ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены некоторые проблемные вопросы правового регулирования взаимодействия подразделений уголовного розыска с зарубежными правоохранительными органами в сфере противодействия организованной преступности, а также намечены пути их решения с учетом складывающейся оперативной обстановки на территории Российской Федерации.

Ключевые слова:
правовое регулирование, организованная преступность, оперативно-разыскная деятельность, подразделения уголовного розыска, органы внутренних дел, зарубежные правоохранительные органы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Взаимодействие подразделений уголовного розыска с зарубежными правоохранительными органами в сфере противодействия организованной преступности является одной из важных прикладных проблем оперативно-разыскной деятельности подразделений уголовного розыска по выявлению, пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных бандами, организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями).
Важное значение для нашего исследования приобретает определение дефиниции «взаимодействие подразделений уголовного розыска с зарубежными правоохранительными органами в сфере противодействия организованной преступности», которая практически не изучалась.
Наиболее распространенным определением взаимодействия как научной категории является следующее: «Взаимодействие — это основанная на законах и подзаконных актах, согласованная по целям, месту и времени деятельность двух или более аппаратов в режиме конкретных задач борьбы с преступностью» [1, с. 56; 2, с. 444].
Весьма интересна точка зрения А.А. Аксенова, который определял взаимодействие в органах внутренних дел как совместную деятельность конкретных служб и подразделений органов внутренних дел, направленную на решение общих задач, и занимающих при этом равноправное положение [3, с. 11].
Наиболее приемлема для нас дефиниция взаимодействия, сформированная В.М. Атмажитовым для подразделений уголовного розыска. Так, согласно его точки зрения, под взаимодействием аппаратов уголовного розыска горрайорганов внутренних дел с другими службами при раскрытии преступлений понимается основанная на законе и подзаконных нормативных актах их согласованная деятельность процессуального, оперативно-разыскного, административного и управленческого характера с применением наиболее целесообразного сочетания имеющихся у взаимодействующих субъектов сил, средств и методов [4, с. 69].
В научной литературе проблематика взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел с другими субъектами оперативно-разыскной деятельности по противодействию организованной преступности изучена недостаточно полно. Вместе с тем, анализируя сложившееся положение дел, как мы полагаем, следует выделить ряд научных точек зрения по данному вопросу.
Так, С.Д. Назаров определяет данный вид взаимодействия как основанную на законе и подзаконных актах, осуществляемую в пределах их компетенции согласованную деятельность, направленную на обеспечение задач борьбы с организованной преступностью на основе комплексного подхода и наиболее эффективного использования всех имеющихся в распоряжении сил, средств и методов [5, с. 13]. Следует полностью согласиться с И.Л. Хромовым, по мнению которого под правовой основой взаимодействия субъектов оперативно-разыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью иностранных граждан, имеющей международный характер, понимается совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, на которых базируется оперативно-разыскная деятельность [6, с. 178].
Таким образом, мы полагаем, что под правовой основой взаимодействия подразделений уголовного розыска с зарубежными правоохранительными органами в сфере противодействия организованной преступности следует понимать совокупность законодательных, подзаконных, в том числе ведомственных и иных нормативных правовых актов, на которых основывается оперативно-разыскная деятельность (ОРД) подразделений уголовного розыска по взаимодействию с зарубежными правоохранительными органами и в сфере противодействия организованной преступности. Правовое регулирование взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами подразделений уголовного розыска органов внутренних дел как одного из субъектов ОРД по противодействию организованной преступности наряду с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и решениями Конституционного Суда РФ осуществляется также посредством федеральных законов Российской Федерации, которые непосредственно определяют полномочия подразделений уголовного розыска и направления их оперативно-служебной деятельности в вопросах взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств в сфере противодействия организованной преступности.
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 2000 г.). определяет направления взаимодействия в сфере оперативно-разыскной деятельности. Анализ данной Конвенции позволяет сделать вывод, что в ней впервые даны рекомендации активно использовать специальные методы расследования, такие как электронное наблюдение, агентурные операции, для чего поощряется заключение двусторонних и многосторонних соглашений или договоренностей для использования таких методов расследования в сфере сотрудничества на международном уровне (ст. 20 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности). Также следует отметить, что статьи 18 и 19 данной Конвенции ООН прямо рекомендуют государствам-участникам оказывать друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в расследовании преступлений и последующем уголовном преследовании преступников. Важной составляющей в противодействии транснациональной организованной преступности является взаимоотношение подразделений уголовного розыска с Европолом. Правовой основой такого взаимодействия являются: Конвенция о Европоле (1995 г.), План совместных действий Европейского Союза и России по борьбе с организованной преступностью (2000 г.), Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (2003 года). Одной из форм взаимодействия подразделений уголовного розыска с правоохранительными органами иностранных государств в сфере противодействия организованной преступности является сотрудничество с Интерполом.
Одним из ключевых элементов правовой системы оперативно-разыскной деятельности, регулирующей правоотношения подразделений уголовного розыска с правоохранительными органами иностранных государств в сфере противодействия организованной преступности, в том числе и транснационального характера, являются различного вида договоры между странами Содружества Независимых Государств (СНГ).
К числу основных из них с учетом последних изменений и дополнений, на наш взгляд, следует отнести:
— Решение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (Москва, 24 сентября 1993 г., в ред. от 9 октября 1997 г.);
— Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 г.);
— Решение о Концепции взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с преступностью (Москва, 2 апреля 1999 г.);
— Решение о перечне статистических показателей результатов борьбы с организованной преступностью на территории государств — участников СНГ (Минск, 4 июня 1999 г.);
— Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.);
— Решение об Отчете о работе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ (Астана, 15 сентября 2004 г.);
— Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ (Москва, 25 ноября 2005 г.);
— Соглашение об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью (Астана, 22 мая 2009 г.);
— Соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств — участников СНГ (Ашхабад, 5 декабря 2012 г.);
— Решение о Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2014—2018 годы (Минск, 25 октября 2013 г.).
Правовой основой противодействия подразделений уголовного розыска транснациональной организованной преступности является международный договор «О порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств — участников СНГ» (1999). Так, статья 2 предусматривает направление должностных лиц на территорию другой стороны для выполнения служебных заданий по оказанию содействия в проведении оперативно-разыскных мероприятий. Указанные должностные лица могут с разрешения компетентных правоохранительных органов принимающей стороны осуществлять преследование лица, совершившего либо подозреваемого в совершении преступления, а также задержание преследуемого совместно с сотрудниками стороны, на территории которой оно происходит (ч. 1, 2 ст. 6).
Анализ нормативно-правовой базы Совета глав государств и Совета глав правительств, а также международных договоров и соглашений в сфере взаимодействия органов внутренних дел, в том числе и подразделений уголовного розыска, с правоохранительными органами иностранных государств по противодействию транснациональной организованной преступности показал, что назрела необходимость совершенствования их отдельных положений. Так, при анализе Перечня статистических показателей результатов борьбы с организованной преступностью на территориях государств — участников СНГ в разделе 1 «Сведения о преступлениях, совершенных организованными преступными формированиями» и разделе 2 «Сведения об участниках организованных преступных формирований (ОПФ), совершивших преступления» [7] не учтены данные по статье 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)» и статье 2101 УК РФ «Занятие высшего положения в преступной иерархии», что соответственно требует включения данных позиций в Перечень согласно правоприменительной практики.
В главе 2 Положения о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ, утвержденного 25 ноября 2005 года (в ред. от 18 октября 2011 г.), определены основные задачи и функции Бюро в части противодействия проявлениям транснациональной организованной преступности. Относительно оперативно-разыскной деятельности подразделений уголовного розыска в части противодействия организованной преступной деятельности банд, организованных групп и преступных сообществ, имеющих транснациональные связи, пунктом 2.1.1 Положения определены лишь полномочия Бюро по координации борьбы с организованной преступностью (БКБОП) в содействии по подготовке и проведению оперативно-разыскных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств — участников СНГ. Вместе с тем, автор полагает, что для решения стратегических задач противодействия организованной преступности в транснациональных масштабах и разоблачения организованной преступной деятельности таких организованных преступных структур, подобная формулировка, определяющая задачи и функции БКБОП, явно требует изменений и дополнений в части включения в основные задачи БКБОП содействия в подготовке и проведении оперативных разработок и документировании преступной деятельности банд, организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) транснационального характера, затрагивающей интересы нескольких государств — участников СНГ.
Таким образом, включение в качестве одной из задач БКБОП по оказанию содействия в оперативной разработке и документировании преступной деятельности банд, организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) транснационального характера, позволит упорядочить оперативно-разыскную деятельность органов внутренних дел, в том числе и подразделений уголовного розыска, по взаимодействию с правоохранительными органами иностранных государств.
Одной из организационных форм взаимодействия правоохранительных органов в сфере противодействия преступности является создание Совета руководителей отраслевых подразделений органов внутренних дел государств — участников СНГ. Так, например, 25 мая 2007 года в Ялте на заседании Совета глав правительств СНГ было принято Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств — участников СНГ.
В Положении о Совете руководителей миграционных органов государств — участников СНГ определены основные направления деятельности, функции, права, организация деятельности и финансирование Совета, что позволяет более динамично координировать работу всех миграционных органов государств — участников СНГ и является условием для функционирования наиболее гибкой системы взаимодействия в сфере противодействия незаконной миграции на уровне международного сотрудничества правоохранительных органов по данному направлению совместной работы. Вместе с тем, в функции данного Совета не входит противодействие транснациональной организованной преступности, в том числе в среде иностранцев, что существенно снижает возможность межгосударственного взаимодействия между МВД России и правоохранительными органами иностранных государств в данной сфере.
Таким образом, на наш взгляд, с целью повышения качественного уровня взаимодействия правоохранительных органов государств — участников СНГ в сфере противодействия транснациональной организованной преступности актуализируется наделение Совета руководителей миграционных органов государств — участников СНГ функциями в сфере противодействия организованной преступности.
К числу основных функций этого Совета в сфере противодействия транснациональной организованной преступности, на наш взгляд, можно было бы отнести: 1) координацию оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия транснациональной организованной преступности, в том числе и иностранных граждан; 2) проведение целевых оперативно-профилактических мероприятий по профилактике проявлений транснациональной организованной преступности; 3) выработку комплекса мер, направленных на снижение удельного веса преступлений, совершенных иностранными гражданами, из числа всех совершенных преступлений; 4) взаимодействие с оперативными подразделениями органов внутренних дел государств — участников СНГ при подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий и совместной работе по реализации материалов оперативных разработок.
Одним из видов взаимодействия подразделений уголовного розыска органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств является взаимодействие в рамках Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (1998 г.), Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (2000 г.), Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (2001 г.), Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата (2007 г.), Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (2008 г.) и ряда других соглашений.
Однако соглашения о сотрудничестве в сфере противодействия транснациональной организованной преступности между Россией и другим государствами — участниками СНГ не имеется, что существенно снижает результативность и эффективность взаимодействия между подразделениями уголовного розыска и МВД России в целом по данному вопросу.
Таким образом, с целью повышения качественного уровня взаимодействия подразделений уголовного розыска органов внутренних дел с правоохранительными органами иностранных государств, в том числе государств — участников СНГ, возникает необходимость в разработке межгосударственного отраслевого Соглашения, которое бы на уровне Правительства РФ и правительств государств Содружества урегулировало бы общие положения координации правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, по концептуальным вопросам противодействия организованной преступности в современных условиях.
Анализ правовых основ межгосударственной нормативно-правовой базы в сфере противодействия организованной преступности на уровне Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ показывает, что данная область оперативно-разыскной деятельности требует внесения изменений и дополнений.
К числу нормативных правовых актов, нуждающихся в доработке и повышении качества их практического применения для решения стратегических и тактических задач противодействия организованной преступности, в том числе транснационального и террористического характера, относятся:
— Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью (Ашгабад, 16—17 февраля 1994 г.);
— Решение об утверждении Инструкции о порядке предоставления информации в специализированный банк данных БКБОП и обработки запросов (Баку, 10—12 сентября 1997 г.);
— Решение о проекте Положения о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ (Минск, 30—31 января 2002 г.);
— Решение о Специализированном банке данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ (Санкт-Петербург, 17 сентября 2010 г.).
Необходимость внесения изменений и дополнений в отдельные положения этих документов, на наш взгляд, обусловлена отставанием заложенных в них правовых норм от складывающейся оперативной обстановки в сфере противодействия организованной преступности. Например, статьей 2 Соглашения о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, принятого в Ашгабаде 16—17 февраля 1994 года, определены формы сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, к числу которых отнесен и обмен информацией о различных событиях и фактах, представляющих оперативный интерес для решения задач противодействия организованной преступности.
Вместе с тем, в статье 2 Соглашения не предусмотрен какой-либо обмен информацией между компетентными органами министерств внутренних дел стран — участников Содружества Независимых Государств по вопросам предоставления сведений об участниках и лидерах организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) экстремистской и террористической направленности, формах и способах подготовки и совершения ими преступлений, а также использования сети «Интернет», новых видов информационных технологий и киберпространства для обсуждения подготовки и совершения экстремистских и террористических акций на родном языке. Такой обмен информацией осуществляется лишь через БКБОП в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
На основании вышеизложенного включение таких положений в статью 2 Соглашения, которые бы регламентировали обмен информацией между компетентными органами министерств внутренних дел государств СНГ относительно участников и лидеров организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) экстремистской и террористической направленности, а также форм и способов подготовки и совершения преступлений и использования сети Интернет, новых видов информационных технологий и киберпространства для подготовки, совершения преступлений и сокрытия следов от организованной преступной деятельности, существенно бы повысило качество взаимодействия подразделений уголовного розыска органов внутренних дел Российской Федерации как самостоятельного субъекта оперативно-разыскной деятельности в вопросах противодействия организованной преступности, в том числе террористического, транснационального и международного характера.
В порядке подведения итогов автором предлагается следующее:
1. Под взаимодействием подразделений уголовного розыска с правоохранительными органами иностранных государств по вопросам противодействия организованной преступности следует понимать основанную на законах и подзаконных, в том числе межгосударственных, нормативных правовых актах, осуществляемую в пределах их полномочий и компетенции согласованную деятельность, направленную на решение задач противодействия организованной преступности на основе комплексного подхода по наиболее эффективному использованию организационно-тактических форм и методов оперативно-разыскной деятельности, а также проведению оперативно-разыскных мероприятий путем наиболее результативного применения всех имеющихся сил и средств оперативно-разыскной деятельности.
2. Основные организационно-управленческие и организационно-тактические формы взаимодействия подразделений уголовного розыска с правоохранительными органами иностранных государств: 1) совместный анализ оперативной обстановки; 2) совместное планирование и оказание взаимной помощи силами и средствами при подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий; 3) подготовка и проведение специальных операций и оперативно-тактических комбинаций по розыску, экстрадированию и задержанию преступников; 4) обмен оперативно-разыскной информацией и реализация совместных мер по исполнению поручений правоохранительных органов зарубежных государств; 5) оказание правовой помощи по уголовным делам; 6) проведение крупномасштабных операций по противодействию транснациональной организованной преступности, связанной с ликвидацией бандподполья, розыском и задержанием участников и лидеров ОГ и ПС террористической и экстремистской направленности.
3. Внести в графу А раздела 1 «Сведения о преступлениях, совершенных организованными преступными формированиями» и раздела 2 «Сведения об участниках организованных преступных формирований (ОПФ), совершивших преступления» Перечня статистических показателей результатов борьбы с организованной преступностью на территориях государств — участников СНГ следующие дополнения: «Организация преступного сообщества (преступной организации) и (или) участие в нем (ней); «Занятие высшего положения в преступной иерархии».
4. Дополнить статью 2 Соглашения о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, принятого в Ашгабаде 16—17 февраля 1994 года, текстом следующего содержания: «обмен информацией между компетентными органами министерств внутренних дел государств — участников СНГ относительно участников и лидеров организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) экстремистской и террористической направленности, а также форм и способов подготовки и совершения преступлений и использования сети «Интернет», новых видов информационных технологий и киберпространства для подготовки, совершения преступлений и сокрытия следов от организованной преступной деятельности.

Список литературы

1. Лапшин М.П. Проблемы научной организации деятельности органов охраны общественного порядка по борьбе с преступностью. М., 1968.

2. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник. М., 1966.

3. Аксенов А.А. Организация взаимодействия в органах внутренних дел как функция управления: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1974.

4. Атмажитов В.М. К проблеме взаимодействия аппаратов уголовного розыска горрайорганов внутренних дел с другими службами при раскрытии преступлений // Проблемы управленческой и оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел: сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. М., 1980.

5. Назаров С.Д. Взаимодействие аппаратов по борьбе с организованной преступностью с другими субъектами оперативно-розыскной деятельности (правовые, организационно-тактические вопросы): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 1997.

6. Хромов И.Л. Преступность иностранных граждан: оперативно-розыскная деятельность и криминологический анализ: монография. М.: ИД «Юриспруденция», 2010.

7. Решение о перечне статистических показателей результатов работы по борьбе с организованной преступностью на территориях государств - участников Содружества независимых государств (Минск, 4 июня 1999 г.). Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант» (дата обращения: 07.02.2020).


Войти или Создать
* Забыли пароль?