Изменение общественных отношений в результате внешних и внутренних факторов (пандемии коронавируса, международных экономических санкций, цифровизации общества, трансформации форм и способов преступной деятельности и т. д.) создает новые угрозы для национальной экономической безопасности России. В этой связи механизм обеспечения экономической безопасности нуждается в постоянном совершенствовании и научном осмыслении. Следует отметить, что современной наукой не выработаны единые базовые характеристики понятия экономической безопасности, а соответственно и механизма ее обеспечения. Однако мы глубоко убеждены, что одним из элементов указанного механизма выступает институт административной ответственности и его реализация.
Рассматриваемый институт имеет чрезвычайно большое значение для защиты и регулирования экономических отношений, так как выступает наиболее распространенным способом оценки противоправного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом государству необходимо обеспечить баланс между создаваемыми им административными барьерами и нормальной, правомерной деятельностью хозяйствующих субъектов.
Предлагается выделить следующие направления совершенствования законодательства об административных правонарушениях применительно к обеспечению экономической безопасности.
Во-первых, необходимо разработать научно обоснованную систему критериев установления пределов административной ответственности (особенно при определении размеров санкций для хозяйствующих субъектов). В настоящее время существует только один такой критерий — субъективное мнение законодателя. Думается, что этого критерия явно недостаточно.
Во-вторых, считаем целесообразным установить исчисление административных штрафов в условных показателях, а не в фиксированных суммах в рублях, с возможностью их ежегодного увеличения или снижения в зависимости от экономической ситуации в государстве.
В-третьих, следует нормативно закрепить специальную норму, регулирующую общие условия привлечения к ответственности индивидуальных предпринимателей.
В-четвертых, нуждается в расширении возможность оплаты административных штрафов в размере половины суммы наложенного административного штрафа при их ранней оплате. Сейчас это возможно только при совершении отдельных видов административных правонарушений в области дорожного движения в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ. На наш взгляд, такая возможность оплаты административного штрафа со «скидкой» может быть распространена и на некоторые административные правонарушения, предусмотренные 14, 15, 16 и 18 главами КоАП РФ.
В-пятых, представляется необходимым усложнить процедуру привлечения к административной ответственности хозяйствующих субъектов за совершение административных правонарушений, предусматривающих назначение повышенных размеров административных штрафов. Усложненный порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях выступит дополнительной гарантией защиты прав указанных субъектов, будет выступать барьером от необоснованного вмешательства контролирующих органов в их экономическую деятельность.
В-седьмых, требует переосмысления институт специальных юридических гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности. В первоочередном порядке следует повысить ответственность за дачу заведомо ложных показаний свидетеля, пояснения специалиста, заключения эксперта или за осуществление заведомо неправильного перевода по делу об административном правонарушении.