СОЦИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются духовно-нравственные и социальные основы обеспечения экономической безопасности. Особое внимание автор уделяет связи решения вопросов социальной и нравственной направленности в процессе обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова:
кономическая безопасность, нравственность, социальные вопросы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

При обращении к вопросу экономической безопасности в наше насыщенное историческими событиями время неизбежно обнаруживается весьма широкий перечень определений и признаков этого явления. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации экономическая безопасность определяется как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [1].
Интуитивно понятный термин, широко распространенный в окружающем нас мире, при ближайшем рассмотрении обнаруживает плюрализм суждений, при этом они практически не сводятся друг с другом и существуют независимо. Наиболее академично, со всей научной добросовестностью это обстоятельство раскрыто в работе С.А. Афонцева «Концептуальные основы анализа национальной и международной экономической безопасности». В своей работе ученый широко раскрывает и классифицирует взгляды на проблему экономической безопасности и при этом делает справедливый вывод о том, что обеспечить экономическую безопасность затруднительно и при некоторых обстоятельствах невозможно, если это явление не будет иметь адекватного, конкретного, принятого экспертным, научным, политическим, экономическим, юридическим сообществами определения. Не оспаривая убедительных доводов С.А. Афонцева, все же хочется заострить внимание на том факте, что социальным и духовно нравственным вопросам в ходе рассуждений практически не нашлось места. На фоне масштабных военных, глобальных, межнациональных вопросов социальные и духовно-нравственные вопросы могут показаться вторичными. Ну, действительно, разве не «устойчивая и безопасная» экономика определяет высокий социальный уровень граждан? Разве граждане социально благополучной страны не окажутся на более высоком духовно-нравственном уровне развития? Для получения отрицательных ответов на оба риторических вопроса нам придется обратиться к истории нашей страны, а именно к событиям, которые произошли в конце XIX и середине XX века. Все хорошо помнят, что Россия в конце XIX века находилась в очень сложном экономическом положении. Развитие производительных сил в стране происходило на фоне тяжелых пережитков феодального строя. Крепостное право не только изжило себя, но было предельно не справедливым к подавляющему числу населения страны. Феодальные отношения не позволяли развиваться капиталистическому производству, блокировали буквально все хозяйственные отрасли. Население страны столетиями оставалось лишенным любых социальных достижений. Экономика давно не отвечала требованиям времени. Осознавая масштаб этой проблемы, правящие элиты в лице государя-императора принимают решение об отмене крепостного права, но опять делают это цинично и предельно не справедливо по отношению к подавляющей части населения. Социальную напряженность правящий класс феодалов пытался сгладить массированной религиозной пропагандой. Например, каждый служащий должен был предоставить справку от местного священника о том, что он исповедался и причастился, такая справка ежегодно подшивалась в личное дело. Население страны чуть не силой сгоняли в масштабные крестные ходы и массовые молебны по любому поводу, что совершенно противоречит самому духу христианской религии и не имеет отношения к подлинной духовности. В итоге в начале XX века Россия оказалась ввергнутой в жерло Первой мировой войны, войны жестокой, захватнической, войны за чужие интересы. Отказ от решения социальных вопросов, нарушение самих принципов духовности приводит сначала к буржуазной, а затем и социалистической революции. Катастрофическому поражению в войне империалистической и разжиганию гражданской войны. Ни о какой экономической безопасности в этот период в России не может быть и речи. В чем же укрепилась советская власть с первых дней и даже часов своего существования? В бесповоротном решении социальных вопросов: всеобщая грамотность, освобождение от выкупов и кабальных долгов на землю, вывод земли из частной собственности, всеобщая доступность образования, медицины, ликвидация безработицы. Вот что легло в основу экономических успехов советской страны, ее индустриализации. Как ни странно, откровенно атеистическая, даже богоборческая власть одновременно освободила и церковь. Провозглашая свободу личности и строительство коммунистического общества, устанавливая весьма высокие духовно нравственные цели, большевики ликвидировали государственные органы управления религией, которые были созданы еще Петром 1, чисто технически все религиозные конфессии стали свободными от государственного принуждения к религии. И вот когда население страны своими глазами увидело результаты решения своих социальных и духовно нравственных вопросов, то экономические успехи и одновременно экономическая безопасность приобрели совершенно другие, надежные и крепкие основы обеспечения экономической безопасности. Страна вступила в Великую Отечественную войну совершенно обновленной. Граждане новой страны в борьбе за независимость проявляли чудеса подлинного героизма и самопожертвования в бесчеловечной войне на уничтожение всего живого. Они одержали великую победу в войне, которую вели против СССР практически все европейские страны, все экономики этих стран. И есть принципиальная разница между взглядами на решение социальных вопросов. В той же Германии Гитлеру удалось прийти к власти на как раз на волне социальных волнений, но при этом германские элиты вообще не имели никаких нравственных и духовных ориентиров, кроме материального экономического блага, экономического успеха любой ценой. В этом заключается причина того, что возглавляемая германскими национал-социалистами коалиция европейских народов с огромным энтузиазмом отправилась грабить и убивать советских людей.
В наше время чрезмерное увлечение экономическими вопросами в ущерб социальными хорошо иллюстрируют события в США. Так, власти США, считая себя свободным от морали и нравственности, в условиях пандемии перекупили прямо на аэродроме медицинские маски, предназначенные для Франции [2]. При этом в самих США нежелание решать социальные вопросы в условиях экономического кризиса вызвало массовые беспорядки более чем в 30 городах страны. Недовольство действиями полицейских послужило только поводом [3]. Данные и многие другие эпизоды красноречиво свидетельствуют, что социальный и духовно-нравственный аспекты являются неотъемлемой частью экономической безопасности любой страны мира.

Список литературы

1. О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрании законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2902.

2. Американцы втридорога перекупили маски у китайцев для Франции. URL: https://ria.ru/20200401/1569469289.html (дата обращения: 31.05.2020).

3. Гасюк А. Вирус гражданской войны // Российская газета. 2020. 31 мая.


Войти или Создать
* Забыли пароль?