Борьба с коррупцией, декриминализация экономики, защита бюджетных средств и других ресурсов, выделенных на развитие страны, от хищений и иных корыстных посягательств являются приоритетными направлениями в деятельности правоохранительных органов. К одним из наиболее важных направлений деятельности правоохранительных органов следует отнести обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного Российской Федерации в результате совершения преступлений.
Анализ практики расследования уголовных дел о преступлениях, посягающих на государственную собственность, позволяет выделить ряд негативных факторов, влияющих на эффективное применение охранительных мер:
— слабое взаимодействие со службами и ведомствами: практически не осуществляется взаимодействие с руководителями служб экономической безопасности банков территориальными ФНС России, малоэффективно используются возможности Росфинмониторинга;
— контроль за движением денежных средств и проверочные мероприятия осуществляются спустя длительный период времени;
— несвоевременность принятия комплекса мер по установлению похищенных денежных средств и имущества;
— пассивность государственных органов, уполномоченных представлять интересы государства, в заявлении исковых требований о возмещении вреда;
— отсутствие анализ материалов, собранных в рамках документирования статей 1731, 1732 УК РФ, в том числе выписок по расчетным счетам формально легитимных юридических лиц с целью установления фактических бенефициаров и возможных организаторов незаконной деятельности по обналичиванию денежных средств;
— сложная криминальная система и изощренность видов и способов совершения, сокрытия и легализации денежных средств и имущества, принадлежащих государству;
— недостаточное проведение необходимых экспертиз, определяющих размеры причиненного вреда;
— отсутствие возможности наложения ареста на имущество в связи с нахождением его за пределами Российской Федерации или оформление его на других лиц.
Сложности в расследовании преступлений, посягающих на государственную собственность, вызваны в том числе тем, что подозреваемые (обвиняемые) осуществляют преступную деятельность на профессиональной основе и заранее продумывают схемы мошеннических действий, способы обналичивания и легализации денежных средств, обеспечивая вывод денежных средств в офшорные зоны.
Осуществление деятельности правоохранительных органов по обеспечению возмещения государству, как правило, происходит в условиях активного противодействия со стороны подозреваемых (обвиняемых) или иных заинтересованных лиц. Факты хищения денежных средств и иного имущества тщательно скрываются и выводятся из поля зрения контролирующих и осуществляющих проверочные мероприятия структур.
Большая часть подсудимых по уголовным делам о преступлениях, связанных с государственной собственностью, пытается уйти от погашения ущерба государству и создает различные препятствия, создавая доказательную базу законности сделки, оспаривая размер причиненного ущерба и результаты проведенных экспертиз. Следовательно, на обеспечении защиты государственных интересов негативным образом сказываются просчеты при подготовке материалов, обосновывающих размер и характер ущерба, причиненного государству.
В связи с важностью постановки проблемы по защите государственной собственности был предпринят ряд эффективных мер по восстановлению нарушенных прав. В целях повышения эффективности возмещения ущерба государству считаем актуальным подготовку и реализацию совместного приказа по взаимодействию правоохранительных и иных органов. В случае причинении вреда частному лицу потерпевшая сторона заинтересована в восстановлении нарушенных прав, но когда ущерб был причинен государству, то инициатива по подготовке исковых требований не всегда проявлялась. В рамках данного приказа следственным органам и органам дознания предписано по каждому факту причинения ущерба государству принимать своевременные меры к установлению характера и размера вреда, причиненного преступлением, незамедлительно извещать государственный орган, орган местного самоуправления о предъявлении иска по уголовному делу. Кроме того, определен конкретный перечень действий, необходимых для своевременного реагирования по возмещению ущерба.
Исполнение требований данного приказа достигается в том числе проведением регулярных сверок на предмет предъявления исков в рамках расследования уголовных дел по преступлениям, в которых ущерб причинен государству.
В целях совершенствования деятельности правоохранительных органов по возмещению ущерба, по нашему мнению, следует:
— совершенствовать взаимодействие органов предварительного следствия, сотрудников оперативных служб и служб безопасности организаций на стадии проведения доследственных проверок, в частности подготовки заключения о полноте проведения комплекса мер по установлению имущества, на которое может быть наложен арест;
— на постоянной основе проводить анализ движения денежных средств по расчетным счетам формально легитимных организаций и установление лиц, непосредственно осуществляющих регистрацию юридических лиц и снятие наличных средств со счетов в банках;
— в полном объеме использовать возможности Росфинмониторинга и кредитно-финансовых учреждений путем направления соответствующих запросов с целью получения сведений об осуществлении финансовых операций по движению похищенных государственных средств и конечного бенефициара;
— систематически проводить мониторинг сайтов сети «Интернет» с целью получения информации о закупочной деятельности государственных и муниципальных организаций, а также иных нарушений, в которых потерпевшим лицом является государство;
— анализировать судебные решения и обмениваться положительным опытом по наложению ареста на денежные средства физических и юридических лиц по преступлениям, посягающим на государственную собственность. При необходимости проводить рабочие встречи с представителями следственных органов и прокуратуры;
— осуществлять международное сотрудничество по противодействию легализации доходов, добытых преступным путем.
Таким образом, возмещение материального ущерба, причиненного государству, является наиболее важным аспектом расследования преступлений, показателем оценки деятельности правоохранительных органов и уровня защищенности Российской Федерации.