Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена вопросам применения экспериментального подхода в нормативном правовом регулировании. Автор раскрывает суть концепта экспериментального законодательства, объясняет цели и технологии, причины применения этого инструмента в законотворчестве. Автор обращается к законодательству и официальным документам Польши и Финляндии, к соответствующему опыту этих государств.

Ключевые слова:
законодательная деятельность, регуляторные технологии, экспериментальный правовой режим, экспериментальное законодательство, теория права, административное право
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение
Одним из инструментов активного и эффективного реагирования на различного рода вызовы в сфере законодательства является применение экспериментального законодательства как одного вида новейших регуляторных технологий [1; 2].
Уже многие десятки государств мира активно реализуют инструментарии экспериментирования и экспериментального моделирования (как активной созидающе-апробирующей деятельности) в нормативном правовом регулировании и в целом в нормативном регулировании. Из этого числа государств как минимум пару десятков задействует такие инструментарии (подчерк­нем — таких инструментариев целый ряд и они активно дополняются все новыми) уже многие десятилетия.
А вообще история экспериментов в законодательстве насчитывает столетия. Так, экспериментальное законодательство использовалось во Франции в правление Людовика XVI, будучи мотивировано целями повышения эффективности и результативности функционирования государственной администрации [3, с. 25]. Теоретические разработки эти подходы нашли уже в середине XIX века в работах Джорджа Корнуэлла Льюиса [4, с. 173—174] и позднее (в 1880-е гг.) в работах Уильяма Джевонса [5, с. 179, 182].
Фиксируемый ныне набор «критической массы» законодательных и, шире, регуляторных экспериментов в разных государствах мира, за чем неминуемо последует вывод регуляторных технологий на качественно и даже онтологически новый уровень, требует масштабного сравнительно-правового исследования и осмысления такого зарубежного опыта.
Необходим набор этого ценнейшего опыта буквально по крупицам, чтобы обеспечить надлежащую эмпирическую основу [6] нашего исследования, делая упор на выявлении и вскрытии всего разнообразия и многообразия технологий и инструментариев в регуляторной деятельности, даже самых частных, казуальных и, казалось бы, мелких регуляторных инструментов и подходов экспериментальной модальности, а равно сопрягаемых с ними.
При этом основной наш замысел на производство исследования («в прицеле» — докторской диссертации) состоял в том, чтобы надлежащим образом обеспечить референтность выборки за счет охвата нашим исследованием необходимо и достаточно большого числа государств (и достаточно большого объема исследованных нормативных правовых актов, иных актов и документов) — с разных континентов, с правовыми системами из разных правовых семей. По немалому числу государств это было нами сделано в опубликованных или ждущих своей очереди на публикацию наших работах.
В настоящей статье мы обращаемся к референтному опыту Польши и Финляндии.
Опыт Польши
В Республике Польша принятие экспериментального законодательства активно осуществляется, главным образом, в сфере экономики, включая сельское хозяйство.
Ниже рассмотрим примеры такого рода актов, соответствующую практику.
Образование
Говоря о проведении законодательных экспериментов в Польше, нельзя обойти вниманием распоряжение министра культуры и национального наследия Польши от 31 августа 2012 года «Об условиях проведения инновационной и экспериментальной деятельности государственными школами и художественными учреждениями» [7], поскольку данным актом устанавливаются правовые основы проведения экспериментов в образовательных учреждениях.
Несмотря на то, что такого рода эксперименты проводятся, главным образом, образовательными учреждениями самостоятельно, их санкционируют компетентные органы публичной власти, что делает данный акт релевантным рассматриваемой теме.
Инновация или эксперимент могут охватывать все или отдельные виды образовательной деятельности, всю школу или какую-либо ее часть, например, подразделение, класс, группу классов. Проведение эксперимента может быть начато после того, как школа обеспечит необходимые для этого кадровые и организационные условия. Кроме того, если эксперимент требует дополнительных средств для его реализации, он может быть проведен после получения письменного согласия от руководящего органа учебного заведения на финансирование соответствующей деятельности (как это установлено параграфом 2 распоряжения министра культуры и национального наследия Польши от 31 августа 2012 г. «Об условиях проведения инновационной и экспериментальной деятельности государственными школами и художественными учреждениями»).
Проводимый эксперимент может касаться следующего:
— образовательный цикл;
— учебные программы;
— введение дополнительной специализации;
— методы оценивания и аттестации (параграф 7 рассматриваемого нормативного правового акта).
В соответствии с параграфом 8 распоряжения министра культуры и национального наследия Польши от 31 августа 2012 года «Об условиях проведения инновационной и экспериментальной деятельности государственными школами и художественными учреждениями» решение педагогического совета о проведении эксперимента может быть принято после получения в том числе следующих документов:
— письменный проект эксперимента, включая цели эксперимента, способ его проведения и продолжительность;
— письменное согласие преподавателей, которые будут участвовать в проведении эксперимента;
— письменное заключение школьного совета;
— письменное согласие автора или авторов эксперимента на его проведение в школе;
— письменное заключение научного отдела относительно плана эксперимента, а также согласие указанного отдела на наблюдение за ходом проведения эксперимента и его оценку после завершения.
Для проведения в школе эксперимента необходимо получение согласия министра культуры и национального наследия по заявлению директора соответствующего учебного заведения (в соответствии с параграфами 9—10 распоряжения министра культуры и национального наследия Польши от 31 августа 2012 г. «Об условиях проведения инновационной и экспериментальной деятельности государственными школами и художественными учреждениями»).
Согласно параграфу 11 распоряжения министра культуры и национального наследия Польши от 31 августа 2012 года «Об условиях проведения инновационной и экспериментальной деятельности государственными школами и художественными учреждениями» такой эксперимент может быть проведен непосредственно по инициативе самого министра с согласия школы.
В таком случае министр культуры и национального наследия заключает со школой договор о проведении эксперимента.
Параграфами 12 и 13 распоряжения министра культуры и национального наследия Польши от 31 августа 2012 года «Об условиях проведения инновационной и экспериментальной деятельности государственными школами и художественными учреждениями» предполагается необходимость осуществления наблюдения компетентными подразделениями за ходом проведения эксперимента (в частности, если будет обнаружено, что эксперимент приводит к снижению качества преподавания или воспитания в школе, министр вправе принять решение о прекращении его проведения). Кроме того, проводится оценка таких экспериментов.
Согласно части 2 параграфа 1 распоряжения министра культуры и национального наследия Польши от 31 августа 2012 года «Об условиях проведения инновационной и экспериментальной деятельности государственными школами и художественными учреждениями», реализуемые инновации и эксперименты не могут нарушать права обучающихся.
Сельское хозяйство
В первую очередь, отметим действующее на настоящий момент распоряжение Министра сельского хозяйства и развития села Польши от 27 января 2021 года «О производстве посевного материала элитной категории в рамках временного эксперимента» [8].
В соответствии с параграфом 1 указанного акта данное распоряжение определяет следующее:
— условия проведения временного эксперимента;
— объем и сроки предоставления информации о ходе проведения временного эксперимента воеводскому инспектору по охране растений и семян лицом, получившим разрешение на участие в нем;
— объемы реализации контроля за проведением эксперимента;
— продолжительность временного эксперимента.
Согласно части 1 параграфа 2 распоряжения Министра сельского хозяйства и развития села Польши от 27 января 2021 года «О производстве посевного материала элитной категории в рамках временного эксперимента» данный временный эксперимент касается посевного материала элитной категории зерновых культур, кормовых культур, масличных и волокнистых культур, а также сахарной и кормовой свеклы.
Посевной материал элитной категории, указанный в части 1 параграфа 1, подлежит полевой оценке лицом, получившим разрешение на участие во временном эксперименте и имеющим соответствующую аккредитацию (ч. 2 параграфа 2 распоряжения Министра сельского хозяйства и развития села Польши от 27 января 2021 г. «О производстве посевного материала элитной категории в рамках временного эксперимента»).
Указанное лицо предоставляет воеводскому инспектору по охране растений и семян информацию о ходе проведения временного эксперимента, включая документацию, содержащую комментарии и результаты наблюдений в рамках полевой оценки с точки зрения состояния семенных плантаций в течение семи дней с даты проведения такой оценки (в соответствии с параграфом 3 рассматриваемого документа).
В соответствии с параграфом 4 распоряжения Министра сельского хозяйства и развития села Польши от 27 января 2021 года «О производстве посевного материала элитной категории в рамках временного эксперимента» воеводский инспектор, ответственный за проведение данного временного эксперимента, в рамках контроля за его проведением также выполняет следующие действия:
— проверяет не менее 5 % семенных плантаций, засеянных соответствующими семенами;
— сравнивает результаты проведения полевой оценки лицом, получившим разрешение на проведение эксперимента, и сотрудником воеводской инспекции по охране растений и семян;
— осуществляет отбор проб из партий посевного материала элитной категории, произведенного в рамках временного эксперимента, для проведения их определенной оценки.
Параграфом 5 распоряжения Министра сельского хозяйства и развития села Польши от 27 января 2021 года «О производстве посевного материала элитной категории в рамках временного эксперимента» устанавливается срок проведения временного эксперимента до 31 июля 2027 года.
Представляет также научный интерес утратившее на данный момент юридическую силу распоряжение Министра сельского хозяйства и развития села Польши от 14 февраля 2008 года «О производстве семян трав в рамках временного эксперимента» [9].
Данный эксперимент был проведен в соответствии с Решением Европейской Комиссии от 18 декабря 2006 года № 2007/66/EC «О временном эксперименте по увеличению максимального веса партий определенных семян кормовых растений в соответствии с Директивой Совета № 66/401/EEC» [10].
В соответствии с параграфом 1 распоряжения Министра сельского хозяйства и развития села Польши от 14 февраля 2008 года «О производстве семян трав в рамках временного эксперимента» данным актом определялось следующее:
— условия проведения временного эксперимента по увеличению максимального размера партии семян травы;
— дополнительная информация, размещаемая на этикетках, которыми сопровождались семена, полученные в рамках временного эксперимента;
— объем и сроки предоставления информации о ходе проведения временного эксперимента субъектом, получившим разрешение на производство семян в его рамках, воеводскому инспектору по охране растений и семян;
— объемы реализации контроля за проведением эксперимента;
— продолжительность временного эксперимента.
Согласно части 1 параграфа 2 распоряжения Министра сельского хозяйства и развития села Польши от 14 февраля 2008 года «О производстве семян трав в рамках временного эксперимента» посевной материал, включенный в проведение временного эксперимента, должен быть:
— произведен и оценен в соответствии с правилами производства и обеспечения качества семян;
— упакован и промаркирован соответствующим образом, с добавлением на этикетку фразы «временный эксперимент — Решение Комиссии № 2007/66/EC».
Вес партии семян травы, произведенных в рамках временного эксперимента, не должен был превышать 25 тонн (как это устанавливала ч. 3 параграфа 2 распоряжения Министра сельского хозяйства и развития села Польши от 14 февраля 2008 г. «О производстве семян трав в рамках временного эксперимента»).
В соответствии с параграфом 3 распоряжения Министра сельского хозяйства и развития села Польши от 14 февраля 2008 года «О производстве семян трав в рамках временного эксперимента» лицо, получившее разрешение на производство семян в рамках временного эксперимента, обязано было предоставлять воеводскому инспектору по охране растений и семян информацию относительно следующего:
— количество и вес партий семян, полученных в рамках временного эксперимента;
— названия сортов, видов и категорий семян;
— количество и вес упаковок семян, выпущенных на рынок в рамках временного эксперимента;
— результаты исследований однородности партий семян.
Воеводский инспектор обязан был проводить соответствующую проверку партий семян (параграф 4 данного распоряжения).
В соответствии с параграфом 5 распоряжения Министра сельского хозяйства и развития села Польши от 14 февраля 2008 года «О производстве семян трав в рамках временного эксперимента» данный временный эксперимент проводился до 30 июня 2012 года.
В соответствии с параграфом 1 распоряжения Министра внутренней торговли и услуг Польши от 2 января 1986 года «Об экспериментальной продаже мяса, полученного в результате хозяйственного убоя, на рынках в некоторых провинциях» [11], на период до 31 октября 1986 года был введен экспериментальный порядок продажи на рынках мяса, полученного путем хозяйственного убоя, на территории ряда воеводств.
В соответствии с параграфом 3 распоряжения Министра внутренней торговли и услуг Польши от 2 января 1986 года «Об экспериментальной продаже мяса, полученного в результате хозяйственного убоя, на рынках в некоторых провинциях» мясо хозяйственного убоя — это мясо, полученное от убоя убойных животных, выращиваемых на собственных фермах сельскохозяйственными производителями, которое подлежит официальной проверке до и после убоя.
Приложением к данному акту были установлены детальные правила, касающиеся сертификации продаваемого мяса, требования к местам реализации мяса, а также проведения санитарно-ветеринарного контроля.
Экономика
Постановлением Совета министров Польши от 30 июня 1989 года «О проведении экономического эксперимента на пассажирском транспорте на территории Катовицкого воеводства» [12] устанавливалось следующее:
«§ 1. На территории Катовицкого воеводства до 31 декабря 1992 г. проводится экономический эксперимент в сфере пассажирских перевозок.
§ 2. Экономический эксперимент распространяется на хозяйствующих субъектов и иные организационные подразделения, которые осуществляют перевозки людей в пассажирском транспорте на территории Катовицкого воеводства на основании договоров, заключенных с Катовицким воеводой.
§ 3. Катовицкий воевода устанавливает общее согласованное расписание для всех видов местного пассажирского транспорта в Катовицком воеводстве и заключает договоры с субъектами и подразделениями, упомянутыми в § 2, для выполнения задач, вытекающих из этого расписания.
§ 4. Хозяйствующие субъекты и организационные подразделения, участвующие в эксперименте, взимают плату за оказание транспортных услуг по единому тарифу, установленному Катовицким воеводой».
Параграф 5 постановления Совета министров от 30 июня 1989 года «О проведении экономического эксперимента на пассажирском транспорте на территории Катовицкого воеводства» устанавливал специальные правила налогообложения в рассматриваемой области в рамках эксперимента.
Параграфом 6 постановления Совета министров от 30 июня 1989 года «О проведении экономического эксперимента на пассажирском транспорте на территории Катовицкого воеводства» также был определен порядок финансирования проведения данного экономического эксперимента за счет средств государственного бюджета.
Опыт Финляндии
В настоящее время действует представляющий исследовательский интерес Закон Финляндской Республики от 17 декабря 2020 года № 1046 «Об эксперименте с двухлетним дошкольным образованием» [13].
Целью данного акта является проведение эксперимента с двухлетним дошкольным образованием в период с начала августа 2021 года до конца мая 2024 года для обеспечения укрепления равенства в образовании, повышения качества и эффективности дошкольного образования, а также получения информации о влиянии двухлетнего дошкольного образования на развитие детей и развитие их навыков (параграф 1).
Параграф 3 Закона Финляндской Республики от 17 декабря 2020 года № 1046 «Об эксперименте с двухлетним дошкольным образованием» устанавливает следующее:
«Министерство образования и культуры возглавляет и руководит осуществлением эксперимента, а также принимает решение относительно того, кто будет осуществлять мониторинг и оценку эксперимента.
Национальный совет по образованию отвечает за подготовку основной учебной программы эксперимента и поддержку его реализации, сообщает о ходе эксперимента Министерству образования и культуры и ведет реестр эксперимента.
Муниципалитеты, участвующие в эксперименте, осуществляют его реализацию на местном уровне, например, предоставляют соответствующую информацию целевой группе детей и их законным представителям, проживающим на территории муниципалитетов, а также осуществляют разработку местных учебных программ в рамках эксперимента».
Согласно параграфу 4 названного Закона Финляндии Министерство образования и культуры Финляндии осуществляет случайный выбор муниципалитетов, соответствующих определенным критериям, для участия в эксперименте в целях организации двухлетнего дошкольного образования.
Кроме того, согласно параграфу 5 Закона Финляндии «Об эксперименте с двухлетним дошкольным образованием» Министерство образования и культуры Финляндии также осуществляет отбор дошкольных учреждений для участия в эксперименте в соответствии с определенными критериями.
Целевую группу эксперимента составляют дети, которые проживают на территории соответствующих муниципалитетов, участвующих в эксперименте.
Дети, входящие в целевую группу, но не участвующие в эксперименте, составляют контрольную группу.
Согласно параграфу 7 Закона Финляндской Республики от 17 декабря 2020 года № 1046 «Об эксперименте с двухлетним дошкольным образованием» Национальное управление образования Финляндии определяет учебные цели эксперимента в виде введения двухлетнего дошкольного образования, направления обучения и их основное содержание, а также основные принципы сотрудничества семьи и образовательного учреждения в рамках ухода за обучающимися.
Если в экспериментальную группу входят и финноязычные и шведскоязычные дети, двухлетнее дошкольное образование должно быть организовано отдельно для представителей каждой языковой группы (параграф 8).
В целях управления ходом эксперимента, сбора статистики, мониторинга и оценки реализации данного эксперимента ведется соответствующий специальный реестр, в который вносится информация об обучающихся (параграф 9).
В соответствии с параграфом 10 Закона Финляндской Республики от 17 декабря 2020 года № 1046 «Об эксперименте с двухлетним дошкольным образованием» субъект, осуществляющий мониторинг и оценку реализации эксперимента, вправе провести необходимое оценивание детей в целевой группе.
Финансирование данного эксперимента осуществляется за счет средств государственного бюджета (согласно параграфу 11 данного нормативного правового акта).
Представляет научный интерес в рамках рассматриваемой темы Закон Финляндской Республики от 30 декабря 2014 года № 1350 «Об экспериментах по сокращению обязанностей муниципалитетов и руководству и поддержке мультидисциплинарных моделей» [14].
В соответствии с параграфом 31, данный акт вступил в силу 5 января 2015 года и действовал до 31 декабря 2016 года.
Согласно параграфу 1 целью данного нормативного правового акта являлось расширение возможностей для функционирования участвующих в экспериментах муниципалитетов за счет сокращения возлагаемых на них законодательством обязанностей.
Цель данного акта также состояла в содействии развитию и использованию клиентоориентированных и многопрофильных практик и структур обслуживания в соответствующих муниципалитетах, позволяющих экономично и продуктивно выполнять их функции.
Параграфом 2 Закона Финляндской Республики от 30 декабря 2014 года № 1350 «Об экспериментах по сокращению обязанностей муниципалитетов и руководству и поддержке мультидисциплинарных моделей» были определены конкретные муниципалитеты и их группы, которые вправе были принимать участие в экспериментах по следующим направлениям:
— эксперимент по обеспечению комплексного подхода к благосостоянию;
— эксперимент в области образования;
— эксперимент по мониторингу муниципальной деятельности;
— эксперимент в области жилищно-коммунальных услуг;
— эксперимент в области сотрудничества между муниципалитетами и Управлением социального страхования;
— эксперимент в области молодежной политики.
Параграф 3 рассматриваемого нормативного правового акта устанавливал основы для проведения эксперимента по обеспечению комплексного подхода к благосостоянию. Его целью являлось содействие созданию и использованию ориентированных на клиента моделей организации и оказания муниципальных услуг.
Согласно параграфу 9 Закона Финляндской Республики от 30 декабря 2014 года № 1350 «Об экспериментах по сокращению обязанностей муниципалитетов и руководству и поддержке мультидисциплинарных моделей» целью эксперимента в области образования являлось улучшение условий для использования сети учебных заведений в рамках сотрудничества между муниципалитетами.
Цель эксперимента по мониторингу муниципальной деятельности состояла в расширении возможностей муниципалитетов при организации и оказании услуг в области социальной политики и политики в сфере здравоохранения посредством создания новых моделей для осуществления контроля за предоставлением таких услуг (параграф 10 Закона Финляндской Республики от 30 декабря 2014 г. № 1350 «Об экспериментах по сокращению обязанностей муниципалитетов и руководству и поддержке мультидисциплинарных моделей»).
Эксперимент в области жилищно-коммунальных услуг был ориентирован, в основном, на лиц пожилого возраста, инвалидов и представителей некоторых других категорий населения (согласно параграфу 17 данного Закона).
Цель эксперимента в области молодежной политики заключалась в содействии занятости соответствующих категорий населения в соответствии с параграфом 24.
Параграфом 28 Закона Финляндской Республики от 30 декабря 2014 года № 1350 «Об экспериментах по сокращению обязанностей муниципалитетов и руководству и поддержке мультидисциплинарных моделей» было предусмотрено, что Министерство финансов Финляндии в сотрудничестве с Министерством экономического развития и занятости, Министерством образования и культуры, Министерством социального обеспечения и здравоохранения, Министерством охраны окружающей среды, а также Управлением социального страхования, Национальным управлением образования, Государственной контрольно-надзорной службой социального обеспечения и здравоохранения и Центром финансирования и развития жилищного строительства Финляндии осуществляли общее руководство и контроль за проведением эксперимента.
При этом такое руководство и контроль должны были осуществляться совместно с участвующими в эксперименте муниципалитетами и группами муниципалитетов.
В соответствии с параграфом 29 Закона Финляндской Республики от 30 декабря 2014 года № 1350 «Об экспериментах по сокращению обязанностей муниципалитетов и руководству и поддержке мультидисциплинарных моделей», между соответствующими министерствами и участвующими в эксперименте муниципалитетами заключалось письменное соглашение о проведении эксперимента, в котором должна была быть указана, в частности, следующая информация:
— муниципалитет, группа муниципалитетов или объединение муниципалитетов, в отношении которых проводится эксперимент;
— категория эксперимента;
— цели эксперимента;
— показатели реализации эксперимента;
— формы отчетности по реализации эксперимента.
Интересен также Закон Финляндской Республики от 29 декабря 2016 года № 1528 «Об эксперименте с базовым доходом» [15].
Данный нормативный правовой акт действовал до 31 декабря 2018 года.
В соответствии с параграфом 1 целью данного Закона являлось проведение эксперимента в отношении базового дохода в 2017 и 2018 годах для получения информации о влиянии базового дохода на поведение лиц, принимающих участие в эксперименте, на рынке труда, а также определения иных последствий введения базового дохода.
Данный эксперимент проводился под руководством Министерства социального обеспечения и здравоохранения Финляндии. Кроме того, в реализации положений данного акта принимало участие Управление социального страхования (согласно параграфу 2 Закона Финляндской Республики от 29 декабря 2016 г. № 1528 «Об эксперименте с базовым доходом»).
В соответствии с параграфами 3—4 Закона Финляндской Республики от 29 декабря 2016 года № 1528 «Об эксперименте с базовым доходом» для участия в эксперименте была отобрана целевая группа лиц, которым на 1 декабря 2016 года исполнилось 25—58 лет и которым в ноябре 2016 года было выплачено пособие в связи с безработицей. При этом участвовать в данном эксперименте не имели права лица, получающие ряд иных пособий, а также не соответствовавшие некоторым иным критериям.
Параграфом 5 Закона Финляндской Республики от 29 декабря 2016 года № 1528 «Об эксперименте с базовым доходом» был предусмотрен отбор Управлением социального страхования Финляндии 2 тысяч человек из указанных лиц методом случайной выборки таким образом, чтобы у всех были равные возможности быть отобранными, для выплаты им базового дохода.
Те лица из целевой категории, которые не были отобраны для получения базового дохода, составляли контрольную группу в рамках данного эксперимента.
Размер базового дохода составлял 560 евро в календарный месяц (либо 18,67 евро в день) согласно параграфу 6 Закона Финляндской Республики от 29 декабря 2016 года № 1528 «Об эксперименте с базовым доходом».
Параграф 18 Закона Финляндской Республики от 29 декабря 2016 года № 1528 «Об эксперименте с базовым доходом» предусматривал хранение данных лиц, участвовавших в эксперименте, в специальном экспериментальном реестре. Информация, содержащаяся в указанном реестре, могла использоваться исключительно в целях управления ходом проведения эксперимента, статистических целях и целях проведения исследований в рамках эксперимента.
Контроль за ходом проведения данного эксперимента осуществляло Управление социального страхования. По завершении эксперимента должна была быть подготовлена оценка его проведения, представленная Правительству и Парламенту (параграф 19).
Согласно параграфу 20 рассматриваемого нормативного правового акта лицо, участвовавшее в эксперименте, не вправе было передавать базовый доход иному лицу.
Средства на финансирование эксперимента по базовому доходу предоставлялись из государственного бюджета (параграф 22 Закона Финляндской Республики от 29 декабря 2016 г. № 1528 «Об эксперименте с базовым доходом»).
Заключение
Таким образом, подытоживая, отметим, что мы обнаруживаем в отобранных для наших изысканий практиках Польши и Финляндии немало примеров задействования экспериментального законодательства, причем достаточно активного и успешного, обоснованно выделяя определенный и весьма существенный тренд, который все более интенсифицируется и обретает все большую значимость.
На примере двух указанных исследованных государств мы также фиксируем тенденции повышения разнообразия и многообразия регуляторных инструментов и подходов экспериментальной модальности и достаточной длительности задействования таких инструментариев и подходов.
 

Список литературы

1. Понкин И. В., Куприяновский В. П., Понкин Д. И. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. Т. 16. № 1. С. 224-234.

2. Понкин И. В., Лаптева А. И. Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инженерия в праве: учебник. М.: Буки Веди, 2021. 174 с. URL: http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2021/03/Ponkin_Lapteva_Law-and-Digital-2021.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

3. Ranchordás S. Constitutional Sunsets and Experimental Legislation: A Comparative Perspective. Cheltenham (UK): Edward Elgar, 2014. Observation VIII; 238 p.

4. Lewis G. C. A Treatise of the Methods of and Reasoning in Politics. Vol. I. London: John W. Parker and son, West Strand, 1852. XII; 480 p.

5. Jevons W. S. Experimental Legislation and the Drink Traffic // Contemporary Review. 1880, January-June. Vol. XXXVII. P. 177-192.

6. Понкин И. В., Лаптева А. И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Буки Веди, 2021. 567 с. URL: http://moscou-ecole.ru/2021/01/31/metho­dology-sci-research/ (дата обращения: 11.05.2021).

7. Rozporządzenie Ministra Kultury i Dziedzictwa Narodowego z dnia 31 sierpnia 2012 r. w sprawie warunków prowadzenia działalności innowacyjnej i eksperymentalnej przez publiczne szkoły i placówki artystyczne // Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. 2012. № 999. URL: http://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=WDU20120000999; http://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU20120000999/O/D20120999.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

8. Rozporządzenie Ministra Rolnictwa i Rozwoju Wsi z dnia 27 stycznia 2021 r. w sprawie wytwarzania materiału siewnego kategorii elitarny w ramach tymczasowego eksperymentu // Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. 01.02.2021. № 216. URL: http://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=WDU20210000216; http://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU20210000216/O/D20210216.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

9. Rozporządzenie Ministra Rolnictwa i Rozwoju Wsi z dnia 14 lutego 2008 r. w sprawie wytwarzania materiału siewnego traw w ramach tymczasowego eksperymentu // Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. 2008. № 37. URL: http://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=WDU20080370205; http://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU20080370205/O/D20080205.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

10. Commission Decision of 18 December 2006 № 2007/66/EC on a temporary experiment with regard to increasing the maximum weight of a lot of certain fodder plant seeds under Council Directive 66/401/EEC. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32007D0066&from=PL (дата обращения: 11.05.2021).

11. Zarządzenie Ministra Handlu Wewnętrznego i Usług z dnia 2 stycznia 1986 r. w sprawie eksperymentalnej sprzedaży na targowiskach mięsa pochodzącego z uboju gospodarczego na obszarze niektórych województw // Monitor Polski. 1986. № 1. URL: http://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=WMP19860010003; http://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WMP19860010003/O/M19860003.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

12. Rozporządzenie Rady Ministrów z dnia 30 czer­wca 1989 r. w sprawie wprowadzenia na terenie województwa katowickiego eksperymentu gospodarczego w transporcie pasażerskim // Dziennik Ustaw. 1989. № 246. URL: http://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=WDU19890460246; http://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU19890460246/O/D19890246.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

13. Laki kaksivuotisen esiopetuksen kokeilusta № 1046 (17.12.2020). URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2020/20201046?search%5Btype%5D=pika&search%5Bpika%5D=kokeilu (дата обращения: 11.05.2021).

14. Laki kuntien velvoitteiden ja ohjauksen vähentämistä ja monialaisten toimintamallien tukemista koskevista kokeiluista № 1350 (30.12.2014). URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2014/20141350?search%5Btype%5D=pika&search%5Bpika%5D=kokeilu#a1350-2014 (дата обращения: 11.05.2021).

15. Laki perustulokokeilusta № 1528 (29.12.2016). URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2016/20161528?search%5Btype%5D=pika&search%5Bpika%5D=kokeilu (дата обращения: 11.05.2021).


Войти или Создать
* Забыли пароль?