Конституция Российской Федерации и как официальный документ, и как результат человеческой деятельности, безусловно, может быть объектом изменений. Технологии конституционных поправок отчасти предусмотрены главой 9 Конституции РФ (см. таблицу 1).

Таблица 1
Правовое регулирование технологии поправок в Конституцию Российской Федерации
Структурные элементы
Конституции РФ    Правовое регулирование технологии поправок
    статья Конституции РФ    иные акты
наименование    не предусмотрено, но не исключено применение по аналогии технологии поправок в Раздел первый
преамбула    
Раздел первый    главы 1, 2, 9    68 статей    ст. 135 (пересмотр невозможен)    необходим проект ФКЗ «О Конституционном Собрании», которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции
    главы 3—8    67 (ст. 127 — исключена)    ст. 136     Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»1
    ст. 65    ст. 137    ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации
            ФКЗ об изменении статуса субъекта Российской Федерации
            изменение наименования (указ Президента РФ)
Раздел второй    9 частей    не предусмотрено (но к настоящему времени необходимости изменять уже нет)


В современной истории России все четыре предусмотренные технологии внесения конституционных поправок были реализованы на практике — всего в текст Конституции РФ  было внесено 24 поправки. Во-первых, начиная с 30 декабря 2008 года и по состоянию на 1 января 2020 года (см. таблицу 2), были внесены изменения 4 законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, которыми:
— были «затронуты» 14 статей в 3—7 главах;
— изменено название главы 7 (по факту дополнены слова «и прокуратура»);
— исключена статья 127;
— дополнено 2 новых части (в ст. 95);
— дополнены 3 новых пункта (1 — в часть 1 ст. 103, 2 — в ст. 83);
— поправлено (заменено, исключено и дополнено) в общей сложности 350 слов, что составляет 3,5% (9 568 слов) текста Конституции России (или 6% от общего количества слов (5 906), которые содержатся в главах 3—8 Конституции России, в принципе подлежащих поправкам).

Таблица 2
Статистика изменений в текст Конституции Российской Федерации
законами Российской Федерации о поправках
№ п/п    Дата     Статистика изменений в текст Конституции РФ
законами Российской Федерации о поправках
        затронуто статей    новых структурных
элементов    фактически количество
измененных слов
1.    30 декабря 2008 года2    2    -    заменено 4
2.    30 декабря 2008 года3    2    1 пункт    дополнено 35
3.    5 февраля 2014 года4    9    название главы 7; исключена ст. 127; 1 пункт    280, в т. ч.: заменено или исключено 103, дополнено 177
4.    21 июля 2014 года5    2    2 части; 1 пункт    дополнено 31
ВСЕГО:    14    название главы 7; исключена ст. 127; 2 части; 3 пункта    заменено, исключено и дополнено 350
5.    Проект № 885214-76    22    10 частей; 11 пунктов    1 542, в т. ч.: заменено или исключено 17; дополнено 1 525


Во-вторых, в статье 65 Конституции РФ, начиная с 9 января 1996 года и по состоянию на 1 января 2020 года (см. таблицу 3), было внесено 20 изменений, в том числе: у 6 субъектов Российской Федерации изменены названия, 9 субъектов Российской Федерации исключено, дополнено 5 новых субъектов Российской Федерации. Изменения внесены:
— 5 указами Президента РФ — об изменении наименований 6 субъектов Российской Федерации;
— 6 федеральными конституционными законами: 5 из которых — об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации (путем объединения), поэтому дополнено 3 новых субъекта Российской Федерации и исключены 9 субъектов Российской Федерации; 1 — о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании 2 новых субъектов Российской Федерации.

Таблица 3
Изменения в статье 65 Конституции Российской Федерации
№ п/п    Дата изменения    Изменения в статье 65 Конституции РФ
        прежняя редакция    новая редакция
1    9 января 1996 года7    Ингушская Республика    Республика Ингушетия
2        Республика Северная Осетия    Республика Северная Осетия — Алания
3    10 февраля 1996 года8    Республика Калмыкия — Хальмг Тангч    Республика Калмыкия
4    9 июня 2001 года9    Чувашская Республика — Чаваш республика    Чувашская Республика — Чувашия
5    25 июля 2003 года10    Ханты-Мансийский автономный округ    Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
6    25 марта 2004 года11        Пермский край
7        Пермская область    исключены
8        Коми-Пермяцкий автономный округ    
9    14 октября 2005 года12    Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ    исключены
10        Эвенкийский автономный округ    
11    12 июля 2006 года13        Камчатский край
12        Камчатская область    исключены
13        Корякский автономный округ    
14    30 декабря 2006 года14    Усть-Ордынский Бурятский автономный округ    исключен
15    21 июля 2007 года15        Забайкальский край
16        Читинская область    исключены
17        Агинский Бурятский автономный округ    
18    21 марта 2014 года16        Республика Крым
19            город федерального значения Севастополь
20    27 марта 2019 года17    Кемеровская область    Кемеровская область — Кузбасс


Поэтому озвученные в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 15 января 2020 года ряд конституционных поправок и тезис о технологии их рассмотрения «парламентом в рамках действующей процедуры и действующего закона через принятие соответствующих конституционных законов», а затем последовавшее 20 января 2020 года внесение Президентом РФ в Государственную Думу РФ проекта Закона РФ о поправке Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» (далее — Проект № 885214-7) по форме в полной мере соответствуют требованиям установленной главой 9 Конституции РФ технологии конституционных поправок. Необычны пять обстоятельств:
1) декларация Президентом РФ намерения и основного содержания конституционных поправок именно в послании Федеральному Собранию РФ, что, на наш взгляд, максимально отвечает установленной пунктом «е» статьи 84 Конституции РФ правовой природе этого жанра полномочий Президента РФ;
2) образование Президентом РФ специальной рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ и, что, уверены, вполне логично, назначение сопредседателей этой рабочей группы официальными представителями Президента РФ при рассмотрении Проекта № 885214-7 палатами Федерального Собрания РФ. В то же время, считаем, что сопредседатели рабочей группы — официальные представители Президента РФ при рассмотрении Проекта № 885214-7 палатами Федерального Собрания РФ — председатели комитетов палат Федерального Собрания РФ (Комитета Совета Федерации по конституционном законодательству и государственному строительству и Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству), ответственных за «прохождение» названного законопроекта, не должны выполнять функции по руководству соответствующими комитетами палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении Проекта № 885214-7;
3) озвученная в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ идея дополнения технологии конституционных поправок проведением «голосования граждан страны по всему пакету предложенных поправок к Конституции РФ. И только по его результатам принимать окончательное решение». В статье 2 Проекта № 885214-7 эта идея обозначена так: «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» выносится на общероссийское голосование», что не только «не вписывается» в предусмотренную статьей 136 Конституции РФ и Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» технологию конституционных поправок, но и небезосновательно вызывает вопросы даже у самих официальных представителей Президента РФ. Полагаем, альтернативой статье 2 Проекта № 885214-7 может быть применение апробированных технологий участия граждан в правотворчестве на федеральном уровне:
— общественное обсуждение проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;
— общественное обсуждение путем размещения Проекта № 885214-7 на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— общественная экспертиза (экспертиза), осуществляемая Общественной палатой РФ ;
— независимая антикоррупционная экспертиза проектов федеральных нормативных правовых актов;
— наконец, организация опроса общественного мнения с использованием портала «Государственные услуги», на котором зарегистрировано по состоянию на 1 января 2020 года более 103 млн пользователей;
4) Проект № 885214-7 в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» внесен в форме Закона РФ о поправке к Конституции РФ, но, учитывая, что проектом предлагается поправить во всех возможных вариантах (исключение, дополнение, новая редакция) 22 статьи Конституции РФ, полагаем, это уже Закон РФ о поправках (именно так, во множественном числе) к Конституции РФ;
5) как и ранее принятые законы Российской Федерации о поправке к Конституции РФ в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», Проект № 885214-7 имеет наименование — «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Однако, на наш взгляд, наименование не в полной мере отражает суть данной поправки, поскольку: во-первых, предмет регулирования намного шире (например, пункт 2 ст. 1 Проекта № 885214-7 явно связан с социальной функцией государства и во многом дублирует положения, закрепленные в ст. 7, 37, 39 Конституции РФ) и озвучиваемые предложения о поправках к Проекту № 885214-7 еще более расширяют предмет регулирования; во-вторых, термин «публичная власть» не характерен для российского законодательства и его содержание не раскрыто в Проекте № 885214-7; в-третьих, в Проекте № 885214-7 термин «публичная власть» упоминается дважды — в наименовании и в пункте 21 статьи 1, которым далеко небесспорно в статью 132 Конституции РФ вводится новая часть 3. Вероятно, Проект № 885214-7 следует разделить как минимум на два самостоятельных по предмету регулирования закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ с максимально точными наименованиями, отражающими суть поправок.