Аудит — форма независимого финансового контроля, которая позволяет аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам реализовать контрольные финансовые функции без участия субъектов государственного финансового контроля. Применение независимого финансового контроля оправдано как практической потребностью использования в профессиональной среде субъектов наблюдения за выполнением императивов экономического законодательства специальных участников, созданных и функционирующих на основе закона «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 года, так и реализацией государственной политики по борьбе с коррупцией. Однако, несмотря на формальное равенство субъектов финансового контроля, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы испытывают различного рода правовые ограничения, оказывающие, по нашему мнению, негативное влияние на эффективность их использования и в конечном счете отрицательно влияющих на экономическую безопасность России.
В частности, неосуществимость реализации прав, присущих госслужащим, представляющим интересы государственного финансового контроля, находит практическую реализацию в невозможности использовать организационно-властное воздействие аудиторов на аудируемых лиц при выявлении в бухгалтерском учете последних признаков экономических правонарушений. Указанное связано с гражданско-правовым характером договорных отношений в аудиторской сфере и особенностями правового регулирования аудиторской деятельности, находящее свое выражение в применении международных стандартов аудита как основного источника права.
Так, аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам не предоставляется право самостоятельно корректировать программу аудита при проведении обязательного аудита и предоставления услуг, сопутствующих аудиту, что обусловлено частноправовым характером аудиторских отношений. При этом распространенность противоправной деятельности, отражаемая в бухгалтерском и налоговом учете, часто становится не охваченной рамками договора на проведение аудита, что не позволяет в полной мере реализовывать аудиторскую деятельность как форму независимого финансового контроля. Однако факт обнаружения аудитором в бухгалтерском учете и отчетности организации признаков экономических правонарушений и преступлений переводит данные отношения в разряд публично-правовых, что позволяет утверждать необходимость расширения полномочий аудитора в аспекте выхода за пределы ранее оговоренного с аудируемым лицом объема документального исследования и получения дополнительных аудиторских доказательств. Данное право предоставило бы возможность инициативно проводить аудиторские процедуры, цель которых заключается в фиксации следов противоправной деятельности в бухгалтерском и налоговом учете организации.
Также довольно часто в аудиторской практике возникают ситуации, связанные с обнаружением аудиторами признаков противоправной деятельности в налоговой, банковской, торговой и других сферах финансового контроля. Однако механизм реагирования аудиторами на такого рода ситуации определен частично только для некоторых сфер, это налоговые правонарушения и преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Как представляется, другие сферы экономической деятельности не менее важны для системы государственного финансового контроля и должны быть охвачены соответствующими регламентами.
Таким образом, решение указанных проблем позволит повысить эффективность использования института независимого финансового контроля и обеспечить практическую реализацию его функционального назначения.