В начале 2020 года официально начался очередной этап конституционной реформы в Российской Федерации: в Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ фактически анонсировал основное содержание чуть позднее (20 января 2020 г.) внесенного в Государственную Думу РФ Проекта закона РФ о поправке Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Конституционная реформа 2020, в отличие от предыдущих конституционных поправок, на наш взгляд, насыщена новыми правовыми технологиями.
Под правовыми технологиями конституционной реформы мы предлагаем понимать систему методов, инструментов, последовательных действий, стадий, процедур, упорядочивающих деятельность по внесению конституционных поправок в Конституцию РФ. Мы используем слова «правовая технология», а не «юридическая технология» намеренно, осуществление технологий в праве позволяет не ограничиваться правотворческой технологией, а включает также правоинтерпретационную и правоприменительные технологии.
Новыми мы считаем те правовые технологии конституционной реформы, которые ранее не применялись в Российской Федерации. Причем, в отличие от западной традиции отождествления современных правовых технологий с развитием информационно-коммуникационных правовых технологий (Legal tech, law technology), мы рассматриваем информационные технологии как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, как один из инструментов реализации новых правовых технологий конституционной реформы.
Мы предлагаем различать новые правовые технологии конституционной реформы 2020 по процедуре, по форме, по содержанию, в интерпретации ее осуществления и в дальнейшем по реализации. При этом в настоящее время наибольшее значение имеют три первых из названных правовых технологий.
Новые правовые технологии в процедуре конституционной реформы 2020: в отличие от реформ 2008, 2014 годов создана рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ не было, она стала ядром разработки Проекта № 885214-7, его «сопровождения» в Парламенте, а также сбора, изучения, обобщения и, вероятно, учета поступающих предложений по конституционной реформе, «точкой сборки» в доработке Проекта № 885214-7; Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» статьей 2 Проекта № 885214-7 предложено вынести на общероссийское голосование, в российском праве такой технологии ранее не только не применялось, но и не предусмотрено (см. таблицу 13).

Таблица 13
Процедуры голосования в российском праве
№ п/п    Процедура голосования в российском праве
    Вид    Понятие    Правовое регулирование
1    Референдум Российской Федерации     Всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения    Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации»34
2    Общественная экспертиза (экспертиза) закона РФ о поправке к Конституции РФ, осуществляемая Общественной палатой РФ    Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»35
3    Голосование на цифровом избирательном участке    Федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 102-ФЗ «О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках…»36
4    Дистанционное электронное голосование    Голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы    Федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва»37
5    Общественное обсуждение проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов    Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. № 16738
6    Общественное обсуждение на официальном портале regulation.gov.ru39    постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. № 851


Новые правовые технологии по форме конституционной реформы 2020: форма (Проект закона РФ о поправке к Конституции РФ) соответствует Федеральному закону «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», вместе с тем, объединение в «одном пакете» поправок о дополнительных конституционных гарантиях социальных прав граждан, введением примата юридической силы Конституции РФ над международным правом, в том числе решениями межгосударственных органов, и изменениями в конструкции государственного управления в России — неудачная, на наш взгляд, новелла. Проект № 885214-7 целесообразно разделить на отдельные законопроекты.
Новые правовые технологии по содержанию конституционной реформы 2020: наиболее обширны (предложено перенести на конституционный уровень ряд ограничений в отношении государственных и муниципальных служащих, отдельных должностных лиц; перераспределить функции при формировании Правительства РФ и назначении на должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших судов Российской Федерации, Генеральной Прокуратуры между Президентом РФ и палатами Федерального Собрания; поднять статус Государственного Совета РФ; расширить полномочия Конституционного Суда РФ; объединить органы государственной власти и органы местного самоуправления в единую систему «публичной власти» и др.), интересны в плане интерпретации как всей совокупности нововведений, так и отдельных новаций и, безусловно, потребуют некоторых, на наш взгляд, незначительных усилий для внедрения в практику деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в варианте названия Проекта № 885214-7 — «публичной власти» в Российской Федерации.