НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье автором рассмотрены теоретические вопросы и практические аспекты разработки направлений социально-экономического развития муниципального образования. Обоснована последовательность этапов стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования и проведен анализ начальных условий с помощью SWOT-анализа, итогом которого стал выбор направлений, являющихся наиболее значимыми при создании прогнозов социально-экономического развития муниципального образования. Автором выявлены основные проблемы города, которые препятствуют повышению показателей социально-экономического развития, и предложены направления социально-экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова:
муниципальная экономика, муниципальное образование, муниципальное развитие, социально-экономическое развитие
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Муниципальное образование — это первичный элемент системы территориального управления [1]. Исследование его как самостоятельного субъекта управления объясняется необходимостью повышения результативности решения управленческих задач. Более полное представление о содержании и структуре управления в муниципальных образованиях дает Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].
При рассмотрении содержания понятия «социально-экономическое развитие муниципального образования» автор исходил из определения, предложенного А.Г. Ворониным: «…это развитие инфраструктуры муниципальных образований в целом, а также хозяйственной деятельности органов местного самоуправления при помощи поддержания собственной хозяйственной деятельности и управления муниципальной собственностью» [3]. При таком подходе составляющими социально-экономического развития муниципального образования выступают: развитие экономико-ресурсного комплекса, то есть повышение эффективности функционирования организаций и предприятий, снижение удельного потребления сырья и энергии; повышение благополучия жителей, в том числе безопасности, создание условий для повышения уровня жизни; оздоровление окружающей среды, в том числе проведение мероприятий, которые направлены на устранение неблагоприятных условий проживания населения.
Социально-экономическое развитие муниципальных образований обеспечивается реализацией следующего плана (рис. 1) [4].

Анализ начальных условий
анализ внутренней среды    анализ внешней среды


Определение целей развития
выбор стратегий развития    определение целей
и ориентиров развития    выбор миссии


Реализация выбранных стратегий
выявление ресурсов    выбор механизма реализации
стратегии развития


Оценка степени реализации стратегии


Рис. 1. Этапы обеспечения социально-экономического развития
муниципального образования

Анализ начальных условий, по мнению автора, целесообразно проводить с помощью SWOT-анализа (табл. 1).
Для данного анализа были выбраны те направления, которые на сегодняшний день являются наиболее значимыми при создании прогнозов и программ социально-экономического развития города Тамбова.
Экономический потенциал является одним из важных показателей, так как именно в нем сосредоточены направления повышения качества жизни жителей, а также укрепления социально-политической устойчивости.
Город Тамбов является не только административной единицей, но и сообществом людей, проживающих на одной территории и самоорганизующихся для хозяйственной деятельности, которая в дальнейшем влияет на экономический потенциал, поэтому важнейшее условие стабильного развития города — формирование безопасных условий существования населения, то есть безопасность жизнедеятельности.

Таблица
SWOT-анализ социально-экономического развития города Тамбова
Сильные стороны    Слабые стороны    Возможности    Угрозы
Экономический потенциал
— высокая доля малого предпринимательства;
— высокая скорость строительства жилья;
— развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры    — низкая степень инвестиционной активности;
— низкий деловой климат;
— отсутствие сформированного имиджа г. Тамбова;
— низкая доля инновационной промышленности;
— отсутствие инвестиционных площадок с развитой инженерной инфраструктурой;
— высокая энергоемкость многоквартирных домов    — развитая финансовая инфраструктура;
— применение инвестиционных программ ресурсообеспечивающих структур;
— развитие конкуренции при оказании услуг по содержанию и ремонту многоквартирных домов;
— реализация программно-целевого метода, который в дальнейшем позволит формировать наиболее важные направления в области транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства с обеспечением финансирования    — опережающие темпы роста тарифов естественных монополий в части доходов жителей муниципалитета;
— высокий ущерб от потери энергоресурсов во внутридомовых инженерных сетях;
— отсутствие механизмов учета и защиты прав интеллектуальной собственности;
— старение кадрового состава;
— снижение темпов роста российской экономики
Безопасность жизнедеятельности
— отсутствие сейсмичности;
— благоприятные природно-климатические условия;
— наличие дополнительного источника водоснабжения г. Тамбова    — наличие бесхозяйственных объектов коммунального хозяйства;
— наличие неоформленных в установленном порядке непригодных для проживания домов;
— высокий износ объектов коммунального хозяйства    — замена очень старых внутридомовых инженерных сетей;
— реализация программы по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов г. Тамбова;
— наличие данных о возникших аварийных участках в г. Тамбове, что поможет в дальнейшем выявить самые важные направления по повышению безопасности дорожного движения    — повышение уровня угрозы аварий техногенного характера инженерных сетей, а также других объектов жизнеобеспечения;
— зависимость безопасности дорожного движения от состояния и темпов развития улично-дорожной сети;
— износ очистных сооружений

Продолжение таблицы

Сильные стороны    Слабые стороны    Возможности    Угрозы
Благосостояние населения
— г. Тамбов является административным центром Тамбовской области;
— центральное географическое положение в Российской Федерации;
— высокий уровень образования жителей    — прогнозируемое снижение демографии;
— недостаточный уровень развития института гражданского общества;
— высокий уровень платы за технологическое присоединение к системам коммунальной инфраструктуры;
— ограниченность внешнего воздушного и железнодорожного транспорта;
— большое расхождение в уровне доходов населения    — создание специализированного жилищного фонда для предоставления по договору найма отдельным категориям граждан;
— создание благоприятных условий для собственников жилья;
— поддержка институтов гражданского общества    — снижение уровня платежеспособности населения по оплате ЖКУ;
— низкий уровень роли г. Тамбова как делового центра области
Культурный, образовательный и духовный потенциал
— результативное сотрудничество с учебными учреждениями, которые принимают участие в реализации молодежных программ;
— существование молодежных структур самоуправления;
— наличие сформированной системы работы с детьми непосредственно по месту жительства;
— повышение творческой активности молодежи    — большая загруженность дошкольных и школьных структур;
— отсутствие кадров;
— малоразвитость системы работы с молодежью непосредственно по месту жительства;
— небольшой показатель жителей г. Тамбова, активно занимающихся спортом;
— недостаточная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций    — отчетливое функционирование молодежной политики в г. Тамбове;
— развитие молодежной инфраструктуры;
— утверждение проектного молодежного движения    — отток талантливой и образованной молодежи;
— старение кадрового состава


Благосостояние населения необходимо описывать для того, чтобы выявлять его текущее состояние, а также чтобы выявлять проблемы и направления их совершенствования для повышения уровня жизни населения.
Культурный, образовательный и духовный потенциал. В основном здесь был сделан акцент на молодежь, которая является будущим не только для города, а России в целом. Главная цель — социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи и реализация выдвигаемых ею общественно полезных инициатив. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сильные и слабые стороны позволяют выявлять те направления деятельности, которые обладают значительным потенциалом, а также определять конкурентные преимущества города Тамбова.
Поэтому на основе данной оценки выявим основные проблемы города, которые препятствуют повышению показателей социально-экономического развития. Рассмотрим их.
1. Низкий уровень жизни горожан, а следовательно, разделение городского сообщества на социальные слои по уровню доходов. На сегодняшний день основными показателями, которые определяют уровень жизни граждан, являются их денежные доходы. Соотношение расходов и доходов населения показывает нам благосостояние граждан в целом. В городе Тамбове уровень благосостояния граждан достаточно низкий, так как Тамбов имеет невысокие рейтинги в Российской Федерации по размеру заработной платы и уровню денежных доходов населения. К денежным доходам граждан можно отнести заработную плату, пособия и пенсии, а также иные социальные выплаты. Основной проблемой функционирования рынка труда является высокая доля теневых доходов, особенно на предприятиях торговли. Здесь большая доля занятых в малом бизнесе.
2. Низкая покупательная способность граждан города Тамбова. Покупательную способность определяет то, сколько товаров и услуг житель может при определенном уровне цен купить на определенную сумму денег. Покупательная способность зависит от следующих факторов: 1) величины цен и тарифов на услуги; 2) уровня доходов граждан, а именно той части доходов, которую гражданин может выделить на покупки. Стоит отметить, что на сегодняшний день покупательная способность в городе Тамбове снизилась практически на все продукты, кроме сахара, круп, подсолнечного масла. Также значительно уменьшилась покупательная способность по непродовольственным товарам.
3. Проблемы в непрерывном функционировании инженерной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, а также муниципального транспорта.
Инженерная инфраструктура. На сегодняшний день город Тамбов имеет достаточно широкие возможности по подключению новых потребителей, но необходимость их совершенствования все равно существует. Электроэнергия на территории города является результатом двух составляющих. Электроэнергия обеспечивается за счет собственных генерирующих мощностей, а также приобретается с оптового рынка. Она подается в город Тамбов по межсистемным линиям единой энергосистемы России.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). К основным проблемам можем отнести: низкая инвестиционная привлекательность коммунального сектора; большой уровень износа коммунальной инфраструктуры; непрозрачность при установлении тарифов на услуги ЖКХ; большое число управляющих компаний, которые не выполняют свои функции в полном объеме и др.
Муниципальный транспорт. Здесь к основным проблемам относим: большая доля изношенного транспорта; несовершенство инструментов контроля перевозочного процесса, к примеру, отсутствие полноценного диспетчерского управления.
4. Неэффективное использование градостроительного потенциала. Город Тамбов обладает геополитическими ресурсами, а также позиционными преимуществами. Он расположен в достаточно благоприятной для проживания населения зоне по наличию почвенно-растительных, земельных ресурсов, а также по действию метеорологических факторов, поэтому стоит отметить, что стабильное развитие города Тамбова требует четкой постоянной работы по пополнению и использованию градостроительных ресурсов в целом.
5. Возрастание преступности, а также высокая доля распространения социально обусловленных заболеваний. Большое количество преступлений было совершено в состоянии алкогольного опьянения. К социально обусловленным заболеваниям относят алкоголизм, наркоманию, венерические заболевания, ВИЧ-инфекции и др. Тамбов относится к городам с относительно низким уровнем заболеваемости, но число зарегистрированных больных ВИЧ продолжает расти.
6. Нехватка кадров. На сегодняшний день в сфере услуг гораздо больше работников, чем, к примеру, в сельском хозяйстве или промышленности. Специальности, которые выбирают сейчас, значительно отличаются от тех специальностей, которые выбирало поколение прошлого века. Молодежь стремится работать в сфере финансов и услуг, в то время как пожилые люди работают в сельском хозяйстве, промышленности, образовании.
7. Старение производственного аппарата. Стоит отметить, что на сегодняшний день структура производства «утяжелена» выпуском неконкурентоспособной продукции. Здесь существует необходимость обновления производственного аппарата. Имеющим большое значение фактором, который способен придать новый облик производственному аппарату, является стимулирование инвестиционной активности.
8. Уменьшение сектора малого и среднего предпринимательства. Основными проблемами здесь являются: большое сокращение количества индивидуальных предпринимателей; влияние кризисных негативных воздействий (к примеру, рост процентных ставок, падение спроса на продукцию, пандемия коронавируса, которая также вводила свои коррективы в работу индивидуальных предпринимателей).
9. Изменения в демографии города Тамбова. Здесь основными проблемами называют: превышение смертности над рождаемостью; сокращение трудоспособного населения; отток граждан в более развитые города ввиду отсутствия развитой социальной инфраструктуры, достойной заработной платы, безработицы.
Таким образом, для решения вышеперечисленных проблем необходимо проводить рациональную муниципальную политику по стабилизации стратегических ресурсов в городе Тамбове, которая будет направлена на совершенствование социально-экономического развития.
Перейдем к направлениям совершенствования социально-экономического развития, которое будет осуществляться посредством управления социально-экономическим развитием.
Торговля. Выявление способов уменьшения удельного веса теневого оборота, то есть здесь необходимо выработать определенные процедуры, которые будут способствовать устойчивому насыщению продовольственного рынка города Тамбова. Но в данном направлении нужно соблюдать защиту создания свободных рыночных цен от воздействия теневых структур. Для оптимизации торгового процесса необходимо создать городской консультационный центр, который бы информировал участников розничного и оптового рынка продовольствия в городе Тамбове.
Инвестиции. Создание и дальнейшее осуществление программ привлечения иностранных и отечественных инвестиций. Наиболее важное значение на сегодняшний день имеет привлечение инвестиций в инновационной сфере, совершенствование процедур принятия инвестиционных решений. Должны проводиться более тщательная индивидуальная работа с потенциальными инвесторами, происходить понижение показателей издержек бизнеса на доступ к инфраструктуре. Стоит сказать, что для того чтобы увеличивались показатели инвестиционной привлекательности Тамбова, нужно каждый год проводить мониторинг привлечения инвестиций на текущий момент. Мониторинг позволит контролировать все направления социально-экономического развития в городе.
Поддержка предприятий, а также малого и среднего предпринимательства. Введение на предприятиях на обязательной основе переподготовки кадрового состава (к примеру, управление качеством, финансовый менеджмент). Создание механизма сотрудничества бизнес-инкубатора, демонстрационных зон и прочих структур, которые способствуют стабильному росту наукоемких производств малого и среднего предпринимательства. Формирование материально-технической базы средних и малых предприятий, а также переход к инновационным формам деятельности. Продуманная рациональная финансово-кредитная поддержка среднего и малого предпринимательства, особенно во время сегодняшней пандемии.
Поддержка организаций, строящих свою работу на инновациях. Для этого необходимо увеличение показателей результативности элементов инновационной инфраструктуры, формирование направлений работы, нацеленных на быстрое увеличение межотраслевого эффекта от их введения в функционирование организации, поиск новых разработок, которые в дальнейшем будут иметь перспективу, совершенствование системы конкурса разных разработок, которые хотят получить денежные средства для дальнейшего развития из регионального и федерального бюджетов.
Оптимизация фонда жилья города Тамбова. Постоянный мониторинг муниципального жилищного фонда. Для этого нужно иметь четкую классификацию распределения жилья по районам на основе показателей физического износа. Уменьшение сроков ожидания в получении жилья тех, кто стоит на очереди. Для этого нужно сформировать комбинированную схему направлений по финансированию строительства, осуществлять работу по устранению аварийного жилья в городе Тамбове, модернизации сегодняшнего фонда жилья, общий контроль за коммерческой сетью обслуживания муниципального и частного жилья.
Оптимизация коммунального хозяйства города Тамбова. Главной задачей на сегодняшний день является определение направлений по совершенствованию системы ЖКХ на муниципальном уровне. Для выполнения данной задачи необходимо выявить характеристики управления в коммунальном хозяйстве города Тамбова; определить запасные направления увеличения показателей эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Можно сделать вывод о том, что целью совершенствования коммунального хозяйства в городе Тамбове является создание комфортных условий для проживания граждан.
Таким образом, стоит сказать, что итоги проведенного исследования позволяют нам не только оценить динамику уровня социально-экономического развития, но и определить в дальнейшем ключевые проблемы развития и принять соответствующие меры по решению этих проблем.

Список литературы

1. Бутаев А.И. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования: на примере города Махачкалы: дис. ... канд. экон. наук. Махачкала, 2005. 165 c.

2. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 12.02.2021).

3. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2016. 175 с.

4. Голованов В.И., Латыпов Н.А., Секерин В.Д., Горохова А.Е. Основы экономики муниципального сектора. М.: «Научный консультант», 2017. 440 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?