В современных геополитических условиях, когда все общественные процессы очень эффективно развиваются, государствам необходимо четко понимать свои национальные интересы, учитывать их тренды в развитии мировой экономики. Из-за бурного развития информационно-сетевой эпохи старая индустриально-рыночная парадигма должна смениться новой — информационно-сетевой концепцией программируемого развития человеческого общества в целом. Старая экономическая теория «экономикс», описывавшая законы индустриально-рыночной эпохи, должна смениться новой — теорией «энейроэкономикс», или метадисциплиной «электронная нейросетевая экономика», которая адекватно описывает и объясняет современные реалии эпохи сетевой информации.
Основоположник разработки теории экономической безопасности в России В.К. Сенчагов сформулировал основные подходы к диагностике и мониторингу экономической безопасности. По его мнению, «мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности России… основа всей дальнейшей работы по формированию мер по предотвращению и преодолению этих угроз. Он должен стать постоянным элементом анализа кратко- и среднесрочного прогнозирования и разработки долгосрочной государственной стратегии социально-экономического развития страны».
Несмотря на то что в последнее время сформировалась всеобъемлющая государственная система для комплексного управления экономической безопасностью, созданная на основе реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Стратегия), с многоуровневой структурой, институтами подчиненности и стратегического планирования, адекватно реагировать на лавинообразные вызовы глобальной действительности становится все сложнее, а невосполняемые ресурсы, выделяемые на локализацию основных угроз, тратятся нерационально.
В соответствии со статьей 29 Стратегии оценка и мониторинг состояния экономической безопасности будут осуществляться при помощи данных официального статистического наблюдения и иной информации, которую будут предоставлять органы государственной власти всех уровней, Центральный банк РФ, а также другие организации, имеющие необходимую компетенцию, с дальнейшей экспертной оценкой угроз экономической безопасности.
В этой связи актуален концептуальный подход В.К. Сенчагова: «Сегодня актуально не только иметь представление о современных тенденциях развития мировой экономики, научиться количественно оценивать их влияние, но и выработать инструменты, позволяющие контролировать влияние рисков на национальные экономики».
Со временем коррупционные риски не уменьшаются, а становятся только все более масштабными. Так, поскольку в постсоветской России отсутствовала эффективная защита прав собственников, либерализация экономической деятельности основательно деформировала ее социальные функции, что привело к криминализации основных сфер экономики, расширению коррупции, организованной преступности и иных экономических правонарушений. На фоне роста теневой экономики стали развиваться процессы картелизации деятельности хозяйствующих субъектов. Разрастаясь, коррупция перманентно провоцирует усиление социальной напряженности и нестабильности в обществе, подрывает основу рыночной экономики, становится основной угрозой национальной экономической безопасности.
Система анализа и реагирования должна включать постоянно действующий орган — центр методической и исследовательской работы для сбора, анализа, обобщения, а также подготовки отчетов об изменениях в мировой экономике, которые влияют на экономику России в контексте коррупционных рисков и угроз.
В сфере антикоррупционного и комплексного мониторинга экономической безопасности необходимо:
— создать методологию определения пороговых значений различных индикаторов экономической безопасности;
— разработать информационно-аналитическую систему, позволяющую осуществлять мониторинг рисков и угроз, используя современное программно-технологическое обеспечение (с использованием блокчейн-технологий), для всех сфер государственного управления, а также отраслевых направлений экономики;
— сформировать перечень статистических показателей, отражающих понятие «экономическая безопасность Российской Федерации» (с участием Росстата);
— создать механизмы персональной ответственности субъектов за выполнение функциональных мероприятий по обеспечению экономической безопасности государства.
Недооценка распознавания коррупционных и иных угроз обеспечения национальной экономической безопасности в условиях экономического кризиса может негативно отразиться на уровне жизнеобеспечения граждан.