ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ПРОТИВ ПРАВОМЕРНОГО ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Совершенствование правовой организации противодействия преступлениям против правомерного ведения бизнеса должно осуществляться в направлении усиления частного элемента в уголовно-процессуальной модели частного обвинения. В статье предлагаются меры по оптимизации слагаемых процедуры частно-публичного уголовного преследования лиц, совершивших предпринимательские преступления.

Ключевые слова:
уголовное преследование, частно-публичное обвинение, предпринимательские преступления, правовая организация, противодействие преступлениям
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Тема об организации эффективного противодействия экономической преступности находится в центре внимания руководства государства, предпринимателей и правоприменителей.
Особую значимость обеспечения экономической безопасности подчеркивает в своих выступлениях Президент России В.В. Путин, который отмечает важность дальнейшей декриминализации экономики, нацеливает правоохранителей на защиту законопослушного бизнеса, предпринимателей, созидающих и создающих новые рабочие места [1]. В 2019 году Президент России В.В. Путин в очередной раз потребовал «избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства. Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания. Уже обращал внимание на эту проблему в одном из Посланий, приводил соответствующие цифры. Ситуация, к сожалению, не сильно изменилась» [2].
То, что ситуация не изменилась и в 2020 году, В.В. Путин констатировал в ходе выступления на расширенной коллегии МВД России: «…жалоб со стороны предпринимателей на давление со стороны правоохранительных органов, незаконные, необоснованные действия, в том числе сотрудников МВД, по-прежнему много» [1]. Произошедшее затем событие, ставшее причиной увольнения начальника Следственного департамента МВД России Романова и привлечения к уголовному преследованию двух его подчиненных [3], подтвердило остроту проблемы.
Реагируя на эту ситуацию, министр внутренних дел России В.А. Колокольцев заявил: «Требую от руководителей обеспечить неукоснительное соблюдение законных прав и интересов хозяйствующих субъектов при проведении проверочных мероприятий. Категорически неприемлемо наше вмешательство в какие-либо гражданско-правовые споры между коммерческими организациями. Считаю целесообразным процессуально рассматривать обращения от одной из указанных сторон лишь после решения арбитражного суда. Таким образом, раз и навсегда объективно исчезнет возможность руками сотрудников полиции добиваться определенных целей в сугубо корпоративном споре и все неминуемые при этом потери списывать на государственные органы с формулировкой «кошмарят бизнес» [4].
Фактически министр предложил ввести новый элемент в правовой стандарт возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения о преступлениях против правомерного ведения бизнеса.
К преступлениям против неправомерного ведения бизнеса, основную часть которых составляют предпринимательские преступления против собственности (предпринимательское мошенничество), мы относим преступления, приведенные в части 3 статьи 20 УПК РФ.
К сожалению, в настоящее время круг этих преступлений различным образом приводится в части 3 статьи 281 УПК РФ, части 11 статьи 108 УПК РФ, что не способствует правовой определенности по данному вопросу и требует приведения законодательства к единому пониманию круга этих преступлений и процедуры уголовного преследования лиц, их совершивших.
Основой правовой организации противодействия этим преступлениям является модель частно-публичного обвинения (уголовного преследования), поэтому ключом к решению обсуждаемой проблемы является совершенствование уголовно-процессуального механизма частно-публичного уголовного преследования лиц, совершивших преступления против правомерного ведения бизнеса.
Предложение министра внутренних дел вполне укладывается в эту концепцию, ведь оно касается порядка возбуждения уголовных дел о преступлениях анализируемой категории. Акцент сделан именно на процедуру, от нее зависит осуществление уголовной политики противодействия анализируемым предпринимательским преступлениям.
Мы являемся сторонниками концепции процессуального детерминизма, согласно которой в основе правовой организации уголовно-правового противодействия преступности лежит не уголовный кодекс, а уголовно-процессуальный механизм. Уголовно-правовое воздействие, с нашей точки зрения, есть уголовный кодекс плюс уголовный процесс. Реальное уголовное право процессуально, ибо только через работу уголовно-процессуального механизма оно получает способность оказывать регулирующую, охранительную функцию.
Путь совершенствования правовой организации противодействия экономической преступности лежит не через изменения уголовного кодекса, а через оптимизацию уголовно-процессуального механизма.
Классическую модель частно-публичного обвинения [5, с. 51—52] для уголовного преследования лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, модернизировали ранее включением в законодательство статьи 281 УПК РФ и части 2 статьи 761 УК РФ, чем расширили частный момент в производстве по делам данной категории. Этому способствовал не только федеральный законодатель, Пленум Верховного Суда РФ и Конституционный Суд РФ, о чем мы уже писали в своей монографии [6] и других работах [7, с. 80—93], но и ведомственный нормотворец [8—11], который немало сделал для создания специального правового стандарта ведения данной разновидности дел частно-публичного обвинения: постановление о возбуждении уголовного дела теперь выносится только следователем; материалы проверок о такого рода преступлениях необходимо сейчас предоставлять на изучение в Главное следственное управление ГУ МВД по субъекту Федерации.
Наш подход заключается в насыщении данного частно-публичного обвинения (уголовного преследования) частным, диспозитивным элементом при сохранении его следственной правовой организации.
По нашему мнению, не отказ от частно-публичного вида обвинения [12, с. 207], а, напротив, развитие существующей частно-публичной модели обвинения, достаточно перспективной и гибкой, даже в следственной форме имеет перспективу. Поэтому мы полностью поддерживаем некоторые предложения В.Ю. Горюнова, который предлагает, в частности, усилить частно-правовую составляющую в этой частно-публичной разновидности уголовного преследования, в том числе: усилить участие прокурора на ключевых этапах его развития, ввести омбудсмена по правам предпринимателей в ряд процедур его развития на досудебном производстве, расширить права частного сообвинителя в получении доказательств и пр. [13, с. 43—48; 14, с. 59—63]. Принципиальным при этом будет то, что новый правовой механизм ограничивает свое действие только деяниями и отношениями субъектов предпринимательской деятельности.
Схема реализации частно-публичного уголовного преследования по делам о преступлениях против правомерного ведения бизнеса в сочетании с нашими предложениями по ее оптимизации такова:
1. Подача заявления потерпевшим. Нет преступления в сфере экономической деятельности, пока это не названо в заявлении потерпевшего.
Несмотря на то, что любое заявление о преступлении подлежит регистрации и проверке, здесь существуют некоторые правовые особенности, означающие отказ государства присоединиться к частому обвинению и соответственно — невозможность уголовного процесса.
К ним относятся: 1) правомочность субъекта на подачу такого заявления о привлечении к уголовной ответственности субъекта предпринимательского преступления; 2) наличие состоявшихся решений суда по гражданско-правовому спору; 3) ограниченность спора интересами только двух хозяйствующих субъектов — коммерческих организаций.
2. Возбуждение следователем уголовного дела в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления против правомерного ведения бизнеса.
На этом этапе публичная власть в лице следователя, другого должностного лица правоохранительного органа, которому поручено проведение проверки, обязана проверить заявление и установить основание для возбуждения уголовного дела. В стадии возбуждения уголовного дела принимается главное решение — о переводе гражданско-правового спора в уголовно-процессуальную стадию предварительного расследования, где возможно уже предъявление следственного обвинения. Цена вопроса о правильном решении о привлечении к уголовному преследованию субъекта предпринимательской деятельности определяется частью 3 статьи 299 УК РФ.
В совершенствование баланса частного и публичного интересов полагаем возможным допустить процедуру медиации в этой стадии. Следователь может предложить примирение под угрозой обвинения в преступлении и тем самым осуществить доследственное урегулирование спора посредством полного или частичного возмещения ущерба потерпевшему-заявителю.
Постановление о возбуждении такого уголовного дела частно-публичного обвинения должно санкционироваться прокурором, чтобы это было решение единой обвинительно-следственной власти.
3. Постановлением о возбуждении уголовного дела уголовное преследование переводится в уголовно-процессуальную следственную форму. В рамках предварительного расследования выносится постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Постановление о возбуждении такого уголовного дела частно-публичного обвинения должно санкционироваться прокурором, чтобы это было решение единой обвинительно-следственной власти. В настоящее время следователь принимает решение об этом самостоятельно — это и есть следственный порядок привлечения в качестве обвиняемого и предъявления обвинения. Несомненно, можно усилить следственные процессуальные гарантии: подключить омбудсмена к процедуре предъявления обвинения, ввести процедуру судебного контроля со стороны следственного судьи [13, с. 43—48; 15, с. 103—110], кроме того, можно добавить к этому возможность согласования с потерпевшим позиции по предмету обвинения, квалификации преступления.
По нашему мнению, в стадии предварительного расследования также преимущественным исходом было бы прекращение уголовного преследования через проведение медиационной процедуры с участием омбудсмена по правам предпринимателей, прокурора по основаниям и в порядке, предусмотренном статьей 281 УПК РФ.
4. Утверждение прокурором обвинительного заключения можно считать решающим этапом перевода обвинительно-следственной властью гражданско-правого спора в уголовно-правовую плоскость.
Полагаем, на этом этапе прокурор опять же может согласовать свою позицию со всеми заинтересованными в исходе дела лицами, подключая к переговорам омбудсмена по правам предпринимателей и содействуя прекращению дела в связи с возмещением ущерба, исчерпанием предмета спора.
5. Свое согласие с тем, что есть основания для судебного разбирательства, судья оформляет постановлением о назначении судебного заседания. Вынесение постановления о назначении судебного заседания — это пятый этап перевода гражданско-правового спора в уголовно-правовую плоскость. Судья также может предложить сторонам примириться на основе заглаживания вреда.
После того как вынесено постановление о назначении судебного заседания, спор между двумя хозяйствующими субъектами приходит на рассмотрение уголовного суда. До этого перед гражданским судом контрагенты судились, на этом этапе они (те же самые два спорящих субъекта — заявитель и обвиняемый) предстали перед судом уголовным, которому и надлежит поставить точку в этом споре. Опять же приоритетным является разрешение уголовно-правового спора через прекращение дела в связи с полным возмещением ущерба по любому из оснований.
Если обвинение, которое поддерживает государственный обвинитель с потерпевшим — частным субсидиарным обвинителем, подтверждается, то выносится обвинительный приговор, чем и завершается процесс реализации уголовной ответственности, а причинитель вреда подлежит уголовной ответственности.
Вышеописанную последовательность действий можно охарактеризовать как процесс формирования основания уголовной ответственности уголовно-процессуальным путем. На каждом этапе угроза привлечения лица к уголовной ответственности становится более реальной, и это обстоятельство, на наш взгляд, более всего будет способствовать достижению компромисса спорящих сторон.
Именно такая правовая форма противодействия преступлениям против правомерного ведения бизнеса позволит, с одной стороны, улучшить реальную ситуацию в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с другой — нивелировать имиджевые потери правоохранительных органов.
Отметим, что в деле вытеснения неправовой формы новой правовой организацией противодействия преступлениям против правомерного ведения бизнеса необходимы изменения уголовно-процессуального законодательства, устанавливающие те или иные особенности производства по уголовным делам о преступлениях против правомерного ведения бизнеса, нормы которого подлежат модернизации в связи с «арбитражным аудитом» по образу и подобию уголовно-правовых норм с административной преюдицией. Поэтому не исключается возможность дальнейшего развития процесса почкования уголовно-правовых норм с административной преюдицией [16]. При этом совершенно бесспорно, что уголовный процесс и уголовное право неотделимы друг от друга в том смысле, что не существуют отдельно: каждое процессуальное рассмотрение предполагает наличие предположения о совершении преступления и каждое преступление воспринимается таковым при соответствующем объективном процессе.
Для правовой организации противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности частно-публичное обвинение с «арбитражным аудитом», по нашему мнению, может служить правовым стандартом деятельности правоохранителей по специфическим делам, связанным с разрешением экономических споров.

Список литературы

1. Выступление Президента России В.В. Путина на ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 26 февраля 2020 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62860 (дата обращения: 10.04.2020).

2. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 10.04.2020).

3. Уголовное дело № 11801450149005580 в отношении предпринимателя Худояна по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, было возбуждено следователем органа внутренних дел по заявлению представителя коммерческой организации. По результатам расследования этого дела были привлечены к уголовному преследованию со стороны СК РФ два следователя Следственного департамента МВД России, а его глава - А. Романов отправлен в отставку. Как отметил в своем заявлении Б. Титов, «мы усматриваем здесь совершенно явственный корпоративный конфликт. Дело Худояна - очередной пример конфликта между предпринимателями по имущественным вопросам, который выливается в уголовное дело, потому что одна из сторон спора подала заявление в следственные органы». URL: https://news.rambler.ru/other/42364628/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 10.04.2020).

4. Выступление министра внутренних дел В.А. Колокольцева на ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 26 февраля 2020 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62860 (дата обращения: 10.04.2020).

5. Выступление Президента России В.В. Путина на ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 28 февраля 2018 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56949 (дата обращения: 10.04.2020).

6. Александров А.С., Александрова И.А. Современная уголовная политика обеспечения экономической безопасности путем противодействия преступности в сфере экономики: монография. М.: Юрлитинформ, 2017. 608 с.

7. Александров А.С., Александрова И.А. Особый (частно-публичный) организационно-правовой механизм применения уголовного закона в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности // Журнал российского права. 2018. № 2 (254). С. 80-93.

8. Об организации рассмотрения сообщений об отдельных видах преступлений экономической направленности: приказ МВД России от 1 декабря 2016 г. № 785. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.05.2020).

9. Проект приказа МВД России «О совершенствовании организации работы в сфере противодействия преступлениям экономической направленности» (по состоянию на 20.12.2018) (подготовлен МВД России). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.05.2020).

10. Об организации ведомственного контроля при рассмотрении материалов проверок по отдельным видам преступлений экономической и коррупционной направленности: приказ ГУ МВД России по Нижегородской области от 6 марта 2017 № 186. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.05.2020).

11. О внесении изменений в Приказ ГУ МВД России по Нижегородской области от 06.03.2017 № 186 «Об организации ведомственного контроля при рассмотрении материалов проверок по отдельным видам преступлений экономической и коррупционной направленности»: приказ ГУ МВД России по Нижегородской области №1070 от 8 декабря 2017 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.05.2020).

12. Александров А.С., Андреева О.И., Зайцев О.А. О перспективах развития российского уголовного судопроизводства в условиях цифровизации // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. C. 199-207.

13. Горюнов В.Ю. Частно-публичное обвинение как уголовно-процессуальная основа применения уголовного закона в сфере экономической деятельности // Научный вестник Омской академии МВД России. 2020. № 1. С. 43-48.

14. Миллер В.Ю. Особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях против собственности, совершенных в сфере предпринимательской деятельности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 4. С. 59-63.

15. Шерстнев В.Б. Оптимизация процедуры прекращения в ходе досудебного производства уголовного дела (преследования) в связи с возмещением ущерба в полном объеме // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020. № 1 (51). С. 103-110.

16. В.В. Путин предлагает сначала выписывать штраф, потом использовать уголовное наказание, а также повысить размер невозврата валютной выручки, который считается крупным, с 9 млн до 100 млн рублей, а особо крупным - с 45 млн до 150 млн рублей. Рекомендован к принятию законопроект по декриминализации уголовной ответственности для бизнеса. URL: http://duma.gov.ru/news/47532/ (дата обращения: 05.05.2020).


Войти или Создать
* Забыли пароль?