В зоне ответственности государства с целью реализации полномочий и исполнения обязательств создан и существует федеральный бюджет Российской Федерации, основная задача которого заключается в устойчивом функционировании и развитии страны по разным экономическим параметрам.
От положительного результата деятельности бюджетной системы Российской Федерации во многом зависит экономическое и социальное развитие страны в целом и отдельных ее регионов, а также рост валового внутреннего продукта и национального дохода, общественный климат в стране, формирование политической базы рыночной экономики и свободного предпринимательства.
В правовом аспекте федеральный бюджет России следует рассматривать как закон или нормативный правовой акт, который закрепляет права и регламентирует отношения участников экономических отношений бюджетного процесса на всех периодах ранжирования денежной массы субъекта.
Расходование бюджетных средств (в секторе государственных закупок) регламентируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На сегодняшний день структура заказчиков увеличивается, что с положительной стороны указывает на повсеместное распространение контрактной системы на территории Российской Федерации и в то же время с отрицательной стороны демонстрирует то, что не вся номенклатура государственных заказчиков имеет возможность осуществлять работу в единой информационной системе (ЕИС) по причинам различной направленности. За 3 (третий) квартал 2019 года в ЕИС в сфере закупок различного рода изделий и услуг прошли процедуру оформления и регистрации 566 новых клиентов бюджетной сферы. Из общего количества заказчиков, зарегистрированных в ЕИС, в 3 квартале 2019 года закупки осуществляли только 16 679 потребителей, что в процентном соотношении от общей номенклатуры составляет не более 6%.
Отрицательным моментом электронной структуры следует отметить, что по итогам 1—3 квартала 2019 года общее количество в денежном выражении начальной максимальной цены контракта извещений о реализации закупки в сумме 264,3 млрд рублей были объявлены недействительными, в 2 211 процедурах установления подрядчика, исполнителя контракта обнаружены отступления от норм закона, что в процентном соотношении от общей номенклатуры составляет около 51%, ФАС России в отношении электронных процедур возбуждено 19 764 дела об административных правонарушениях за несоблюдение законодательства в сфере закупок.
С целью эскалации эффективности экономического регулирования государственных закупок и дальнейшего совершенствования Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с экономической точки зрения следует учитывать отдельные показатели и рассматривать возможные тенденции развития контрактной системы (в т. ч. ее автоматизацию и цифровизацию):
— определить рекомендуемые пороговые значения и учитывать систему показателей оценки эффективности использования бюджетных средств поставщиками, применение которой позволит повысить уровень эффективности контроля за расходованием и целевым использованием бюджетных средств;
— при разработке и формировании реестра добросовестных поставщиков учитывать не только количество и качество исполненных ранее государственных контрактов, которые уже имеются в базе ЕИС, но и текущую финансово-хозяйственную деятельность организации на рынке за предшествующие периоды, частично используя некоторые автоматизированные информационные системы ФНС России (например, автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2);
— учитывать срок полезного использования товаров, выполненных работ;
— проводить сравнительный анализ в целях сопоставления результатов, достигнутых по ранее заключенным аналогичным контрактам (установление эталона).
Именно эскалация эффективности экономического регулирования государственных закупок позволит вывести на новый уровень саму структуру государственного заказа, которая влияет, в частности, на экономическую безопасность бюджетной системы Российской Федерации в целом.