Одним из основных векторов устойчивого функционирования российской экономики является поступательное развитие монопрофильных территорий. Решение проблем моногородов является основным приоритетом государственной политики. В 2014 году Президентом России В.В. Путиным была поставлена стратегическая задача — обеспечить развитие данных поселений через диверсификацию их экономики, создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций.
Велика значимость моногородов в стабильном развитии российской экономики, так как именно здесь сконцентрирована значительная часть населения, социальная инфраструктура и наиболее ярко проявляются социально-экономические проблемы. По данным Росстата, из 319 монопрофильных муниципальных образований 2/3 населения живет в моногородах, где существуют риски социально-экономического ухудшения.
9 октября 2014 года создана некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» (далее — Фонд), основными целями которого являлись создание новых рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием, активизация инвестиционных процессов. В декабре 2014 года между Фондом и Минэкономразвития России было заключено соглашение о предоставлении субсидий (постановление Правительства РФ от 11 ноября 2014 г. № 1186 «О предоставлении из федерального бюджета в 2014—2017 годах субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»») на общую сумму порядка 30 млд рублей для финансирования инвестиционных проектов, создания объектов.
С 1 января 2019 года в результате проверки Счетной палаты России программа, реализуемая Фондом, досрочно прекратила свое существование. В результате контрольного мероприятия был выявлен ряд существенных проблем: от нормативно-правового закрепления понятия «моногород», уточнения и корректировки критериев отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) до необходимости приведения в соответствие механизма использования Фондом полученных из федерального бюджета средств с установленными Бюджетным кодексом РФ принципами эффективности, адресности и целевого характера их использования, а также применение бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. За пять лет деятельности некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» на территориях с наивысшей степенью зависимости граждан от одного предприятия сохраняются и даже обострились проявления социально-экономической напряженности.
На наш взгляд, ключевой проблемой являлось то, что программа была разработана без учета стратегических национальных приоритетов социально-экономического развития России. Необходимо разработать механизмы, гарантирующие перевод моногородов в единое рыночное пространство на основе прорывного научно-технологического и социально-экономического развития. По мнению С.А. Афонцева, важно устранить все факторы, сдерживающие поступательное развитие российской экономики.
Необходимо разработать программу, нацеленную на создание благоприятной среды для развития предпринимательского сектора, начиная от снижения налоговой нагрузки, льготного кредитования и субсидирования, до введения налоговых каникул для самозанятых, что станет сдерживающим фактором оттока населения с данных территорий.