Любой закон предполагает, что в него потребуется внести изменения. Предложенный 15 января 2020 года в ходе обращения Президента России с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации «пакет» конституционных поправок был несколько неожиданным, что вызвало дискуссии о конституционной реформе. А Проект № 885214-7 закона РФ о поправке Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», внесенный Президентом РФ в Государственную Думу РФ, позволяет конкретизировать доводы о содержании конституционной реформы.
Конституционно-правовое регулирование статуса Президента РФ в Конституции РФ также затронуто конституционными поправками в Проекте № 885214-7, но не все из них, на наш взгляд, бесспорны, равно как не все вопросы, требующие, по нашему мнению, своего разрешения в тексте Конституции РФ, нашли в законопроекте свое отражение — наиболее принципиальны следующие:
Пунктом 6 статьи 1 Проекта № 885214-7 предлагается изложить статью 81 Конституции РФ в новой редакции, в то же время:
— части 1 и 4 статьи 81 в проектируемой редакции дословно воспроизводят действующие части 1 и 4 статьи 81 Конституции РФ, что, вероятно, нецелесообразно. Однако если объединить эти структурные элементы в части 1 ст. 81, то новая редакция будет оправданна;
— в отношении предлагаемого в части 2 статьи 81 Конституции РФ в проектируемой редакции абсолютного запрета для кандидата в Президенты РФ иметь в прошлом гражданство иностранного государства возникает, уверены, закономерный вопрос: справедливо ли, что это требование будет распространяться и на несовершеннолетних, которые в прошлом могли иметь второе гражданство без своего волеизъявления;
— решения Конституционного Суда РФ и доктринальные исследования по неурегулированным в настоящее время законодательством вопросам, затрагивающим статус и полномочия Президента РФ (в частности, правовая природа «указного права», процедура досрочного прекращения полномочий Президента РФ по части 2 статьи 92 Конституции РФ, временного замещения должности Президента РФ и др.), на наш взгляд, объективно предполагают необходимость закрепления статуса Президента РФ в специальном федеральном конституционном законе. Для этого статью 81 Конституции РФ полагаем возможным дополнить новой частью следующего содержания:
«Статус Президента Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом».
Анонсированные в обращении Президента России к Федеральному Собранию РФ 15 января 2020 года инициативы о «повышении роли и значения парламента страны, роли и значения Государственной Думы» путем перераспределения полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания РФ в Проекте № 885214-7 не нашли своего отражения. Полномочия Президента РФ, скорее, усиливаются:
— пунктом 7 статьи 1 Проекта № 885214-7 полномочия Президента РФ дополнены на 6 новых «позиций» (п. «б1», «в1», «д1», «е3», «е4», «ж1» ст. 83), в то время как пунктами 10 и 11 статьи 1 Проекта № 885214-7 полномочия у обеих палат Федерального Собрания дополнены только на 4 новые «позиции» (3 новых пункта (п. «к», «л», «м» ч. 1 ст. 102) у Совета Федерации и 1 (п. «а1» ч. 1 ст. 103) у Государственной Думы);
— при этом замена термина «дача согласия» на «утверждает» (в п. «а» ст. 83, п. «а» ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111) в полномочиях Государственной Думы по кандидатуре Председателя Правительства РФ фактически не перераспределяет полномочия «в пользу» Государственной Думы и не изменяет существующую процедуру. Отбор кандидатур на должность Председателя Правительства РФ, назначение на эту должность и освобождение от этой должности по-прежнему осуществляет Президент РФ. Сохраняется предусмотренная частью 4 статьи 111 Конституции РФ возможность роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов, предоставленная Президенту РФ в случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур на должность Председателя Правительства РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 92 Конституции РФ только Председатель Правительства РФ может временно исполнять обязанности Президента РФ. Объем обязанностей (пусть и с некоторыми изъятиями, установленными вторым предложением ч. 3 ст. 92 Конституции РФ) настолько значителен, что такая возможность фактически означает, что Председатель Правительства РФ является вторым должностным лицом в государстве. В этой связи предлагается закрепить в части 3 статьи 110 Конституции РФ требования к кандидатуре на должность Председателя Правительства РФ, аналогичные требованиям к кандидату на должность Президента РФ.
Институт конституционно-правовой ответственности Президента РФ предлагается усовершенствовать — изменить основания для отрешения Президента РФ от должности путем внесения поправки в часть 1 статьи 93 Конституции РФ, заменив слова «в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления» словами «в совершении преступления».