Значение и возможности государственных реестров в системе мер обеспечения экономической безопасности России до сих пор не выявлены и предметом специального общетеоретического анализа не являлись.
«Здоровая» финансовая сфера деятельности государства, соблюдение законности и прозрачности проводимых финансовых и иных хозяйственных операций — один из наиболее значимых векторов экономической деятельности страны, которая, в первую очередь, стремится к состоянию экономической безопасности и защищенности граждан, общества и государства. Обеспечение стабильной экономической безопасности — актуальная и важнейшая задача действующего российского законодательства.
Определение дефиниции «экономическая безопасность» носит дискуссионный характер и является предметом спора и пристального внимания исследователей. Доктринальная оценка понятия «экономическая безопасность» выдвигалась целым рядом ученых (Л.И. Абалкин, А.А. Ананьев, С.А. Афонцев, В.М. Баранов, А.И. Илларионов, Л.Н. Терехов).
Так, по мнению С.А. Афонцева, содержанием понятия «экономическая безопасность» является «устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического и политического происхождения, проявляющаяся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально происшедшими шоками».
А.А. Ананьев определяет экономическую безопасность как «сохранение самостоятельного эволюционного движения экономической системы в условиях неопределенности, ограниченности ресурсов и конкуренции».
Согласно статьи 7 «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» экономическая безопасность — это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Из данных определений следует, что экономическая безопасность — это состояние устойчивости и защищенности общественных отношений в экономической системе страны, активная деятельность государства, направленная на нейтрализацию различного вида экономических угроз.
Важным элементом финансовой экономической деятельности любого государства, на наш взгляд, является качественное управление государственными активами. Управление государственными активами является важной государственной мерой, направленной на повышение подотчетности, открытости и эффективности предоставления государственных услуг.
В этой связи одной из главных предпосылок эффективного управления экономической жизнью общества является формирование реестра государственных активов. Цель создания такого реестра — в осуществлении контроля над государственными активами, эффективном управлении, помощи рейтинговым агентствам в создании кредитных рейтингов, оптимизации поиска и систематизации информации об объектах недвижимости и собственности, фондов собственных средств государства, объектах культурного наследия и др.
Известны страны (Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Франция), в которых эффективно применяются и функционируют комплексные реестры государственных активов. Так, в 1997 году правительство Великобритании запустило Национальный реестр активов, который включает в себя основные средства и инвестиции в основной капитал, принадлежащие центральному правительству. Он также содержит подробную информацию о государственных приобретениях и выбытиях активов.
В России функционирует Реестр федерального имущества. Порядок ведения и формирования данного реестра регламентируется постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Данное постановление утверждает Положение об учете федерального имущества, порядок ведения реестра федерального имущества. Положение обеспечивает полноту и достоверность сведений, вносимых в реестр.
Создание реестра является необходимым условием для рационального управления активами страны. Публичный характер данного реестра поможет предотвратить коррупцию, будет содействовать эффективному использованию активов и обеспечению прозрачности при приобретении и выбытии активов, а также стремиться удовлетворить потребности, стратегические цели и результаты экономических субъектов.
Важной характерной чертой государственных реестров как особых информационно-правовых инструментов является достоверность сведений, помещаемых в реестр, поскольку их создание и применение связано с ведением экономической, финансовой, социальной и иной деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий).
Тема ведения и результативности государственных реестров всегда была актуальной как в отечественной, так и в зарубежной науке и практике. В качестве примера можно привести сюжет, связанный с созданием в Великобритании централизованного реестра зарубежных/оффшорных юридических лиц, которые владеют британским имуществом. Создание данного реестра ведется с 2016 года и должен выступить в качестве действенного инструмента в борьбе с экономической преступностью в стране, в частности, с преступлениями, связанными с финансированием терроризма.
Государственные реестры, если взять их количественную сторону, охватывают значительное число юридически значимых сфер деятельности.
Ныне сфера применения различных государственных реестров, призванных оптимизировать экономическую жизнь страны, получила весьма широкое распространение.
В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации в России, связанной с COVID-19, постановлением Правительства РФ от 11 июня 2020 года № 847 принято решение о создании реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Целью создания реестра является упрощение процесса оказания помощи пострадавшим от пандемии некоммерческим организациям (далее — НКО) по аналогии с организациями и индивидуальными предпринимателями, включенными в Единый реестр малого и среднего предпринимательства.
Еще одним положительным моментом для экономической жизни субъектов станет создание единого реестра некоммерческих организаций, имеющих право на дополнительную государственную поддержку. Попавшие в реестр некоммерческие организации могут быть освобождены от налоговых вычетов, страховых взносов, а также от уплаты аренды за второй квартал 2020 года. Такая мера поможет реально оценить влияние работы общественных организаций на государственный сектор экономики страны.
Два вышеназванных реестра носят краткосрочный характер и призваны улучшить сложившуюся экономическую обстановку на период пандемии коронавируса. Данные реестры, несомненно, станут действенной и стимулирующей мерой государственной поддержки, что поможет дальнейшему развитию организаций.
Подводя итог, следует отметить, что государственные реестры как нормативный правовой элемент обеспечения экономической безопасности призваны минимизировать экономические и финансовые риски, связанные с ведением экономической и иной хозяйственной деятельности государства, и важно, чтобы в перспективе образовалась их единая универсальная система, функционирующая на общих принципах во всех сферах экономической деятельности.