15 января 2020 года Президент РФ в обращении с посланием Федеральному Собранию РФ объявил начало «обсуждения ряда конституционных изменений», а во внесенном им 20 января 2020 года Проекте № 885214-7 закона РФ о поправке Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» предложил самые масштабные конституционные поправки в современной России.
Основная цель конституционной реформы — совершенствование организации публичной власти, поэтому в Проекте № 885214-7 заложены новации для всех уровней и ветвей власти. В то же время, полагаем, есть один из важных вопросов организации публичной власти в современной Российской Федерации, который не затронут Проектом № 885214-7 — вопрос о конституционном статусе Администрации Президента РФ.
В настоящее время в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции РФ Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ. Статус Администрации Президента РФ установлен Указом Президента РФ, Администрация Президента РФ, в отличие, например, от Управления делами Президента РФ, не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и является фактически самостоятельным государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.
Кроме того, в соответствии с пунктом «к» статьи 83 Конституции РФ Президент РФ назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ. Полномочные представители Президента РФ входят в состав Администрации Президента РФ. В настоящее время предусмотрены следующие должности полномочных представителей Президента РФ:
— в Совете Федерации Федерального Собрания РФ;
— в Государственной Думе Федерального Собрания РФ;
— в Конституционном Суде РФ (далее — полномочные представители);
— в 8 федеральных округах (но поскольку состав 12 макрорегионов, предусмотренный приложением 2 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, только частично согласуется (см. таблицу 12) со сложившимися федеральными округами, представляется, что их количество и состав могут быть пересмотрены).
В Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул: «Россия должна оставаться сильной президентской республикой». Проект № 885214-7, безусловно, «усиливает» роль Президента РФ в системе публичной власти в нашей стране, следовательно, роль Администрации Президента РФ в результате конституционной реформы будет возрастать. Например, есть предположение, что представители Администрации Президента РФ будут обеспечивать деятельность или даже входить в состав Государственного Совета РФ (вводится новый п. «ж1» ст. 83 Конституции РФ). Поэтому считаем целесообразным:
а) либо закрепить в пункте «и» статьи 83 Конституции РФ положение, в соответствии с которым «статус Администрации Президента Российской Федерации определяется федеральным законом»;
б) либо включить в статью 80 Конституции РФ новую часть 5 следующего содержания:
«5. Статус, полномочия и функции, порядок деятельности Президента Российской Федерации и формируемой им Администрации определяется федеральным конституционным законом».
Это предложение полностью соответствует реализации принципа единства системы органов государственной власти, закрепит положение Администрации Президента РФ на конституционном уровне, позволит распространить на сотрудников Администрации Президента РФ ограничения и требования, предложенные в Проекте № 885214-7.

Таблица 12
Состав федеральных округов и макрорегионов в современной России
Федеральные округа    Макрорегионы
Наименование    Состав    Наименование
Центральный    Брянская, Владимирская область, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г. Москва    Центральный
    Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области    Центрально-Черноземный
Северо-Западный    Республика Карелия, Калининградская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, г. Санкт-Петербург    Северо-Западный
    Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ    Северный
Южный    Республики Адыгея, Калмыкия и Крым, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, г. Севастополь    Южный
Северо-Кавказский    Республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Чеченская, Ставропольский край    Северо-Кавказский
Приволжский    Республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская, Пермский край, Кировская и Нижегородская области    Волго-Камский
    Республика Башкортостан, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области    Волго-Уральский
Уральский    Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа    Уральско-Сибирский
Сибирский    Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области    Южно-Сибирский
    Республики Тыва и Хакасия, Красноярский край, Иркутская область    Ангаро-Енисейский
Дальневосточный    Республики Бурятия, Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ    Дальневосточный