Критическая дискуссия практически обо всех конституционно-правовых институтах была начата в год 25-летнего юбилея Конституции РФ,но ее итоги были официально озвучены в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 15 января 2020 года. Возможно, это Послание войдет в историю конституционализма России как одна из важных вех в его развитии. Итоги дискуссии о направлениях конституционной реформы объективированы в Проекте № 885214-7 закона РФ о поправке Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Перспективы развития конституционализма в России мы видим в обсуждении Проекта № 885214-7 и иных векторов, которые не затронуты этим законопроектом, но и не могут быть ограничены.
1. Предлагаемые поправки в статью 75 Конституции РФ об установлении «минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума» и «обязательной индексации пенсий, пособий и иных социальных выплат» как дополнительные характеристики социального государства не уместны в данной статье, включенной в главу 3 «Федеративное устройство» и закрепляющей положения, посвященные финансовой системе России. Полагаем, Проектом № 885214-7 не следует нарушать логику построения Конституции РФ — принципы построения социального государства установлены в статье 7 Конституции РФ, а конкретизированы в части минимального размера оплаты труда и в части пенсий, пособий и иных социальных выплат соответственно в статье 37 и статье 39 Конституции РФ. Более того, механизм реализации проектируемой поправки вызывает сомнения, так в проекте приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, датированном 29 января 2020 года предложено понизить прожиточный минимум в России на 3,7%, уточнив, что «величина прожиточного минимума… нужна, главным образом, для мониторинга уровня жизни населения и расчета Росстатом уровня бедности за IV квартал 2019 года».
2. Поправка в статью 79 Конституции РФ, устанавливающая, что «не подлежат исполнению в Российской Федерации решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации» была ожидаемой и, как нам представляется, она удачно дополняет и конкретизирует положения части 4 статьи 15 Конституции РФ в целях обеспечения приоритета действия Конституции на территории Российской Федерации. Но можно было бы усилить это положение взаимосвязанным дополнением к статье 125 Конституции РФ, закрепляющей полномочия Конституционного Суда РФ, например, дополнив часть 2 статьи 125 пунктом «д» следующего содержания:
«д) решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации»;
и изложив часть 6 статьи 125 в новой редакции:
«6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации, решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению».
3. В целях развития политической системы проектом предлагается новая процедура формирования Правительства РФ путем расширения полномочий Федерального Собрания при прежней роли Президента РФ в отношении Правительства РФ. Утверждение Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и некоторых федеральных министров, а механизм консультаций (он не нов, предусмотрен в пункте «м» статьи 83 Конституции РФ при назначении и отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях) в Совете Федерации по кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также прокуроров субъектов Российской Федерации, предложенным Президентом РФ, повлечет солидарную ответственность за результаты деятельности Правительства РФ Федерального Собрания и Президента РФ. Однако Проект № 885214-7 не содержит готовых решений в следующих ситуациях:
— как быть, если Государственная Дума не утверждает представленные Председателем Правительства РФ кандидатуры;
— может ли Государственная Дума инициировать досрочное прекращение полномочий утвержденных ею членов Правительства РФ;
— вправе ли Совет Федерации отклонить кандидатуры на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также прокуроров субъектов Российской Федерации, предложенные Президентом РФ;
— сможет ли Совет Федерации инициировать досрочное прекращение полномочий руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также прокуроров субъектов Российской Федерации?
4. Новелла о праве Президента РФ освободить от должности Председателя Правительства РФ без удаления Правительства РФ в отставку (взаимосвязанные поправки в статье 83 и статье 111 Конституции РФ), может иметь сложные последствия — в такой ситуации вновь назначенный Председатель Правительства РФ будет вынужден работать с уже сформированным без его участия Правительством РФ. Соответствует ли это принципу разделения властей, сбалансированности механизма сдержек и противовесов?
5. Наделение Совета Федерации полномочиями прекращать по представлению Президента РФ полномочия судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи, а также в иных, предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий (подп. «и» пункта 8 и подп. «г» пункта 10 ст. 1 Проекта № 885214-7, дополняющие взаимосвязанными пунктом «е4» ст. 83 и пунктом «м» часть 1 ст. 102 Конституции РФ) «превращает» Совет Федерации в своеобразный квазисудебный орган по осуществлению правосудия в отношению судей высших инстанций. Новация, на наш взгляд, требует конкретизации оснований прекращения полномочий судей.