Термин «экономическая безопасность», как следует из литературы, впервые появился в США в 1934 году. Естественно предположить, что его появление связано с Великой экономической депрессией. Когда страна, ее экономика находится в критическом состоянии, в стадии развала, начинается интенсивный поиск выхода из сложившейся ситуации. Так было в России в 20-х годах прошлого века, так было в Германии после Первой мировой войны, так было и в США в 30-х годах. Выход, как правило, находился: НЭП в России, нацизм в Германии, курс Рузвельта в США.
Экономическая безопасность, наряду с военной, экологической, политической, информационной, культурной и другими видами безопасности, является только частью, пусть и наиважнейшей, национальной безопасности. Каждая из них устанавливает «красную черту», заходить за которую крайне нежелательно, поскольку возникает опасность потери суверенитета всего государства. Таким образом, в достижении безопасности проявляется первейший инстинкт человека — самосохранение.
При характеристике пространственного расположения довольно часто используется модель «центр — периферия», с помощью которой происходит регулирование отношений между центральными властями и территориями. Сюда включается: создание и развитие властных органов в центре и на местах; изменение административно-территориального деления; управление миграционными процессами; воздействие на характер и направленность внешних связей регионов, снижение геополитической напряженности внутреннего или внешнего происхождения. Вместе с тем, данная модель содержит противоречия интересов ее участников, поскольку расширение интересов одной из сторон может произойти только за счет урезания запросов другой. Баланс в этом случае обеспечить достаточно сложно, поэтому эффективно использовать такую модель в обеспечении безопасности проблематично.
Экономическая безопасность является частью национальной безопасности страны. Возникновение понятия «экономическая безопасность» связано с экономикой, находящейся в критическом состоянии, а также поиском путей выхода из сложившейся ситуации. Безопасность представляется как одна из качественных характеристик экономики, определяющая ее минимальный уровень развития на данном историческом этапе.
Экономическая безопасность — функция многих переменных, в том числе и пространственных факторов, в которых особое место занимает такая составляющая, как месторасположение. Регулирование отношений между центральными властями и территориями происходит на основании использования модели «центр — периферия». Однако с позиции обеспечения экономической безопасности данная модель является неприемлемой. Вариантом ее замены может быть связка «приграничные регионы — тыловые регионы».
Обеспечить экономическую безопасность тыловые регионы могут при условиях, когда их экономический, природный, организационный, культурный, научный потенциал будет соответствовать поставленным задачам. Порядок требований к регионам тыла может варьироваться, расширяться, уточняться, корректироваться с учетом местных условий и особенностей значимости конкретного фактора.
Предварительная оценка соответствия статусу тылового региона такого субъекта Федерации, как Нижегородская область,показала, что, несмотря на наличие необходимых для этой роли условий, имеющихся потенциалов, устойчивых темпов развития, существующая стратегия области с точки зрения экономической безопасности нуждается в определенной коррекции. В частности, дополнительного внимания требует социальный сектор, обеспечивающий повышение качества жизни населения.