Проблемы цифровизации образования вот уже несколько лет активно обсуждаются на самом различном уровне. Однако чаще всего обсуждение это носит достаточно абстрактный характер. В то же время технологический мир вокруг не просто меняется, а меняется настолько стремительно, что сейчас, обсуждая необходимость и возможности использования цифровых технологий в образовании, мы должны отдавать себе отчет в том, что мы обсуждаем уже, по сути, состоявшийся факт.
В связи с этим, на наш взгляд, следует остановиться на фактах, которые имеются на данный момент, и использовать их как некую точку отсчета, когда начинаем обсуждать проблемы преподавания в новых условиях.
Во-первых, уже в начале XX века изучение словарного запаса новобранцев в армиях Европы показывало, что около 80% слов молодые люди узнали от родственников, друзей и других представителей ближайшего окружения. Однако к 70 годам XX века этот показатель сократился до 20%, то есть уже почти полвека назад большую часть словарного запаса молодежи составляли слова, узнаваемые через средства массовой информации! Легко догадаться, что в настоящее время этот процент еще выше.
Во-вторых, исследования в области восприятия информации говорят о результатах еще более важных. Так, например, многие знают о том, что одна из серьезных проблем современных детей состоит в том, что им значительно труднее, чем старшему поколению, даются навыки чтения. Однако если задуматься, это вполне логично: чтение текста и «смотрение» — очень разные навыки. При чтении текст (буквы) остается на месте, глаз человека находится в движении, «скользит» по знакам. В случае «смотрения» двигается изображение, в то время как глаз остается на месте (взгляд направлен в центр экрана). Это совершенно разные навыки и в этом контексте проблемы современных детей в обучении чтению выглядят, повторимся, вполне логичными.
В-третьих, следует отметить, на наш взгляд, и еще более важный навык, который вынужденно теряется в случае, если мы предлагаем обучающемуся ознакомиться с видеоинформацией. Дело в том, что при описании героя словами мы его не видим и тем самым наш мозг оказывается в условиях, когда ему для завершения образа необходимо его «достраивать» — фактически это означает формирование навыков образного, творческого и логического мышления. В случае когда с помощью видеоинформации мы предлагаем в процессе обучения ознакомиться с готовыми образами, мозг лишь фиксирует новую информацию, поскольку необходимость в завершении формирования образа отпадает сама собой.
В-четвертых, в настоящее время во всем мире ведутся активные исследования в области изучения головного мозга человека и животных. Одно из последних открытий, которое не может не радовать: оказалось, что в случае использования аудиоинформации (аудиокниги) задействованными оказываются те же участки головного мозга, что и при чтении текстов.
В-пятых, специфика мышления большинства поступающих в вузы студентов, сдававших печально известный ЕГЭ, это явление, получившее в западной психологии название «выученная беспомощность». Ни для кого не секрет, что ежегодно среди ответов на вопросы тестовых заданий по самым разным предметам в качестве «правильного» ответа закладываются неправильные и часто откровенно антинаучные, что означает, с одной стороны, необходимость на этапе подготовки к экзамену механическое заучивание, с другой стороны, фактическое разрушение навыков логического научного мышления и одновременного «выученного» послушания. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем простой пример. Несколько лет назад правильным ответом на вопрос экзамена по обществознанию, каким был тип первобытной семьи (правильный ответ — патриархальная семья), экзаменаторы должны были считать «партнерская семья». По факту это означает, что если экзаменующийся хочет получить 100 баллов по обществознанию, он должен вызубрить(!) в качестве правильных заведомо неверные ответы.
Таким образом, преподавателю высшей школы следует отдавать себе отчет не только в изменении восприятия информации студентами, но и в их специфическом мышлении, и часто, к сожалению, неполной способности обучающихся мыслить логично.
Все вышеперечисленные факты — лишь вершина айсберга тех проблем, которые большая часть преподавателей высших учебных заведений не учитывает в процессе занятий, общаясь со студентами. Однако, если в этих новых условиях мы пытаемся получить в обучении высокий результат, сама жизнь требует от нас качественно новых методов и знаний как в области новых технологий, так и в области социальных наук, изучающих процессы, происходящие в обществе.