Проект закона РФ о поправках к Конституции РФ № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» логично явился развитием Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 15 января 2020 года. Однако, если Послание в целом носит сильную социально ориентированную окраску, где Президентом РФ предложен комплекс мер, направленных на принципиальное разрешение системных проблем в сложнейшей, и с точки зрения государственного управления и с точки зрения обеспечения прав человека социальной сфере, то Проект № 885214-7 оказался менее социально ориентированным.
Фактически, в целях защиты социальных прав граждан, обеспечения их равных возможностей на всей территории страны статью 75 Конституции РФ пунктом 2 статьи 1 Проекта № 885214-7 предложено дополнить положениями, устанавливающими минимальный размер оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и гарантии обязательной индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат, а также основные принципы всеобщего пенсионного обеспечения.
В целях усиления социальной составляющей Проекта предлагаем:
1. Привести формулировку предлагаемой Проектом № 885214-7 части 5 статьи 75 Конституции РФ в соответствие со статьей 7 Конституции РФ, заменив слова «социальных выплат» на «гарантий социальной защиты». Это, кроме того, обеспечит большие гарантии социальной защищенности граждан за счет индексации более широкого набора иных гарантий социальной защиты. Важным также представляется конституционное гарантирование не просто «индексации», а как минимум «ежегодной индексации», порядок которой устанавливается федеральным законном, на величину не меньшей годовой инфляции (см. таблицу 6).
Таблица 6
Проект части 5 статьи 75 Конституции Российской Федерации
Редакция Проекта № 885214-7     Авторская редакция
5. В Российской Федерации гарантируются минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом    5. В Российской Федерации гарантируются минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и ежегодная индексация социальных пособий и иных гарантий социальной защиты на величину не меньшей годовой инфляции в порядке, установленном федеральным законом


2. Изменить формулировку предлагаемой Проектом № 885214-7 части 6 статьи 75 Конституции РФ, исключив «общие фразы» (формируется, поддерживается), надежно закрепив гарантирование социальных обязательств государством и их индексацию на величину не меньшей годовой инфляции (см. таблицу 7).
Таблица 7
Проект части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации
Редакция Проекта № 885214-7     Авторская редакция
6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом    6. Система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации основана на принципах всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Гарантируется ежегодная индексация размера пенсий на величину не меньшей годовой инфляции в порядке, установленном федеральным законом


3. Важнейшей составляющей повышения уровня жизни граждан является величина их заработной платы и ее покупательская способность. Она же является важнейшим стимулом к повышению производительности труда, его эффективности и качества. Если мы хотим достигнуть реальных показателей на стратегически важных для государства направлениях, то нужно платить людям, на них занятых, достойную их труду и его значимости заработную плату. К таким социально значимым и одновременно стратегическим направлениям развития нашего государства относятся, в первую очередь, образование и наука. Предлагаем на данном этапе конституционной реформы установить гарантии ежегодной индексации заработной платы на величину не меньшей годовой инфляции всем специалистам указанных нами сфер деятельности.
В целях аргументации предложения можно взглянуть на опыт индексации заработной платы полицейских. После реформы и существенного увеличения оплаты труда полицейским в 2012 году ее индексация не производилась до октября 2019 года (на 4,3%). В сравнении с 2012 годом величина заработной платы полицейского утратила практически половину своей ценности (около 45%) и еще больше (около 60%) сократилась ее покупательская способность. Если бы государство, начиная с 2013 года, ежегодно индексировало заработную плату полицейских, к примеру, на 4% ежегодной инфляции, то после повышения в 2019 году ее реальный рост составил бы не 4,3%, а 31,6%, что, очевидно, позволило бы сократить отток квалифицированных кадров, сохранить престиж службы и эффективность оперативно-служебной деятельности.
Таким образом, предлагаем дополнить пункт 2 статьи 1 Проекта № 885214-7 пунктом «в» (следовательно, дополнить ст. 75 Конституции РФ новой частью 7) следующего содержания:
«в) дополнить частью 7 следующего содержания:
7. Гарантируется ежегодная индексации заработной платы на величину не меньшей годовой инфляции в сферах образования и науки».
4. Развивая идеи Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 15 января 2020 г., можно дополнить пункт 2 статьи 1 Проекта № 885214-7 пунктами «г» и «д» (дополнить ст. 75 Конституции РФ новыми частями 8 и 9) следующего содержания:
«г) дополнить частью 8 следующего содержания:
8. В Российской Федерации гарантируется полное бесплатное обеспечение горячим питанием всем детям из многодетных семей при получении ими дошкольного, начального и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Субъекты Российской Федерации обеспечивают дополнительные гарантии социальной защиты многодетным семьям, постоянно проживающим на их территории»;
«д) дополнить частью 9 следующего содержания:
9. Система социальных служб Российской Федерации обеспечивает защиту конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, реализует государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, участников боевых действий, оказывает адресную социальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации».
Учитывая, что предмет статьи 75 Конституции РФ вследствие предлагаемых Проектом № 885214-7 и нами поправок значительно изменится (будет носить двойственный социально-экономический характер), вполне логично выглядело бы выделение предлагаемых частей 5—9 статьи 75 Конституции РФ в самостоятельную статью Конституции РФ, например, в статью 751.
Кроме того, за более чем 20-летнюю историю существования и функционирования в России Уполномоченного по правам человека в РФ указанный институт доказал свою эффективность по обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдению и уважению государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Сегодня данный институт продолжил свое развитие как по горизонтали (создан и функционирует институт уполномоченного по правам ребенка в РФ), так и по вертикали (институт уполномоченных по правам человека получил развитие в субъектах Российской Федерации). Полагаем, что в целях усиления места Уполномоченного по правам человека в РФ в системе органов власти и его роли по содействию реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, следует:
1) закрепить основы статуса данного института самостоятельной статьей в Конституции РФ, например, в статье 1031 в следующей редакции:
«Статья 1031
1. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обеспечивает гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Полномочия, функции и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
2. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам и действует на основе Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации исключительно в интересах обеспечения гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации координирует деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
3. На должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства»;
2) предоставить Уполномоченному по правам человека право законодательной инициативы путем внесения изменений в часть 1 статьи 104 Конституции РФ:
«Положение “Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения” изложить в следующей редакции: “Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека по вопросам их ведения”».