Россия
Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
УДК 33 Экономика. Экономические науки
В статье анализируется уровень коррупции в Российской Федерации и зарубежных странах, ее общественная опасность, внутрироссийская и международная практика предупреждения коррупции.
коррупция, коррупционная преступность, уровень коррупции, латентность, предупреждение коррупции
Коррупция прямо или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и экономическую безопасность государства [1, с. 5].
Вследствие коррумпированности государственных и муниципальных служащих вытесняются многие бесплатные услуги в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения. Кроме того, коррупция позволяет нарушителям уходить от ответственности за совершенные противоправные действия. Это порождает безнаказанность и негативно сказывается на репутации судебных и правоохранительных органов и способствует падению престижа государственных органов в глазах населения.
За 2019 год в Российской Федерации, согласно официальным данным, наблюдается рост преступлений коррупционной направленности на 1,6%. Всего за 2019 год в Российской Федерации было зарегистрировано 30 991 преступление рассматриваемого вида [2].
Необходимо учитывать высокий уровень латентности преступлений коррупционной направленности [3, с. 33]. Далеко не все преступления попадают в статистику в связи с отсутствием жертв преступлений.
В рейтинге индекса восприятия коррупции стран мира, который ежегодно составляет международная независимая неправительственная организация Transparency International, наша страна также не в числе лидеров.
В 2019 году Россия заняла 137 место из 180 стран. Для сравнения, в 2015 году Россия заняла 119 место, в 2016 году — 131 место [4].
Таким образом, исходя из места России в данном рейтинге, можно сделать вывод, что уровень коррупции в нашей стране с каждым годом становится все выше.
Самые лучшие показатели в этом рейтинге у Новой Зеландии, Дании, Сингапура, опыт которых, безусловно, нужно изучать, анализировать и, по возможности, внедрять в нашей стране.
Несмотря на невысокое место Российской Федерации в этом рейтинге, по нашему мнению, в российском законодательстве содержатся действенные и эффективные меры по предупреждению коррупции, которые применяются во многих зарубежных странах.
Данные нормы закреплены в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и детализируются в ведомственных нормативных правовых актах.
Выделим наиболее эффективные, по нашему мнению, профилактические меры:
1. Представление государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супругу, несовершеннолетних детей в установленные сроки.
Сведения должны подаваться в том числе на всех несовершеннолетних детей от предыдущих браков.
2. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений представителя работодателя в день поступления обращения.
3. Принятие мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
4. Запрет государственным и муниципальным служащим открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Данный запрет распространяется только на иностранные банки, которые находятся за пределами Российской Федерации.
5. Увольнение государственных и муниципальных служащих в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
6. Запрет государственным и муниципальным служащим получать подарки в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 года № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» в случае получения подарка не позднее 3 рабочих дней со дня его получения (или не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения лица из командировки) государственный служащий должен уведомить работодателя.
Субъектам борьбы с коррупцией необходимо максимально эффективно использовать и применять антикоррупционное законодательство для выявления лиц, совершающих коррупционные правонарушения.
Также следует отметить, что в регионах Российской Федерации, субъекты борьбы с коррупцией на плановой основе проводят профилактические мероприятия и акции.
Так, сотрудники МВД Кабардино-Балкарской Республики совместно с волонтерами Многофункционального молодежного центра Министерства просвещения, науки и по делам молодежи, членами Общественного совета при МВД Кабардино-Балкарской Республики, членами общественной организации «Федеральный комитет по борьбе с коррупцией» проводят профилактическую акцию «Взяток не даю! Взяток не беру!» [5].
В регионах организуются «горячие линии» по вопросам предупреждения коррупции в целях установления обратной связи с населением [6].
Таким образом, активная работа по предупреждению коррупции ведется сразу по нескольким направлениям — на уровне законодательства, посредством проведения различных профилактических мероприятий с широким освещением их результатов в средствах массовой информации.
Безусловно, для достижения положительных результатов в борьбе с коррупцией необходимо анализировать и внедрять в нашей стране опыт зарубежных стран, добившихся положительных результатов в борьбе с этим негативным явлением.
Нам представляется интересным изучение опыта Сингапура в этом направлении, который в данном отношении является уникальным.
После обретения независимости, к 1965 году, страна оказалась насквозь пронизана беззаконием и коррупцией. Несмотря на это, существенным образом снизить уровень преступности и коррупции удалось в этой стране за несколько лет.
Сингапур тактику снижения коррупционных правонарушений построил на ряде комплексных профилактических мер. К ним можно отнести следующие: высокие социальные гарантии государственных служащих, регламентация деятельности государственных служащих, упрощение процедур бюрократического характера, действенный надзор и контроль за соблюдением стандартов поведения государственных служащих, в том числе и с точки зрения их этического поведения в сфере государственной службы [7, с. 58], создание независимой службы по борьбе с коррупцией — Бюро по расследованию случаев коррупции, повышение независимости судебной системы, ужесточение наказания за совершение коррупционных преступлений вплоть до смертной казни.
1. Крицкая А.А., Канская К.Л., Янченкова Т.А. Факторы, влияющие на формирование и развитие коррупционной преступности в России // Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе и пути их решения в современной России: сборник докладов молодых ученых, аспирантов и студентов - участников круглого стола с международным участием. Ростов-на-Дону, 17 февраля 2018 г. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИУРАНХиГС, 2018. Т. 2. С. 45-51.
2. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/reports/item/16053092 (дата обращения: 14.05.2020).
3. Калашников О.Д., Шапошников Е.Л. Основные направления предупреждения коррупции в органах внутренних дел на законодательном уровне // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XXIII международной научно-практической конференции (2-3 апреля 2020 г.): в 2 ч. / отв. ред. Д.В. Ким. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2020. С. 33-36.
4. Трансперенси Интернешенел. URL: https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (дата обращения: 14.05.2020).
5. Официальный сайт Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике. URL: https://07.мвд.рф/news/item/11777127 (дата обращения: 14.05.2020).
6. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/anticorr/anticorr_back (дата обращения: 14.05.2020).
7. Мусаева А.М. Методы борьбы с коррупцией в органах государственной власти // Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе и пути их решения в современной России: сборник докладов молодых ученых, аспирантов и студентов - участников круглого стола с международным участием. Ростов-на-Дону, 17 февраля 2018 г. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИУРАНХиГС, 2018. Т. 2. С. 56-64.