Налоговый контроль как мера воздействия на исполнение налогоплательщиками законно установленных обязательств по уплате налоговых платежей нацелен прежде всего на обеспечение экономической безопасности государства. В противовес ему стоит такая крайняя мера пренебрежения своими налоговыми обязательствами, как уклонение от уплаты налогов и сборов, которое, очевидно, возникло одновременно с процессом взимания и администрирования этих платежей государством. В настоящее время злоумышленниками разработано множество схем по уклонению от исполнения своих налоговых обязательств, поэтому налоговым и правоохранительным органам необходимо на должном уровне противодействовать их совершению. Непосредственной деятельности по раскрытию и пресечению налоговых правонарушений и преступлений связанных с неуплатой налогов предшествует предотвращение уклонения от уплаты налогов и сборов. Сегодня, как и прежде, этой проблеме уделяют особое внимание. Для наиболее эффективной борьбы с этим противоправным явлением сотрудникам контролирующих органов необходимо знать не только теоретическую основу данного явления: причины и сущность возникновения, исторический аспект, но и, безусловно, особенности типичных схем, совершаемые злоумышленниками, и другую информацию, на основании которой представляется возможным разработать соответствующие методики их выявления и предотвращения. Именно этой методологической базы и не хватает для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налоговых платежей.
Уже давно доказано, что налоговое поведение организаций напрямую зависит от структурных характеристик самого налогоплательщика. Самым простым и наиболее эффективным инструментом тут является выбор правильного режима (системы) налогообложения. Все без исключения специальные налоговые режимы являются средствами налоговой оптимизации, так как их использование означает то, что организация или индивидуальный предприниматель освобождены от ряда налогов, например, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Однако существуют и региональные различия, которые тоже необходимо учитывать при планировании деятельности.
Стоит отметить, что схемы минимизации налогов постоянно модернизируются и подстраиваются под изменения законов. На наш взгляд, необходимо при проведении выездных и камеральных налоговых проверок обращать внимание на систематизированные центральным аппаратом ФНС России признаки незаконной оптимизации, являясь своего рода методической основой для проверяющих инспекторов. Хотелось бы, чтобы в последующем у налоговых органов не возникало проблем в доказывании применения необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком, такой исход дел можно достичь при помощи более тщательного проведения различных видов проверок, прозрачного документооборота, а также применения новых методик по выявлению схем неправомерного применения налоговых выгод. В таких методиках необходимо указывать не только самые распространенные признаки, но и отдельные факты, которые могут указывать на совершение правонарушения. Также большое влияние оказывает правоприменительная практика судов, которые в ряде случаев просто принимают решения по аналогии. Считаем, что судебные инстанции должны принимать решения индивидуально без привязки к какой-либо сфере или отрасли деятельности налогоплательщика, даже создавая при этом новые прецеденты.
Именно методическая составляющая осуществления налогового контроля позволит контролирующим и правоохранительным органам выйти на новый уровень в обеспечении экономической безопасности государства и добросовестных налогоплательщиков, а также эффективно бороться с уклонением от уплаты налоговых платежей.