В рамках юридического подхода к исследованию экономической безопасности с точки зрения противодействия нелегальным видам экономической деятельности одной из важнейших задач государственной политики России по обеспечению экономической безопасности является борьба с коррупцией. Стратегия экономической безопасности на период до 2030 года определяет коррупцию в экономической сфере как одну из основных вызовов и угроз экономической безопасности государства.
Последствия совершения коррупционных преступлений касаются не только моральной и этической стороны в виде дискредитации органов государственной власти и подрыва авторитета государства, но и негативно влияют на экономические отношения в виде прямого ущерба, недополученной выгоды для субъектов экономической деятельности, тормозят темпы развития экономики государства. Особенно данная проблема ощутима на фоне сложившейся за последние годы конъюнктуры геополитических и международных экономических отношений, характеризующихся в том числе санкционным давлением, торговыми войнами, нестабильностью на нефтяном рынке и т. д.
В структуре коррупционных преступлений повышенное внимание всегда уделялось таким субъектам преступлений, как сотрудники органов внутренних дел (далее — сотрудники ОВД — сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники системы МВД России). Среди общего числа коррупционных преступлений на протяжении девяти лет преобладают такие составы преступлений, как взяточничество (ст. 290—2912 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
Результативность борьбы с коррупцией будет иметь наибольший эффект при комплексном подходе, включающем знания о реальном состоянии коррупции в системе МВД России, ее структуре, динамике, наиболее подверженных коррупционным рискам объектах, решении сохраняющихся социальных, экономических, кадровых, организационных проблем и законодательном закреплении репрессивных мер, в частности, института конфискации.
Проведенное автором выборочное изучение следственно-судебной практики наглядно показало, что бывшие сотрудники ОВД, осужденные за совершение коррупционных преступлений, были уволены из органов внутренних дел по указанному основанию по результатам служебных проверок на стадии возбуждения уголовного дела либо его расследования, то есть до вынесения обвинительного приговора судом и привлечения к уголовной ответственности. Экспертное мнение по этому поводу практически одинаково: увольнению из органов внутренних дел по указанному основанию подлежат те сотрудники, противоправность действий которых очевидна и подтверждена результатом служебной проверки.
В последнее время в научной среде и у правоприменителей ведется дискуссия о целесообразности, эффективности и справедливости внесения изменений в Уголовный кодекс РФ в части включения в статью 63 «Обстоятельства, отягчающие наказание» пункта «о» — «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел». По результатам проведенного нами опроса, примерно для 25% бывших сотрудников ОВД, осужденных за совершение коррупционных преступлений, указанное обстоятельство являлось сдерживающим преступное поведение фактором. Около 33% опрошенных не посчитали данный аргумент сдерживающим преступное поведение. Каждый пятый бывший сотрудник (около 20%) не знал о наличии указанного обстоятельства. В этой связи говорить об эффективности данной нормы в настоящее время преждевременно.
Подводя итоги рассмотрения актуальной, на наш взгляд, темы, следует отметить, что сегодня создан и вполне успешно действует целостный механизм противодействия коррупционным проявлениям в системе МВД России, включающий в себя правовое и организационное обеспечение. Тем не менее устранение встречающихся на практике недостатков может способствовать повышению эффективности борьбы с коррупцией.