Содержательная сторона термина «экономическая безопасность» все чаще выступает предметом научных дискуссий среди ведущих экономистов и юристов нашей страны. Не оспаривая научной интерпретации данного явления, мы хотели бы остановиться на вопросах обеспечения экономической безопасности государства в целом и отдельных хозяйствующих субъектов в частности. Считаем, что реализация Указа Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» становится возможной в том числе при нейтрализации внутренних экономических угроз. В свою очередь, под внутренними экономическими угрозами мы будем понимать деструктивные изменения в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, которые наносят ущерб не только последним, но и подрывают экономическую безопасность страны в целом.
Задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической направленности возложены на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции. Своевременное реагирование на признаки противоправной деятельности напрямую связано с информационным обеспечением деятельности указанных подразделений. Имея в виду, что большая часть экономических преступлений оставляет следы преступной деятельности на одном или нескольких уровнях экономической информации, процесс раннего распознавания признаков преступной деятельности на основе данной информации позволит повысить уровень осведомленности оперативных сотрудников. Получение информации о признаках подготавливаемого или совершенного преступления позволит в том числе быстро и правильно разработать адекватный сценарий «оперативного реагирования».
В этой связи необходимо вспомнить период создания (середина 70 годов прошлого века) и функционирования подразделений экономического анализа в составе аппаратов БХСС. Создание подразделений — это попытка создания специализированной централизованной системы поиска и анализа информации по преступлениям, связанным с хищением государственного имущества. Именно на данном этапе и появился такой феномен, как «экономико-криминалистические средства».
Опираясь на имеющийся положительный опыт, а также учитывая современные особенности ведения хозяйственной деятельности, в том числе широкое распространение «цифровой экономики», считаем, что информационное обеспечение деятельности подразделений ЭБиПК должно базироваться на использовании интегрированных информационно-поисковых систем.
Работа по созданию специализированных информационно-поисковых систем на основе использования экономической информации должна стать предметом совместных исследований ученых и практиков (в частности, оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК).
Эмпирической базой для обобщения следовых картин преступлений (возникновение рассогласованности в учетных, документальных, статистических, оперативно-технических данных как внутри, так и между ними) могут выступать справки об исследовании документов (заключения специалиста). Данные документы готовят в настоящее время специалисты-ревизоры отделов документальных исследований подразделений ЭБиПК. Надлежащий уровень их систематизации и организации аналитической работы в отношении исходных материалов, представляемых для производства исследований, позволит получить те искомые данные, которые при реализации поисковой работы в АИС смогут указать на объект, заслуживающий пристального оперативного внимания.