20 января 2020 года Президент РФ внес в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Проект закона РФ о поправках к Конституции РФ № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». В целом Проект № 885214-7 конкретизирует, переводит в нормативно-правовую «плоскость» предложения по изменению Конституции РФ, изложенные в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 15 января 2020 года, но, на наш взгляд, есть некоторые резервы по совершенствованию Проекта № 885214-7 в части установления новых требований к публичным должностным лицам, в частности:
— закономерно предложение о переносе на уровень конституционно-правового регулирования противодействия проникновению (и, вероятно, негативному влиянию) во власть граждан Российской Федерации, имеющих также «гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства». Вместе с тем, подобную множественность конституционных поправок (п. 1, 3, 4, 6, 8, 9, 14, 17 ст. 1 Проекта № 885214-7) мог бы устранить единообразный абсолютный конституционный запрет занимать государственные и муниципальные должности, а также должности государственной и муниципальной службы гражданам Российской Федерации, имеющим «гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства»;
— можно предложить ввести требование «не имевший ранее гражданство иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства» в отношении не только должностных лиц, упомянутых в Проекте № 885214-7, но и иных должностных лиц, названных в Конституции РФ и выполняющих публичные функции: присяжные заседатели (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123 Конституции РФ); адвокаты, нотариусы (п. «л» ч. 1 ст. 72); Председатель Центрального банка РФ (п. «г» ст. 83, п. «г» ч. 1 ст. 103) и служащие Банка России; члены Совета Безопасности РФ (п. «ж» ст. 83), его органов и аппарата; работники Администрации Президента РФ (п. «и» ст. 83); дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (п. «м» ст. 83); Председатель и аудиторы Счетной палаты РФ (ч. 5 ст. 101, п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в РФ (п. «е» ч. 1 ст. 103); Генеральный прокурор РФ и нижестоящие прокуроры (ст. 129);
— более того, помимо должностных лиц, названных в Конституции РФ, в систему государственного и муниципального управления современной России включены и, соответственно, в отношении них следует, по нашему мнению, установить аналогичное требование: уполномоченные по правам ребенка в РФ, уполномоченные по защите прав предпринимателей в РФ, уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг, члены избирательных комиссий, члены контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, сотрудники Следственного комитета РФ, работники Судебного департамента при Верховном Суде РФ и других государственных и муниципальных органов; должностные лица организаций, созданных в соответствии с федеральными законами и выполняющих отдельные публичные полномочия (например, Российской академии наук, Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования РФ, государственных корпораций «Роскосмос», «Росатом», «Ростех», «ВЭБ.РФ»); а также институтов гражданского общества, непосредственно включенных в систему государственного и муниципального управления, например, члены политических партий, члены Всероссийского казачьего общества, члены торгово-промышленных палат в РФ, члены Общественной палаты РФ и общественных палат субъектов Российской Федерации, иные субъекты общественного контроля.