Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, профессор)
Россия
Россия
Цифровое общество, визуальный поворот, эпоха виртуальной и дополненной реальности — это и многое другое характеризует современное состояние российской действительности. Процессы дигитализации общества, дигитализации экономики и как следствие дигитализация образования определяют актуальность сегодняшней дискуссии.
Отвечая на цивилизационные изменения, система подготовки специалистов в области юридического знания, да и вся система отечественного образования более двух десятилетий находятся в поиске новых форм, идей и решений. Новое поколение обучающихся, глобализация и научно-образовательная конкуренция способствовали изменениям образовательных парадигм и образовательных сред. Инклюзивность и равные возможности (возраст, локация, пол) в образовательных системах, качественное образование на всех уровнях выступают важнейшими приоритетами, продвигаемыми ЮНЕСКО.
Цифровое общество и образовательная деятельность с использованием Digital-технологий, в том числе дистанционного обучения, способствуют реализации равных возможностей в получении качественного образования любого уровня. Вместе с тем, изменения информационно-коммуникативных систем, обеспечивающих решение различных образовательных задач, «противоречия между единством и многообразием, системностью и развитием в сегодняшнем образовании» ставят перед исследователями целый круг вопросов.
Вопрос о терминологическом дискурсе. Применительно к теме обсуждения важным видится понимание перехода от информационного общества к обществу знаний, где концептуальный акцент приобретает именно ценность знания, а информация выступает лишь инструментом. Кроме того, с развитием цифровых технологий и их проникновением во все сферы жизни в научный оборот входит термин «цифровое» или «Digital-общество» с акцентом на технологической составляющей.
Зафиксируем, что цивилизационный прогресс, изменение роли знания, использования знания для производства знаний в совокупности с информационно-коммуникативными и цифровыми технологиями способствуют эволюционному изменению образовательных процессов в России и за рубежом.
Переход к обществу знаний связан не только с изменением образовательных парадигм, но и с вводом в терминологический обиход исследователей таких понятий, как «цифровое образование», «смарт-образование», «дигитализация образования». Глобализация образовательных процессов связана с появлением новых педагогических форм — цифровая педагогика и дистанционная педагогика.
Проникновение цифровых технологий во все образовательные процессы изменяют сущность образования. Практика показывает, что новые информационные и коммуникационные технологии приводят к развитию образовательных технологий, эффективных практик, что подтверждается успешными проектами. Облачные образовательные системы и интернет-сервисы, цифровые видеокоммуникации и глобальные медиа, электронные библиотеки и электронные учебники, открытые образовательные ресурсы и массовые открытые курсы — все эти понятия связаны с цифровой педагогикой. Важнейшими задачами в рамках научно-педагогической деятельности в системе высшего образования выступает обновление содержательной составляющей учебных дисциплин, адаптация материала под применяемые ИКТ; создание индивидуальных программных компонентов и доминирующего блока самостоятельной работы студентов.
Новое поколение обучающихся, ярких представителей дигитализированного общества, предъявляет особые требования к форме подачи учебного материала. Тенденции визуализации современного информационного пространства, в том числе и образовательного, также находят свое философское осмысление. Так, исследователи ставят вопрос об инфографической визуализации философии и социологии, вводя в научный дискурс понятие «социальной визиософии».
Действительно, информационно-коммуникативные технологии, применяемые в современном образовательном процессе, требуют иного подхода в преподнесении тех или иных познавательных блоков гуманитарных и юридических дисциплин. Визуализация учебного процесса может быть представлена как в инфографической форме, так и в видеоформате. Вместе с тем, излишняя визуализация содействует снижению критического восприятия информации и может способствовать фрагментарности и поверхности восприятия.
Система дистанционного обучения в вузе является одной из важнейших коммуникационных площадок образовательной среды. Современный уровень развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) закладывает прочный фундамент для создания глобальной системы дистанционного обучения.
Цифровизация образовательного процесса и использование дистанционных форм способствуют, с одной стороны, доступности высшего образования, с другой стороны, могут привести к ярко выраженным социально-педагогическим рискам — снижению уровня подготовки, как результату недостаточной проработки критериев эффективности дистанционных форм обучения и неготовности к самомотивации обучающегося.
В этой связи уместен вопрос о цифровой грамотности и цифровой культуре педагогов и учащихся. В настоящий момент уже сложилось понимание термина «цифровая грамотность», под ним принято понимать информационную и коммуникативную грамотность, компьютерную и медиаграмотность, а также отношение к инновациям. Проводимое ежегодное комплексное измерение уровня цифровой грамотности молодежи и оценки индекса ИКТ-компетенций преподавателей вузов России фиксирует постоянный небольшой рост цифровой грамотности. Отметим высокий индекс цифровой грамотности у преподавателей вузов — 88 (из 100 возможных) и более низкий у молодежи в возрасте 18-24 лет — 77 (из 100 возможных). В целом по России — 60.
Результаты данной оценки можно рассматривать с позиции готовности к цифровому образованию. Профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений в больше степени готов к использованию ИКТ и цифровых технологий в образовательной деятельности.
Достичь синергетического эффекта в цифровом образовании, на наш взгляд, возможно путем обеспечения не только онлайн, но и офлайн-коммуникаций между участниками образовательного процесса, усилиями всех участников учебного процесса. Что же касается учащихся, то необходимо особо оговорить важнейший компонент успешности применения дистанционных форм обучения — это формирование цифровой культуры, культуры добросовестности и самоконтроля.