правовой анализ организации органами милиции профилактических мероприятий в экономической сфере в 60-70-е годы ХХ века // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 3 (27). С. 264-269.

34. Федосеева К. В. Работа служб профилактического контроля Ленинградского производственного обувного объединения «Скороход» им. Я. А. Калинина // Опыт работы служб профилактического контроля в системе Минлегпрома СССР: обзор / под ред. А. В. Куранова. С. 32-39.

35. Отдел архивной информации Информационного Центра Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 762.

36. Criminal liability for theft of state or public property, economic crimes and bribery / ed. by M. I. Yakubovich. Moscow, 1967. 206 p. (In Russ.)

37. The verdict of the judicial Board on criminal cases of the Leningrad city court in the case of Tsvetkov V. N., Smirnov A. A., Orlov S. A., Fomin F. P. and others of May 21, 1963. Leningrad, 1963. 142 p. (In Russ.)

38. Delinquency prevention in construction / under the general editorship of B. V. Boitsova. Moscow, 1978. 103 p. (In Russ.)

39. Chernikov V. V. Mechanism of state protection of socialist property, Moscow, 1989. 151 p. (In Russ.)

40. Department of archival information of the Information Center of the main Directorate of the Ministry of internal Affairs of Russia for St. Petersburg and the Le­ningrad region. F. 1. Op. 1. D. 737. (In Russ.)

41. Fight against theft, mismanagement, waste, deception of the state, speculation and bribery: collection of regulations. Part 1 / under the editorship of S. A. Shashkova, K. S. Pavlishcheva. Moscow, 1984. 375 p. (In Russ.)

42. Mulukaev R. S., Malygin A. Ya. Soviet militia: stages of development / under the editorship A. P. Kositsyna. Moscow, 1985. 149 p. (In Russ. and Engl.)

43. The Soviet police: history and modernity (1917-1987). Moscow, 1987. 335 p. (In Russ.)

44. Sergeev E. A. “Shadows”. Moscow, 2000. 352 p. (In Russ.)

45. The Department of information in the archives of the Information center of Main Department of MIA of Russia for St. Petersburg and Leningrad region. F. 2. Op. 1. D. 343. Vol. 2. (In Russ.)

46. Ministry of internal Affairs, 1902-2002. Historical sketch. Moscow, 2004. (In Russ.)

47. Central state archive of historical-political documents of St. Petersburg. F. 8437. Op. 4. D. 32. (In Russ.)

48. Central state archive of historical-political documents of St. Petersburg. F. 24. Op. 139. D. 26. (In Russ.)

49. The Department of information in the archives of the Information center of Main Department of MIA of Russia for St. Petersburg and Leningrad region. F. 2. Op. 1. D. 338. Vol. 2. (In Russ.)

50. The Department of information in the archives of the Information center of Main Department of MIA of Russia for St. Petersburg and Leningrad region. F. 2. Op. 1. D. 381. (In Russ.)

51. Central state archive of historical-political documents of St. Petersburg. F. 24. Op. 139. D. 26. (In Russ.)

52. Department of archival information of the Information Center of The main Directorate of the Ministry of internal Affairs of Russia for St. Petersburg and the Le­ningrad region. F. 1. Op. 1. D. 682. (In Russ.)

53. Fight against embezzlement committed by embezzlement, embezzlement or abuse of official position. Legal, psychological and criminological aspects. Gorky: Gorky higher school of the Ministry of internal Affairs of the USSR, 1976. 172 p. (In Russ.)

54. Mulukaev R. S., Zheludkova T. I. Development of the activities of internal Affairs bodies for the protection of socialist property. Moscow, 1979. 42 p. (In Russ.)

55. Malygin A. Ya. Police / Ministry of internal Affairs of Russia. Encyclopedia / chief ed. V. F. Nekrasov. Moscow, 2002. Pp. 275-290. (In Russ.)

56. Shchelokov N. A. The protection of socialist property - a national challenge. Communist, 1974, no. 18, pp. 26-36. (In Russ.)

57. Revealing the hidden theft tools of economic analysis, as well as by improving the activities of the audit units. Moscow, 1977. 56 p. (In Russ.)

58. Malygin A. Ya., Mulukaev R. S. Development of the system of selection, placement and training of personnel in the internal Affairs bodies. Moscow, 1978. 80 p. (In Russ.)

59. Main areas of experience recommended for study in the basic bodies of the Ministry of internal Affairs of the USSR, the Latvian SSR Ministry of interior, police Department of Leningrad oblast Executive committees, police Department of Ivanovo and Novosibirsk regional Executive committees in 1977 and 1978. Moscow, 1977. 5 p. (In Russ.)

60. Experience services for the preservation of socialist property in the system of light industry Ministry of the USSR: overview / comp. and ed. A. V. Kuranov. Moscow, 1978. 91 p. (In Russ.)

61. Postnikov S. V. Historical and legal analysis of the organization of preventive measures by police bodies in the economic sphere in the 60-70s of the XX century. Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2014, no. 3 (27), pp. 264-269. (In Russ.)

62. Fedoseeva K. V. Work of preventive control services of the Leningrad production Shoe Association “Skorokhod” named after Ya. A. Kalinin. Experience of preventive control services in the system of the Ministry of Light industry of the USSR. Review / under the editorship of A. V. Kuranov. Pp. 32-39. (In Russ.)

63. Department of archival information of the Information Center Of the main Department of the Ministry of internal Affairs of Russia for St. Petersburg and the Leningrad region. F. 1. Op. 1. D. 762. (In Russ.)


Войти или Создать
* Забыли пароль?