Избыточная сложность российского законодательства, особенно в сфере финансовой деятельности государства, оказывает негативное влияние на устойчивость экономической системы к различным угрозам. Бурный рост «производительности» Государственной Думы РФ в последнее десятилетие, без надлежащего отношения к качеству выдаваемых «на-гора» законов, привел к падению авторитета «писаного права» сравнительно с «телефонным». Применительно к бюджетному, налоговому, пенсионному законодательству промежуточный итог неутешителен: уровень жизни падает, но растут налоговое бремя и риски коррупции, неэффективного расходования бюджетных средств, недоведения бюджетных ассигнований до бюджетополучателей.
Анализ состава мероприятий национальной программы «Цифровая экономика» и описания рынков Национальной технологической инициативы позволяет уяснить способы, которыми публичная власть планирует обеспечить национальную безопасность, социально-экономическое развитие страны и благосостояние населения в ближайшее время. Так, среди мероприятий программы «Цифровая экономика» значительное место (по масштабности намеченных преобразований) занимают «цифровое государственное управление» и «автоматизация права». В рамках Национальной технологической инициативы предусмотрено развитие направления «Нейроассистенты» (рынок НТИ — Нейронет), то есть развитие технологий понимания естественного языка, глубокого машинного обучения, создание и использование персональных электронных ассистентов.
Вышеизложенное логично приводит к мысли о возможности и нужности разработки персонального электронного ассистента для любого активного гражданина (не только работника аппарата органа публичной власти), желающего участвовать в законотворчестве.
Полагаем, что для привлечения широкой инициативы в процесс создания норм права полезно (и даже необходимо) было бы создание программного продукта, позволяющего обрабатывать тексты для обеспечения перевода с формального языка (языка нормативных правовых актов) на естественный язык (общеупотребимый) и обратно. Наличие такого переводчика будет способствовать более эффективному правовому регулированию за счет культивирования осознанного правомерного поведения всех участников правоотношений.
Существующий механизм оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов нельзя признать эффективным, поскольку возможность выразить несогласие с планируемыми изменениями правового регулирования зачастую остается нереализованной из-за «сложностей перевода». Специфический жаргон, которым грешат профессиональные нормотворцы, затрудняет понимание вводимых правил поведения. Незнание этого жаргона и специфики законотворческого процесса не дает донести общественную инициативу до законодателя, затрудняет обратную связь между управляющим и управляемым, порождает мнение о несправедливости нормы, выраженной нечетко, неконкретно, чуждым языком.
Наличие в законодательстве и применение четких, справедливых, непротиворечивых, конкретных правил поведения, осознаваемых всеми субъектами, помогает преодолеть коррупцию и не допустить растраты. Тем самым становится возможным, используя сравнение член-корреспондента РАН, доктора экономических наук С.А. Афонцева, «повысить иммунитет» национальной экономической системы к угрозам национальной экономической безопасности.
Неясность, непонятность права может и должна быть исправлена в самом начале, когда закон только пишется. Для успешного процесса законотворчества необходимы специалисты — «норморайтеры», вооруженные программными средствами, позволяющими:
1) уменьшать количество слов (добиваться лаконичности нормы права);
2) структурировать текст в соответствии с семантикой;
3) использовать единый для каждой из отраслей права глоссарий терминов на естественном языке.