Согласно одному из основных подходов к определению понятия «экономическая безопасность» последняя интерпретируется преимущественно в юридическом смысле как условие пресечения нелегальных видов экономической деятельности, являющихся нежелательными с позиции норм и ценностей, закрепленных в законодательстве конкретной страны.
Задачи по пресечению нелегальных видов экономической деятельности в национальном масштабе возложены на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел. Одним из приоритетных направлений деятельности указанных подразделений является борьба с налоговыми преступлениями.
Одним из основных признаков, позволяющих квалифицировать нарушение законодательства о налогах и сборах в качестве преступления, является нанесение бюджету Российской Федерации крупного ущерба, измеряемого миллионами и даже десятками миллионов рублей. Причинение бюджету ущерба меньшего размера расценивается как налоговое правонарушение.
Преступления, которые причиняют вред бюджету Российской Федерации либо бюджетам субъектов Российской Федерации, следует относить к категории наиболее тяжких, поскольку вред в данном случае наносится не только самому бюджету, но и получателям бюджетного финансирования, в числе которых могут быть субъекты социальной сферы, малозащищенные слои населения.
Тем парадоксальнее выглядит ситуация, когда государство последовательно идет по пути декриминализации рассматриваемого преступного деяния, постепенно увеличивая сумму ущерба, необходимого для квалификации деяния в качестве преступления. В качестве итога подобной уголовной политики можно констатировать существенное снижение количества выявленных преступлений налоговой направленности на протяжении ряда лет.
Низкие показатели количества выявленных налоговых преступлений обусловливаются еще и тем, что данные преступные деяния, в отличие от обычных экономических преступлений, являются глубоко замаскированными в системе экономической информации. Зачастую диагностировать налоговое преступление могут только лица, обладающие специальными экономическими знаниями. Порой бывает довольно трудно провести грань между законной налоговой оптимизацией и уголовно наказуемым деянием.
Так, в штате подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел созданы отделы (отделения) документальных исследований, которые проводят оперативно-разыскное мероприятие «исследование документов». В рамках данного оперативно-разыскного мероприятия специалисты-ревизоры, используя свои специальные знания, обнаруживают в системе экономической информации организации замаскированные признаки налоговых преступлений. Однако одного исследования документов в большинстве случаев является недостаточно. Определенные элементы преступного механизма могут быть доказаны только путем фактической проверки документальных данных, оформляющих хозяйственные взаимоотношения юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
Задача борьбы с налоговыми преступлениями в рамках обеспечения национальной экономической безопасности не может быть решена органами внутренних дел в одиночку. Положительный эффект здесь оказывает налаженная практика взаимодействия органов внутренних дел и Федеральной налоговой службы Российской Федерации в борьбе с данным видом преступных посягательств.
Кроме пресечения преступной деятельности в налоговой сфере и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц, попутно решается задача возмещения материального ущерба. Денежные средства, возмещенные в бюджет виновным лицом, могут быть использованы на дополнительное финансирование национальных проектов, поддержку населения и бизнеса.
Таким образом, борьба с налоговыми преступлениями, несмотря на все трудности, продолжает оставаться важным элементом обеспечения экономической безопасности государства.