В январе 2020 года руководство Российской Федерации по меньшей мере трижды удивляло граждан страны:
— дважды удивил граждан страны Президент РФ: первый раз, достаточно неожиданно выступив с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ в середине января; второй — предложив «ряд конституционных поправок»;
— третьей неожиданностью стала внезапная отставка Правительства РФ под руководством Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева и последовавшие события с формированием нового состава Правительства РФ, утверждением новой структуры федеральных органов исполнительной власти.
Однако наибольший резонанс вызвали высказанные в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ предложения по изменению Конституции РФ: палитра комментариев разнообразна, от восторженных, до обвинительных. На наш взгляд, к настоящему времени мы не получили ответа на несколько важнейших вопросов:
— чем вызвана необходимость проведения конституционной реформы именно сейчас, в начале 2020 года;
— почему события с осуществлением конституционной реформы разворачиваются так быстро (15 января 2020 г. Президент РФ анонсировал реформу, в этот же день сформировал представительную, но, очевидно, не самую высокопрофессиональную в вопросах права рабочую группу по подготовке поправок в Конституцию РФ; 20 января 2020 г. Президент РФ внес в Государственную Думу Проект закона РФ о поправке Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»; 23 января 2020 г. Государственная Дума приняла Проект № 885214-7 в первом чтении, установив крайне «сжатые» сроки для направления поправок — «пятнадцатидневный срок» — до 6 февраля 2020 г., который, что было очевидно, пришлось перенести, и, как заявил А. Клишас, один из сопредседателей упомянутой рабочей группы: «Государственная Дума уже продлила срок рассмотрения предложений ко второму чтению законопроекта о поправке к Конституции Российской Федерации». И не исключил, что этот срок будет продлен еще раз, если возникнет такая необходимость, поскольку поступает большое количество предложений);
— содержание внесенного Президентом РФ Проекта № 885214-7 закона РФ о поправке Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», в основном, отражает тезисы, высказанные в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, однако содержание Проекта № 885214-7 охватывает не только вопросы организации публичной власти, но и двух социальных выплат (п. 2 ст. 1 Проекта № 885214-7), в то же время спектр предложений о совершенствовании текста Конституции РФ намного шире (например, заявлено, что в России «возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности… свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм» — основа формирования новой (или возрождаемой) отечественной идеологии, но в рамках конституционной реформы эта проблематика не рассматривается);
— чем объяснить сокращение количества судей Конституционного Суда РФ с 19 (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ) до 11 (подп. «а» п. 1 ст. 1 Проекта № 885214-7 — новая редакция ч. 1 ст. 125 Конституции РФ);
— отчего не все предусмотренные Конституцией РФ нормы (резервы) реализованы до начала конституционной реформы и не нашли отражения в ее содержании (например, неясен механизм формирования Конституционного Собрания как имманентного элемента механизма пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ (ст. 135));
— предусмотренное статьей 2 Проекта № 885214-7 вынесение на общероссийское голосование Закона РФ о поправке Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» свидетельствует о том, что население в конституционную реформу будет включено «постфактум», после принятия названного Закона, а не на стадии его рассмотрения палатами Федерального Собрания РФ, но насколько такое «общероссийское голосование» достаточно для принятия столь важных для страны решений?
Уверены, что ответы на поставленные нами и иные вопросы, возникающие в ходе дискуссии о форме и содержании конституционной реформы 2020, должны быть представлены в полном объеме, все детали и нюансы технико-юридического характера разъяснены доступным языком всем гражданам Российской Федерации, просчитаны экономические и политические последствия реализации предложенных поправок в Конституцию РФ, в том числе спрогнозированы сценарии развития международно-правовых отношений. В конечном итоге важны не безупречность текста Конституции РФ и «совершенство регулирования организации публичной власти» в законодательстве, а их воплощение в деятельности всех субъектов управления для обеспечения достойного уровня жизни каждого гражданина Российской Федерации.