ИСТОРИОГРАФИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИКАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показывается состояние исследований историографии в современных социально-гуманитарных науках. Особое внимание обращается на анализ места, роли, целевых установок и функций историографии юридической науки в контексте ее значения в образовательных и исследовательских практиках. Автор подчеркивает инструментальное значение и предлагает модель изучения историографии юридической науки. Также акцентируется внимание на проблемах. Публикация подготовлена в рамках реализации финансируемого РФФИ научного проекта № 20-011-00779 «Историография, источниковедение и методология истории политических и правовых учений: теоретические и прикладные проблемы исследовательских практик».

Ключевые слова:
социально-гуманитарные нау­ки, историография в социогуманитаристике, историография в научно-познавательной деятельности, репрезентация научной литературы в исследовании, историография в структуре юриспруденции
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современное развитие юриспруденции во многом связано с решением проблем совершенствования подготовки ученых-юристов и исследовательских практик в сфере изучения государственно-правового развития общества. Специфическое место в них занимает историо­графия юридической науки, вопросы изучения которой не принадлежат к числу достаточно разработанных проблем. Поэтому в рамках данной статьи обозначим основные вопросы для рассмотрения — предмет, целевые установки, задачи и общая исследовательская модель историографии юридической науки. Поскольку некоторые из вопросов, затронутых в статье, более детально анализировались в работах автора, позволю отослать читателя к этим публикациям.
Историография науки в современной социо­гуманитаристике как направление исследований науковедческого характера зародилась в XIX веке. Сам термин «историография» (от греч. γράφω — писать и ἱστορία — история) пришел из исторической науки, в которой он обозначал работы в области истории исторической науки [1]. Первоначально научно-историографические знания относили к разделам философии, общей теории культуры или отдельных научных дисциплин, но к концу XX столетия они определились как сфера исследований и знаний историко-научной направленности. В этот период обобщались и систематизировались сведения о развитии отдельных наук, составлялись обзоры и библиографии научных трудов, начал изучаться труд ученого и т. п. В XX столетии историография науки получила свое позиционирование в пространстве научного знания — в философии науки, в рамках науковедения, в работах по истории науки, а также в рамках изучения развития отдельных областей и дисциплин науки. Это позволило выработать теоретические и методологические подходы к изучению места и роли историографии науки в системе научного знания. В настоящее время историография науки как исследовательское направление представлено широким комплексом работ зарубежных и отечественных ученых [2, с. 85—86]. В данном плане историография, как и другие науки «о получении знания» (философия науки, методология, науковедение, источниковедение), «все более ориентируется на возможности, ею же открываемые для научного предприятия. Эта необходимость ориентироваться на собственные результаты как на пути и средства поступательного методического развертывания составляет суть производственного характера исследования» — отмечает Мартин Хайдеггер [3, с. 46].
В современном понимании историография науки выступает как сфера знаний, охватывающая «различные формы историко-научных реконструкций, которые изображают реальный исторический процесс развития науки на базе соответствующих месту и времени методов исследования, способов отбора, описания и интерпретации научных текстов, открытий, научных теорий» [4]. Соответственно и каждая из наук имеет собственные историографические разделы, которые фрагментированы по отдельным сферам научного знания или научным дисциплинам — историография истории, историография философии, историография социологии, историография политологии и др. При этом историография науки в отдельных научных отраслях и дисциплинах, расширяя проблемные поля и обобщая накопленный опыт интеллектуально-исследовательских практик, все больше выходит на уровень междисциплинарных и полидисциплинарных взаимодействий, что способствует обобщению и разработке теоретических, методологических и прикладных историографических проблем наддисциплинарного характера и формированию историографии как научного направления социогуманитаристики в целом.
Юридическая наука в разработке научно-историографических проблем не является исключением — в ней историографические проекции ее развития достаточно активно разрабатываются на уровне отдельных сюжетов, но пока еще не получили необходимого уровня теоретического обобщения. Акцентируем внимание на них в контексте наработок социогуманитаристики и в рамках предметной сферы юриспруденции выделим следующие проблемные вопросы.
Предмет историографии юридической нау­ки находится в плоскости осмысления развития юриспруденции в категориях ее прошлого, настоящего и направлений будущих исследовательских перспектив через призму изучения накопленного интеллектуального наследия в сфере изучении государственно-правовой жизнедеятельности общества, биографий ведущих ученых-юристов и их научной деятельности. В данном контексте историография носит науковедческий характер и преимущественно относится к познавательному пространству истории юридической науки [5, с. 7—8].
Целевые установки и задачи историографии юридической науки определяются ее предметной направленностью и связаны с отбором, анализом и предоставлением информации о наличествующем массиве научных исследований ученых-юристов, а также о теоретических подходах, методологии, методиках и технологиях исследования историографических носителей информации для обеспечения образовательных, исследовательских и правоприменительных практик. Задачи и функции историографии юридической науки могут быть определены и представлены в следующих трех группах.
1. Основные задачи и функции историографии науки в научно-информационном пространстве обеспечивают познавательную деятельность с точки зрения сохранения, отбора и обеспечения доступа к информации историографического характера. Первоначально возникла и решалась задача регистрации в хронологической последовательности событий процесса развития юридической науки — идей, теорий, концепций с указанием биографических данных ученых и их трудов. Она обеспечивалась и обеспечивается посредством дескриптивно-регистрирующей функции историографии, в ходе реализации которой создается и поддерживается в актуальном состоянии первоначальный уровень историографических знаний, который фиксирует историографические факты и источники. Следующая задача связана с упорядочиванием зафиксированных и накопленных историографических фактических и источниковедческих данных, для чего производится дискриминативный анализ соответствующих теорий и направлений развития юридической науки Эта задача решается посредством реализации аналитико-дискриминационной функции историографии, которая обеспечивает анализ, интерпретации различий (дискриминацию) и оценку интеллектуального наследия и акцентирует внимание на главных направлениях исследований и системообразующих (классических) научных работах, их авторах, условиях деятельности и т. п., что создает второй уровень историографических знаний [6, с. 50—51]. В данную группу входит и задача снабжения научного сообщества историографической информацией. На решение этой задачи направлена информационная функция историографии, которая реализуется посредством обеспечения доступа к библиотекам, архивам, электронным библиотеками, библиографическим и биографическим базам данных и другим ресурсам [7].
2. Основные задачи и функции историографии в образовательных практиках связаны с подготовкой научных кадров в рамках аспирантуры и адъюнктуры, а также поддержанием уровня историографических знаний на протяжении всей исследовательской деятельности ученого. Здесь выделяется задача создания специализированных историографических курсов, учебных и справочных изданий для подготовки аспирантов и адъюнктов в вузах юридического профиля. Посредством историографических изданий обеспечивается целостное понимание места и роли историографии в познавательной деятельности ученого-юриста в контексте природы, методологии изучения и способов конструирования историографических знаний, а также поддержание необходимого уровня историографических знаний и информации в процессе исследовательской деятельности ученого. На решение этой задачи направлена образовательная функция историографии, связанная с созданием, организацией и реализацией образовательных программ, изданием литературы историографического характера и поддержанием всего этого в актуальном состоянии. Важной задачей образовательных практик является формирование историографической составляющей научного мировоззрения и исследовательской культуры ученого, связанной с пониманием природы и процессов отражения развития науки и научной деятельности в интеллектуальном наследии, владением основ современных теоретических и методологических знаний историографического характера в различных научных сферах — истории, философии, информатики и других — применительно к историографическим проблемам юридической науки, что и обеспечивает реализация мировоззренческой функции историографии [8]. В указанную группу входит и задача передачи и поддержания уровня знаний историографического характера через различные формы взаимодействия — научные школы, семинары, конференции и другие мероприятия — как средства коммуникации субъектов в образовательной и научной среде. Эту задачу обеспечивает коммуникативная функция историографии.
3. Основные задачи и функции историографии науки в исследовательских практиках связаны с их обеспечением познавательными средствами. Первая задача соединена с познанием и разработкой теоретических и методологических, методических и технологических проблем изучения историографии, изучением историографического наследия юриспруденции — произведений ученых-юристов, их биографий, конкретных условий создания работ и творческих подходов, а также их использованием в исследовательских практиках. На основе последнего происходит постановка новаторских проблем и обеспечивается новизна в исследованиях. Познавательная функция историографии обеспечивает решение указанной задачи. Далее следует задача обеспечения взаимодействия с социально-гуманитарными науками в изучении историографии юридической науки, которое происходит на полидисциплинарном уровне в историографическом пространстве социогуманитаристики и в рамках отдельных юридических дисциплин и предполагает взаимное обогащение и использование историографических знаний. Решению этой задачи способствует междисциплинарная функция историографии, которая направлена на изучение и включение в исследовательские практики историографических наработок социально-гуманитарных и юридических наук. Задача внедрения в практики научной деятельности современных историографических знаний, использование их для повышения качества и результативности исследований актуализирует их значимость в практической плоскости научных изысканий и реализуется посредством прикладной функции историографии.
Исследовательская модель изучения историографии юридической науки может быть предложена как определенная общая исследовательская матрица для выделения взаимодействующих элементов историографического процесса и выступает как «картина исследуемой реальности функционирует в качестве исследовательской программы, которая очерчивает круг допустимых проблем и область средств, обеспечивающих возможность их решения» [9, с. 19]. В рамках указанного подхода представляется возможным выделить следующие элементы модели изучения историографии.
1. Субъект представлен в историографических процессах на индивидуальном и коллективном уровнях. Безусловно, главным субъектом историографического процесса является ученый, который на индивидуальном или коллективном уровнях взаимодействует с объектом исследования. Личностный элемент в историографии науки исследуется на биографическом уровне — через реконструкцию жизни и творческой деятельности ученого, конкретно-исторических условий создания и публикации его работ, системы мотивов его труда в рамках индивидуальной и коллективной научной деятельности и др. В современной социогуманитаристике сложилась палитра методологических подходов и исследовательских направлений — научная биографика и интеллектуальная история, которые обращаются к субъекту научного творчества и на пересечении которых создаются исследования в особом жанре научных изысканий — интеллектуальная биография [10]. В современной юриспруденции субъектный элемент историографии юридической науки и представлен в биографических исследованиях и биобиблиографических изданиях. Не менее важным является и изучение деятельности коллективных субъектов на уровне совместного проведения исследований и создания научных трудов. В изучении историографических процессов в юридической науке особое значение имеет обращение к анализу деятельности отдельных ученых как научных руководителей объединением исследователей в рамках функционирования научных школ. В этом отношении интересно, например, представления историографического контекста деятельности Нижегородской научной школы техники правотворчества [11].
2. Субъективная сторона историографического процесса связана с процессом создания научных произведений внутреннего характера и направлена на изучение творческой лаборатории ученого как сложной системы его мировоззренческих установок, выбора модели поведения в социально-политической обстановке времени, обращения к методологии, методикам и технологиям и культуре научного исследования. Здесь важным элементом является изучение и нравственно-этических основ деятельности ученого (этоса науки), его субъективных качеств и репутационных характеристик — интеллектуальной честности и добросовестности, научной принципиальности и способности противостоять негативным явлениям в науке, связанными проявлениями клановости, ангажированности и антрепренерства в научной деятельности, а также основы взаимоотношений с учениками и коллегами. Изучение этой стороны историографического процесса существенно дополняет и уточняет личностную сторону деятельности ученого как на индивидуальном, так и коллективном уровне понимания субъективных влияний при создании научного произведения.
3. Объект в историографическом процессе представляет научное наследие, под которым в общем плане понимаются опубликованные результаты научных исследований, библиографические и фактографические базы данных, сведения об ученых, их научной деятельности, публикациях, проектах и т. п., а также большое количество неопубликованных документов — письма, воспоминания, записки, фотоматериалы и т. п. [12, с. 91]. Необходимо учитывать и специфику юридического наследия, в составе которого присутствуют три части — «достижения правовой культуры», «юридический опыт прошлого» и «остатки старых правовых институтов, явлений, форм и т. п.» [13, с. 1—12]. В составе юридического наследия историография юридической науки представляет одну из главных составляющих «достижений правовой культуры» и центральный элемент юридической которая, как подчеркивает В.М. Сырых, «представляет единство системы знаний о государстве и праве, деятельности ученых-правоведов, осуществляемой в целях развития, совершенствования системы этих знаний и активного воздействия правовой науки на решение актуальных проблем политико-правовой практики, формирования правовой культуры и подготовки профессиональных юридических кадров» [14, с. 19]. При этом научные труды являются основной формой отражения и «как результаты его духовного творчества несут в большей мере, чем другие факты, информацию о характере работы ученого, принятой им методике, особенностях его исследовательских приемов и как следствие этого — информацию о характере воззрений ученого, его идеях, взглядах, концепциях» — подчеркивает А.И. Зевелев [15, с. 105]. Научные труды выступают как историографические источники и являются отражением истории развития отдельной научной дисциплины, научного направления и науки в целом, поскольку их совокупность составляет научную литературу, посредством которой̆ происходит своеобразное аккумулирование научных знаний в определенной сфере познания [16]. Одновременно необходимо заметить, что результаты деятельности входят в культурное наследие общества и в них «выражена и репродуцируется способность человека владеть им же достигнутым знанием универсума и источниками этого знания и воспроизводить их во времени и пространстве, т. е. в обществе», — отмечает М.К. Мамардашвили [17, с. 42].
4. Объективная сторона историографического процесса связана с созданием ученым или коллективом исследователей научных произведений, в которых фиксируется и текстуально оформляет результат научно-познавательной деятельности. Каждое такое произведение является историографическим фактом и, как прошедшая действительность, фиксирует завершенную в рамках конкретного исследования деятельность и ее итоги. Научные труды в данном плане выступают как: «факты-события» — конкретные фрагменты прошедшей объективной реальности, которые локализованы во времени и пространстве и представлены объективным результатом деятельности автора в виде его научного произведения; «факты-знания» — научные факты, ставшие результатом деятельности ученого по изучению им объекта и предметной̆ сферы исследуемых явлений; «факты-информация» — источники трансляции знаний, приобретенных в ходе научного исследования. При этом полученные знания поступают в фонд научного знания, поскольку «всякий научный факт, всякое научное наблюдение, где бы и кем бы они ни были сделаны, поступают в единый научный аппарат, в нем классифицируются и приводятся к единой форме, сразу становятся общим достоянием для критики, размышлений и научной работы», — отмечает В.И. Вернадский [18, с. 80].
5. Информационная основа историографического процесса определяется коммуникативными свойствами историографии науки и базируется на научном синтезе теории информации и когнитивных наук — когнитивно-информационной теории познания. Указанная теория сложилась в современной социогуманитаристике и исходит из того, что существует информационная сфера жизнедеятельности общества, в которой собственно и создаются продукты человеческой деятельности как материально-вещественные внешние формы выражения мышления и познавательной деятельности [19]. «Связь между человеком и социумом через созданный одним и прочитанный другими интеллектуальный продукт предстает как эволюционно и глобально значимая: каждый созданный интеллектуальный продукт уже в момент своего создания пополняет совокупный ресурс человечества и может быть актуализирован теперь и всегда» и создается информационное пространство обмена социально-гуманитарной информацией, в качестве объекта которой выступают «интеллектуальные продукты, созданные в ходе целенаправленной человеческой деятельности», — отмечает основоположник когнитивно-информационной теории познания О.М. Медушевская [20, с. 41]. В науке такими интеллектуальными продуктами выступают научные труды как своеобразные «информационные посредники», передающие через историографические источники научную информацию между исследователями как в режиме настоящего времени, так и в ретроспективной проекции.
Итак, историография юридической науки представляет направление в изучении юриспруденции, которое ориентируется на изучение процессов познания государственно-правовых явлений и институтов через научные труды ученых-юристов, исследование их научной биографии и творческого процесса создания произведений, а также механизмов накопления сохранения и передачи историографической информации.
 

Список литературы

1. Маловичко С.И. Историография // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М.: Аквилон, 2014. С. 161-163.

2. Фатхи Т.Б. История науки // Философия для аспирантов. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. С. 85-150.

3. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 41-62.

4. Маркова Л.А. Историография науки // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под. ред. И.Т. Касавина. М.: Издательство «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. C. 333-334.

5. Кожевина М.А. Отечественная юридическая наука в XVIII-XIX вв. Омск: Омская академия МВД России, 2017. 96 с.

6. Алиева Д.Я. Историографическая саморефлексия в современной социологии // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 50-67.

7. Кодан С.В. Информационные ресурсы и технологии в научно-исследовательских практиках в современной юриспруденции // Человек, общество, право в условиях цифровой реальности. М.: Издательство «Крокус», 2020. С. 32-44.

8. Кодан С.В. Источниковедческая культура в исследовании государства и права: основные характеристики и направления формирования // Российский юридический журнал. 2019. № 6. С. 153-159.

9. Степин В.С. Конструктивные основания научной картины мира // Конструктивизм в теории познания. М.: Институт философии РАН, 2008. С. 4-30.

10. Кодан С.В. Биографический подход в инструментарии историко-юридического исследования: место в познавательных практиках, понятие, междисциплинарные взаимодействия // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2018. № 4. С. 34-49.

11. Баранов В.М. Опыт формирования и функционирования научной школы техники правотворчества. М.: ООО «Проспект», 2019. 496 с.

12. Барахнин В.Б., Федотов А.М., Федотова О.А. Электронная библиотека по научному наследию как фактографическая система // Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции: труды XV Всероссийской научной конференции. Ярославль, 2013. С. 91-97.

13. Карташов В.Н. Преемственность в правовой системе общества: методологические основы исследования // Юридическая техника. 2011. № 5. С. 10-18.

14. Сырых В.М. История и методология юридической науки. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 464 с.

15. Зевелев А.И. Историографическое исследование: методологические аспекты. М., 1987. 160 с.

16. Кодан С.В. Научные труды юристов в системе источников изучения истории государства // Российский юридический журнал. 2016. № 6. С. 189-195.

17. Мамардашвили М.К. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований. М.; Наука, 1982. С. 38-58.

18. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.

19. Медушевский А.Н. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания // Вопросы философии. 2009. № 10. С. 70-92.

20. Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. М., 2008. 358 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?