АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена институту административных процедур как средству регулирования и защиты экономико-правовых отношений. Проводится факторный анализ эффективности реализации административных процедур в механизме обеспечения экономической безопасности. Предлагаются изменения, направленные на совершенствование административного законодательства.

Ключевые слова:
экономическая безопасность, административная процедура, эффективность, фактор, механизм обеспечения экономической безопасности, законодательство об административных правонарушениях
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Настоящее время требует непрерывного совершенствования публично-правовых институтов, выстраивания качественной модели взаимоотношений между человеком и властью, основанной на возможности реализации публичных прав в экономической среде. Эффективным средством запуска передовых административно-правовых идей выступает нормативное закрепление и реализация института административных процедур. Именно определенный в нормативных правовых актах порядок действий органов государственной власти, направленный на реализацию их функций, помогает решить данную задачу.
Строительство прозрачной правовой среды путем конкретного оформления линий правовых отношений между должностными лицами органов власти и гражданами способствует нивелированию субъективного усмотрения чиновника при принятии им решения, снижая общую величину коррупционных правонарушений в деятельности органов государственной власти и не подрывая тем самым экономическую безопасность государства.
Серьезной угрозой экономической безопасности государства является коррупция во власти, во многом являющаяся результатом несовершенства правовых норм, регулирующих публично-правовые отношения. Это несовершенство определяется в том числе и неоднозначным пониманием закрепленной в правовых нормах воли законодателя. Реализация потенциала административных процедур как средства обеспечения экономической безопасности может быть решением сложившейся экономико-правовой проблемы.
Административная процедура способствует эффективной реализации прав человека и организации, в том числе экономических, активному функционированию органов власти в пределах установленной им компетенции.
Между тем экономическая безопасность государства во многом определяется эффективностью административных процедур как средства борьбы с экономическими правонарушениями. Можно выделить факторы, которые непосредственно оказывают влияние на состояние дел в этом направлении.
Очевидно, что вопросы эффективности административных процедур в механизме обеспечения экономической безопасности нельзя изучать умозрительным путем, без сбора и анализа информации об условиях, которые оказывают влияние на состояние экономической безопасности. По большому счету, основная задача анализа факторов эффективности административных процедур в механизме обеспечения экономической безопасности заключается в том, чтобы познать детерминант-природу между состоянием экономической безопасности и имеющимися проблемами в ее достижении. В юридической литературе достаточно активно обсуждается проблема «условий», «факторов», «предпосылок» эффективности в контексте различных правовых явлений. В частности, В.В. Лазарев, рассматривая эффективность правоприменительных актов, выделяет общезначимые и специальные предпосылки [1, с. 101—106]. Ф.Н. Фаткуллин и Л.Д. Чулюкин писали об условиях эффективности правовой нормы [2, с. 40]. С.А Жинкин, исследуя эффективность права, предложил выделять факторы потенциальной (правотворческой) эффективности и факторы реальной (правореализационной) эффективности [3, с. 24]. В целом проблеме факторов в юридической литературе свойственна разноликость и нет единых подходов к классификации, а круг исследуемых факторов чрезвычайно широк. В силу этих суждений, многие авторы ограничивают предмет исследования ранее намеченными ими рамками и справедливо придают особое значение выявлению оснований для их классификации. Т.Н. Радько, В.А. Толстик верно пишут: «…всякая классификация служит средством систематизации, предпосылкой научного анализа изучаемого объекта. Разделяя объект на части, она позволяет изучить его в расчлененном, детализированном виде. Одновременно она призвана соединить разнообразные и порой противоречивые проявления объекта, связать их в единую цельную систему» [4, с. 45].
Факторы эффективности административных процедур в механизме обеспечения экономической безопасности в большей степени носят социальный характер, в частности, коррупционные нарушения, равно как и многие другие правонарушения, возникают в процессе общественного взаимодействия. Тем не менее нельзя полностью исключать и факторы несоциального характера (природного, техногенного). Все же представления о социальных факторах видятся более очевидными и более конкретными. В то же время их природа более сложная в плане того, что они детерминированы социальными отношениями и одновременно способны оказывать воздействие на социальные отношения. Социальные факторы можно подвергнуть детализации, выделить при этом факторы внешней среды и факторы внутренней среды. Факторы внешней среды способны объединять политические, экономические, социально-культурные предпосылки. Согласимся с мнением С.А. Афонцева, который, исследуя проблемы экономической безопасности России в контексте рыночной трансформации, пишет: «Изменение правовых и административных институтов может быть осуществлено политическими решениями, «внешними» для правовой и административной систем. Эти решения могут быть ориентированы как на внедрение качественно новых институтов (в т. ч. заимствованных из мирового опыта), так и на фактическую фиксацию стихийно сложившихся неформальных институтов» [5, с. 40]. Очевиден в то же время и другой момент — наличие антагонизма в политической среде, несоответствие политической системы и социальной структуры общества не может способствовать эффективности обеспечения экономической безопасности. Дискуссионным видится другой аспект этой группы факторов, заключающийся в том, что субъекты обеспечения экономической безопасности, субъекты реализации административных процедур в лице должностных лиц различного уровня государственной и муниципальной службы ориентированы на поддержку той политической среды, в которой осуществляют свою деятельность. Таким образом, данная связь может принимать порой форму прямой политической конъюнктуры. При рассмотрении социально-культурных факторов как предпосылок внешней среды допустима условность, так как можно рассматривать особенности социально-культурного развития как всего общества, так и субъектов обеспечения экономической безопасности. Этот блок факторов рассматривается предельно широко, сюда можно отнести факторы, связанные с правовой культурой, правовым сознанием, субкультурой и контркультурой. «Какая польза в напрасных законах, если нет нравов?», — скорее утвердительно, нежели вопросительно заметил древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк.
Факторы внутренней среды имеют непосредственную связь с элементами механизма обеспечения экономической безопасности, к ним можно отнести правовые и институциональные предпосылки. Правовые предпосылки объединяют в себе факторы меньшего порядка, к которым относятся качество законодательства и качество правоприменения.
Качество законодательства можно рассмотреть с точки зрения содержания закона и его технико-юридического анализа. Важно понимать, что качество содержания закона во многом определяется соответствием принимаемых правовых норм потребностям общественного развития. Вместе с тем, неурегулированность нормами права общественных отношений, нуждающихся в этом, способно привести к значительному снижению эффективности.
Качество закона определяется и уровнем его коррупционности. Например, законодательство об административных правонарушениях, по своей сути, предоставляет возможность смягчения административной ответственности по нескольким обстоятельствам в результате достижения компромисса сторон в производстве по делам об административных правонарушениях. Вместе с этим, никакого ограничения свободы усмотрения при назначении административного наказания нормами не предусмотрено. Думаем, что назрела необходимость четкой регламентации процедуры выбора правоприменителем размера и вида наказания, а также снижения размера и вида наказания при наличии смягчающих обстоятельств.
Далее, уголовное законодательство позволяет освободить лицо, давшее взятку, от ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки. В целях гармонизации отраслевого законодательства похожий компромисс с возможностью освобождения от административной ответственности хозяйствующего субъекта возможно закрепить и в примечании к статье 19.28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Справедливо пишет Н.В. Макарейко: «Существующие вызовы требуют от государства поиска и своевременного применения эффективных методов государственно-властного реагирования» [6, с. 158].
Ведя речь о качестве правоприменения, важно отметить, что даже самая совершенная норма, рассчитанная на правильное применение, будет неэффективной, если практика ее применения окажется не соответствующей предъявляемым к ней требованиям. Тем не менее допустима и кардинально обратная ситуация, В.В. Лазарев по этому поводу заметил: «Не исключены случаи, когда правоприменительные органы действуют безупречно, но на правотворческом или каком-то другом уровне какие-то звенья не срабатывают и в итоге желаемый правовой эффект не наступает» [1, с. 93].
Эффективность реализации административных процедур в механизме обеспечения экономической безопасности зависит также от условий, связанных с непосредственным управлением и регулированием деятельности субъектов реализации административных процедур. Полагаем, такие институциональные факторы можно условно подвергнуть градации на ресурсные, кадровые, функциональные предпосылки. Вести речь об эффективности обеспечения экономической безопасности в целом и реализации административных процедур в частности можно лишь тогда, когда данное направление деятельности отвечает требованиям достаточности материально-технических, финансовых средств, сбалансированности затрат. Кадровые условия могут прослеживаться двояко. С одной стороны, это нехватка кадрового потенциала, а с другой — недостаточная квалифицированность должностных лиц, реализующих административные процедуры. Группа функциональных факторов достаточно широка, включает в себя условия организации труда и процессов управления. В самом общем виде данные условия оказывают влияние на формирование целей и задач функционирования, нагрузку, координацию, разделение компетенции. Очевидно, что отсутствие координации усилий и четкого разграничения полномочий, которые бы исключали разночтения в понимании функционального предназначения того или иного органа, дублирование полномочий не может в конечном счете не сказаться на эффективности реализации согласительных процедур.
В заключение заметим, что в предложенном варианте в основу факторного анализа был положен принцип системности и нами не ставилась задача продемонстрировать исчерпывающий перечень факторов. Данный анализ является попыткой демонстрации опорной конструкции, где ее элементами выступают группы факторов, способных оказывать позитивное либо негативное воздействие на эффективность реализации административных процедур как средства обеспечения экономической безопасности.

Список литературы

1. Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов (вопросы теории). Казань, 1975.

2. Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань, 1977.

3. Жинкин С.А. Эффективность права: антропологическое и ценностное измерение: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Краснодар, 2009.

4. Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. Н. Новгород, 1995.

5. Афонцев С.А. Проблемы экономической безопасности России в контексте рыночной трансформации // Социально-экономическая трансформация в России. 2001. № 131. С. 15-42.

6. Mакарейко Н.В. Государственный контроль в механизме обеспечения законности реализации государственного принуждения // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 4-5 июня 2015 г.) / отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2015.


Войти или Создать
* Забыли пароль?