Горшенков Геннадий Николаевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, почетный вице-президент Российской криминологической ассоциации, почетный профессор Санкт-петербургского международного криминологического клуба, член Российской академии юридических наук, член союза журналистов России, лауреат Четвертой региональной юридической премии «Юрист года» в номинации «За вклад в юридическую науку». Имя профессора Г.Н. Горшенкова занесено в золотой фонд союза журналистов Нижегородской области, включено в ряд отечественных библиографических изданий, а также в энциклопедию международной коллекции. Его общий педагогических стаж работы составляет 35 лет, за время которых им опубликовано более 650 научных, публицистических и художественных произведений. По данным научной электронной библиотеки он входит в число 20 ученных — представителей нижегородской юриспруденции с наибольшим количеством публикаций и наиболее высоким уровнем научного цитирования.
Геннадий Николаевич Горшенков родился 22 февраля 1940 года в семье сельской интеллигенции. Его отец — Николай Семенович Горшенков, педагог по образованию, работал учителем, затем в разные годы возглавлял детские дома в Горьковской области. В одно время ему, по просьбе селян, пришлось возглавить колхоз, который он вывел в число передовых. Мать — Анастасия Михайловна Корнилова после окончания Починковского педагогического училища работала учителем начальных классов в селах Большое Маресьево, Нехорошево, руководила детским садом. Детские, юношеские годы Геннадия Николаевича связаны с селом. Он хорошо помнит, как его дед — Семен Васильевич Горшенков смастерил ему из выстроганных дощечек коробок-сундучок, куда будущий первоклассник складывал тетради, букварь, карандаши, ручки и ходил с ним в школу.
С особой теплотой, нежностью, с одной стороны, а с другой — томящейся грустью вспоминает свою малую родину, детские и юношеские годы, школу, друзей, односельчан. Никулинская общеобразовательная средняя школа, где учился Геннадий Николаевич, ее учителя оказали значительное влияние на формирование его личности. Все это в конечном итоге оказалось востребованным в дальнейшей жизни и творческой деятельности не один раз. В своих воспоминаниях он напишет, что во время его учебы в школе работали замечательные педагоги, которые делали большое нужное дело, вносили достойный вклад в воспитание подрастающего поколения. Они заложили основы всей его дальнейшей жизни: научили трудиться, выработали жизненно необходимые навыки и умения, привычку критически оценивать свои дела и поступки, а самое главное развили способность неординарного мышления, привили навыки к творческой деятельности, подтолкнули серьезно заниматься русским языком, литературой и музыкой. Обладая музыкальном слухом, он самостоятельно научился игре на гитаре и аккордеоне, выступал на различных мероприятиях перед односельчанами. Впоследствии тяга к знаниям, стремление к духовному обогащению, усидчивость, организованность, старание стали его жизненными принципами.
Проведенные в школе годы научили его дружбе. Умение дружить, радоваться жизни, делиться сокровенным, узнавать что-либо о друзьях-товарищах — у Геннадия Николаевича осталось от детски-юношеских лет. Это была не просто дружба, а дружба без обмана и лжи, она изначально предполагала откровенность, взаимность, честность, открытость в суждениях, высказываниях. Детские игры, юношеская дружба сопровождались многочисленными спорами, порой доходило до ссор по самым невероятным поводам и без поводов, а затем наступал мир, который теснее сближал друзей, объединял их. Детские игры закладывали основы его характера, прививали ему черты организатора и руководителя. Во время их проведения он требовал от участников неукоснительного подчинения, выполнения его указаний. Несмотря на это, его ценили, понимали, что им принимаются справедливые решения. Все это повышало его авторитет среди своих сверстников.
Как видно, жизнь в те годы у Геннадия Николаевича была тесно связана с селом. Он считал, что в селе прошли лучшие времена его жизни. Сельская жизнь отличалась своей житейской открытостью, неповторимостью: она была простой, легкой (по его детским представлениям), интересной и абсолютно безопасной. Она походила на жизнь большой единой сплоченной трудовой семьи, выступала источником душевного тепла, высокой нравственностью, обоюдной работы всех, а самое главное прививала любовь и уважение к труду. Трудились все — и млад, и стар от зари и до зари, все были на виду, без утайки и хитростей. Труд кормил семью, обеспечивал ее достаток и благополучие, объединял сельских тружеников и в радости, и в горе: порадоваться успеху соседа, помочь ему в постигшем горе считалось святым долгом каждого и не подвергалось сомнению.
Сегодняшняя деревенская жизнь в корне изменилась. Когда-то преуспевающий черноземный район на юге области, с добротными селами и деревнями, развитой социально-экономической и культурной инфраструктурой (работала школа, фельдшерский пункт, библиотека, клуб), пришли в упадок. Брошенные деревни, разрушенные колхозные дворы и постройки, провалившиеся крыши домов, заросшие бурьяном улицы, разбитые дороги, засохшие пруды — реалии коренных изменений, произошедших в последние годы в условиях рыночной перестройки. Трудно воспринимается Геннадием Николаевичем сложившаяся ситуация, вызывает у него чувство тоски и боли за оставшихся людей, продолжающих жить в этих условиях.
После окончания школы Геннадий Николаевич продолжил учебу в Нижегородском железнодорожном училище № 5. По результатам обучения ему был вручен диплом электромонтера высоковольтных линий и контактных сетей. Его гордостью является то, что он как молодой специалист стал одним из участников первых пусков электрических поездов Горький — Владимир.
В 1961 году Геннадий Николаевич призывается в ряды Советской армии, где проходит службу в танковых войсках, осваивает сложную военную технику, использует в полном объеме полученные знания в железнодорожном училище, является отличником боевой и политической подготовки, пробует себя в качестве военкора.
Первое публицистическое произведение под названием «Сержант делится опытом» (январь 1962 года) было напечатано в газете «Красный воин» Московского военного округа. Потом были другие публикации, в которых рассказывалось о героических буднях армейской жизни. Отметим, что журналистское творчество явление особое — это каждодневная, кропотливая, ответственная работа. Газета нуждается в материале и не позволяет расслабляться, делать передышку журналисту. По его скромным неполным подсчетам общий массив его публикаций составляет более 800 единиц. Самыми дорогими публикациями Геннадий Николаевич считает книгу о совместной жизни с женой, которую назвал «Поэзия нашей жизни». Их семейная жизнь отличалась искренностью, дружбой, получившей свое начало в школьные годы, взаимопониманием и взаимопомощью, супруги дополняли друг друга, как бы составляя единое целое. Особо ценными Геннадий Николаевич признает опубликованные им материалы об односельчанах и о неописуемой деревенской природе.
После демобилизации без каких-либо проблем он поступает в Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского на историко-филологический факультет. Во время учебы активно участвует в общественной жизни, избирается председателем студенческого профкома. Навыки, приобретенные в школьные годы, во время учебы в железнодорожном училище, армейская закалка позволили ему довольно легко овладевать учебным материалом: тяга к знаниям, желание учиться, стремление к духовному обогащению приносили свои результаты. Он наслаждался учебой, она доставляла ему непередаваемое удовольствие, давала ему силы, упорядочивала его мысли. Однако состояние студента-филолога оказалось недолгим, учебу на дневном факультете ему пришлось прервать и перевестись на вечернее отделение. Причиной этому послужило приглашение в партийный комитет университета, где он как член партии, офицер запаса, студент-общественник рекомендовался для прохождения службы в подразделение уголовного розыска органов внутренних дел.
В указанное время, наряду с боевой работой в уголовном розыске, Геннадий Николаевич активно занимается журналистикой. Его публицистические материалы о сотрудниках правоохранительных органах, обеспечивающих общественный порядок, жизнь и здоровье граждан, проникнуты героизмом, особой гордостью за них. Подтверждением этому служит книга, выпущенная к 95-летию российского уголовного розыска под названием «Уголовное братство против криминальной братвы». Она написана в свободном жанре о людях, об их каждодневных ратных делах, рисует истинный образ сотрудников уголовного розыска, к которым Геннадий Николаевич имеет непосредственное отношение.
Находясь на различных должностях в Управлении внутренних дел Горьковского облисполкома, Геннадий Николаевич заканчивает адъюнктуру Академии МВД СССР и в 1983 году защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему «Правовая агитация в деятельности внутренних дел». В указанные годы большое влияние на его становление как будущего серьезного исследователя и на формирование его юридических, в частности, криминологических взглядов оказали ученые: доктора юридических наук, профессора В.Т. Томин, В.С. Устинов, К.Е. Игошев, Д.В. Ривман, А.И. Долгова, Д.А. Шестаков. Но свои глубокие обширные знания Геннадий Николаевич приобрел путем самообразования, он много и самостоятельно изучал труды крупных российских дореволюционных и советских ученых в области юриспруденции, работал в архивах с первоисточниками, именно в процессе самообразования развил высокую трудоспособность, которую сохранил до сегодняшних дней. Поэтому неслучайно среди ученых-криминалистов его относят к числу настоящих тружеников, его работоспособность не знает предела. С 1985 по 1986 год он возглавлял учебный центр МВД республики Коми, руководил созданием в городе Сыктывкаре филиала Московской специализированной средней школы милиции, был ее первым начальником, одновременно с этим работал заведующим кафедрой уголовного права и процесса Сыктывкарского государственного университета, заведующим кафедрой теории и истории государства и права Коми республиканской Академии государственной службы и управления. Педантичность в делах и поступках, вдумчивость и ответственность, скрупулезность проявились в полном объеме в процессе работы в указанных учебных заведениях со студентами. Его преподавательская деятельность заключалась не только в оригинальной подаче учебного материала, а в том чтобы научить их самостоятельно думать, размышлять, понимать происходящее явление общественной жизни и в будущем предварять полученные знания на практике. Лекции, прочитанные им, производили неизгладимые и глубокие впечатления на студентов, сближали лектора со слушателями, воодушевляли их, заражали энергией и оптимизмом. В 1997 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему «Массово-коммуникативное воздействие на криминологическую ситуацию», а в 1999 году ему было присвоено ученое звание профессора.
Прежде чем говорить о творческой деятельности Г.Н. Горшенкова, напомним, что в философских источниках творчество трактуется как самостоятельное создание, созидание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. Применительно к профессору Г.Н. Горшенкову подтверждением его творческой деятельности служат его многочисленные научные произведения: книги, статьи, рецензии, в которых исследуются актуальные вопросы экономики и философии, уголовного права и криминологии, социологии и политологии. Обладая системным мышлением в процессе своей творческой деятельности, он смог выразить в своих работах и создать некий сложный феномен, включающий в себя искусно переплетенные, взаимосвязанные научные, публицистические и художественные начала. В его трудах наиболее рельефно просматривается творческий мир автора, его созидательная сила, позволяющая заглядывать в будущее, прогнозировать его.
К их числу следует отнести фундаментальные монографические издания: Массово-коммуникативное воздействие на криминологическую ситуацию: монография: Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 1997, 237 с.; Криминология: научные инновации: монография: Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета, 2009. 214 с.; Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: теоретическая модель и региональная практика: монография. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятская академия гос. службы, 2003. 170 с.; Преступление. Как его понимать: монография: Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. 169 с.; Криминологический словарь. Нижний Новгород. Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского, 2004. 240 с.; Научные исследования как форма обучения криминологии: учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2006. 70 с.; Криминологический словарь. 2-е изд; доп. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского, 2007. 263 с.; Криминология как «расширенная наука» о преступности: время становления и развития: монография. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2015. 172 с.; Проблемы криминологии: курс лекций. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2016. 260 с.; Основы борьбы с коррупцией и предупреждение ее проявлений: учебно-практическое пособие. Н. Новгород: ННГУ, 2019. 149 с.; Криминология — научная дисциплина противопреступного цикла / вступ. ст. Д.А. Шестакова. СПб: Издательство «Юридический центр», 2019. 304 с.
Так, в монографии «Криминология: научные новации» рассматриваются материалистические положения криминологической науки, впервые исследуется комплекс вопросов, связанных с терминологической деятельностью, термолексикой криминологии, устанавливаются возможности в развитии криминологической теории, методы юридической фикции, синергетического подхода, дается понятие и раскрывается содержание криминологической деятельности, нетрадиционно освещаются некоторые аспекты, относящиеся к таким категориям, как: преступность, преступление, политический аспект изучения криминологии, теоретико-прикладные вопросы взаимодействия государства и преступности. В частности, при исследовании теоретических проблем, связанных с криминологией, ее понятийным инструментарием, автор считает, что криминология как развивающаяся наука, предметом которой является система знаний о преступности, ее закономерностях, формах внутреннего и внешнего взаимодействия, а также о возможностях управленческого воздействия на преступность обязана предложить научные парадигмы противодействия преступности, используя арсенал криминологического прогнозирования, экспертного сопровождения, правотворческой деятельности, программирования основных направлений по предупреждению преступности и т. д. Игнорирование указанных обстоятельств лишит возможности активного наступательного воздействия криминологии на преступность. Избранный подход объясняется тем, что преступность в современных условиях — это негативное социально-правовое явление, связанное с другими социальными явлениями, функционирует внутри социальной среды, детерминировано этой средой, оказывает неоднозначное, прежде всего разрушающее воздействие на развивающуюся среду. В заключении он делает вывод о том, что криминологическая наука — это комплексная наука, включающая в себя социологию, юриспруденцию и в определенной степени другие естественные науки, поэтому неслучайно криминологическими исследованиями занимаются юристы и социологи, политологи и судебные медики, психологи и политики, что позволяет дать объективную оценку социального контроля за отклоняющимся поведением.
В монографии «Преступление: как его понимать», изданной в 2004 году в Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского, Г.Н. Горшенков с позиции плюралистического подхода к рассматриваемому явлению, которое в определенных социально-исторических условиях в конкретной правовой системе общества именуется как преступление, исследуя данный феномен и давая ему социально-правовую характеристику, преимущественно в криминологическом аспекте, показывает некоторые характерные особенности его изучения, с учетом определенных требований, предъявляемых к системе правоохранительных органов, выделяя их роль и место, особенно в предупреждении преступлений. В данном случае, по мнению автора, цель криминологии заключается в том, чтобы побудить изучающих к более глубокому проникновению в сущность явления, которое представляет собой ту «частичку» социальной реальности (преступности), общественная опасность которой вызывает возмущение в социальной среде, в обществе в целом, и вынуждает законодателя реагировать соответствующим образом на ее проявления. На основании этого исследователь делает вывод о том, что многосторонние, всеобъемлющие знания о преступности, интеграция познания внутренних и внешних взаимосвязей важны и для криминалиста как специалиста криминологических дисциплин, поскольку уголовно-правовая оценка преступлений не может не выражать принципиальных философских, идеологических, политических, моральных, этических и иных принципов и категорий. Заложенная в работе главная мысль — преступление как поведение человека представляется чрезвычайно сложным объектом научного познания и правоприменительной практики.
Глубоким научным проникновением в проблему криминологических знаний следует признать монографию «Криминология — научная дисциплина противопреступного цикла», изданную в 2019 году в издательстве «Юридических центр». В своей очередной работе Г.Н. Горшенков изложил авторскую концепцию криминологии как одной из научных отраслей противопреступного цикла, изучающую преступность как свойство деяний и свойство общества, а также меры предупреждения преступлений. Раскрывая общетеоретическую значимость криминологии для родственных ей отраслей науки, ее взаимосвязь в изучении преступлений (преступности), их обусловленности, мер предупреждения преступлений, противодействия, ученый отмечает, что криминология — это асоциальная наука, особенность которой заключается в генерирующемся свойстве или способности обобщать, обеспечивать интегративный эффект совместных отраслевых усилий в разностороннем изучении общего объекта. Конкретизация заявленных научных положений нашла свое реальное воплощение в структуре работы, отличающейся оригинальностью и включающей четыре главы: инновационное время криминологии (гл. 1); структуры изложения авторских измышлений (гл. 2); предпосылочные знания о преступлении прошлого «нового времени» (XVI—XIX вв.) (гл. 3); общетеоретическое утверждение настоящего «новейшего времени» (с XX в.) (гл. 4); заключение. Давая оценку научного исследования во вступительной статье «К общей теоретической основе противопреступных наук», Д.А. Шестаков отмечает, что Г.Н. Горшенков взялся за нелегкое, но нужное дело, выступая в том новатором, он представил свое видение «общетеоретической криминологии» и с присущей ему добросовестностью и энциклопедичностью разработал признаки (атрибуты) учения: принципы, методы, функции, сформулировал положение «о сотрудничестве» преступности и антипреступности, позволил заглянуть по ту сторону привычных представлений.
Важнейшие вопросы становления, развития интегрированного учения о криминале, а именно: о наказании, причинах преступного поведения, юридической оценке преступления и преступника, мерах предупреждения нашли свое отражение в очередной монографии Г.Н. Горшенкова под названием «Криминология как “расширительная наука” о преступности: время становления и развития». В ней автор раскрыл содержание основных аспектов, направлений, «проложенных» в учениях о криминале известными научными сообществами — школами (классической, неоклассической, антропологической, социологической), роль каждой из которых определялась соответствующими научными подходами и методами исследования. Ее содержание свидетельствует о том, что ученый обращается к сложным вопросам соотношения криминологии и уголовного права, криминологии и социологии, криминологической политики и уголовной политики в процессе воздействия на преступность. Большой научный интерес к монографии вызывают положения о современной политической криминологии, о криминологической концепции безопасности. Значительное место в научном исследовании занимает методологический аспект криминологии, позволивший проникнуть в причинность преступности двух основных отраслей научного знания о преступлении и преступности. По его мнению, данные категории следует рассматривать не с позиции противоречивости, противопоставления, а во взаимосвязи и взаимообусловленности, с позиции общих научных положений, систематизация которых приведет к формированию нового научного направления о криминале.
Характеризуя данную работу во вступительной статье к монографии под названием «Новый взгляд из невско-волжской школы на криминологическую науку», профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба Д.А. Шестаков пишет, что заслуживает внимания и положительной оценки обширная научная осмысленность преступности и реакции на нее, строгость методологии исследования, своеобразие высказанных суждений автора.
Рассматривая научное творчество ученого, хотелось бы отметить его существенный вклад в криминологическую науку в виде подготовки и издания криминологических словарей, которые дают развернутое положение, отражающее криминологическую материю. Включенные в них словарные статьи не ограничиваются лаконичным изложением определений, составляющих понятийный аппарат криминологии, в них дается характеристика и объемные толкования терминов, многие из них снабжены схемами, что делает их более доступным для понимания. Отметим, что представленный в словарях научный аппарат отражает современный уровень криминологической науки и позволяет читателю знакомиться с различными позициями ученых-криминологов, в том числе и с позицией автора по многим проблемным вопросам современной криминологии.
Творческая деятельность Геннадия Николаевича не ограничивается изданными и получившими широкое распространение монографическими изданиями, учебными пособиями. Наличие большого количества опубликованных статей свидетельствует о том, что он в процессе своей научной работы представляет юридической общественности оригинальный, высокого качества продукт о криминологии, ее состоянии, перспективах развития, с учетом выявленных тенденций преступности дает ее прогноз применительно как к федеральному уровню, так и к местным условиям региона или конкретной сферы общественных отношений. Особенностью изложения научного материала является то, что в доходчивой форме с использованием наглядных средств раскрываются проблемные теоретико-прикладные вопросы о признаках преступления, преступности, причинах, условиях, которые не получили достаточного освещения в юридической литературе в силу определенных сложившихся обстоятельств или остались без внимания исследователей-криминологов.
Его творческая деятельность — образец безукоризненного, безупречного служения науке, которой он посвятил сознательную жизнь и продолжает вносить в нее достойный вклад, обогащая ее своими идеями. Его пытливый ум вторгается в различные сферы общественного бытия: внимательно наблюдая, оценивая сложившиеся ситуации с государственных позиций, он предлагает кардинальные решения в области криминологии массовых коммуникаций.
Геннадий Николаевич — явление в научной среде особое, личность яркая, неординарно, нестандартно мыслящая. Обладая редкой памятью, цепким взглядом на происходящее, умением запоминать многочисленные мелочи, он свои наблюдения трансформирует в опубликованных произведениях. Его незаурядность заключается в том, что он совместил в себе разные грани журналиста и ученого, и такой сплав оказался благотворным, уникальным, неповторимым в своем редкостном единстве. В его журналистском и научном творчестве много интересного. При прочтении его материалов в памяти остаются фрагменты жизни его героев. Характерной особенностью и значимостью отличаются его научные материалы, в которых он последовательно и твердо отстаивает свои убеждения, несмотря на различные жизненные перипетии, не утрачивает независимость своих взглядов. В этой связи правильным будет высказать ему искренние пожелания дальнейших творческих успехов: только в творчестве есть радость жизни, ее продолжение, прогресс и процветание.
***
Порядок изложения материала, которому следовал автор, стремясь осмыслить те или иные ситуации, связанные с жизнью профессора Г.Н. Горшенкова, его многосторонним творчеством, должен заканчиваться последней стадией, то есть формулированием заключения. Понимая, что пространное заключение в данном случае вряд ли оправданно и приведет к повторению написанного, поэтому считаю, что заключение должно быть кратким, лаконичным и безупречным по своей форме. Автор своей статьей старался ознакомить научную общественность с жизнью и деятельностью нашего современника — ученого-криминалиста, доктора юридических наук, профессора Геннадия Николаевича Горшенкова, с его глубокими логическими суждениями, с взглядами и принципами на криминологию, получившими заслуженное признание широкого круга как российских, так и зарубежных ученых криминального цикла.