Федеральное законодательство, регламентирующее вопросы прохождения службы сотрудниками территориальных органов МВД России предусматривает обязательность систематического повышения квалификации сотрудников полиции. По сложившейся практике оно проходит в рамках краткосрочных курсов, при проведении которых основной упор делается на обучающую составляющую образовательного процесса, тогда как на решение воспитательных задач отводится минимальный объем времени.
Одним из способов возможной оптимизации как обучающего, так и воспитательного воздействия на обучающихся в системе ведомственных образовательных организаций МВД России многими авторами видится уместное, обоснованное и узконаправленное внедрение в образовательный процесс цифровых технологий и такой их составляющей, как дистанционное обучение. Проблематика внедрения технологий дистанционного обучения в образовательный процесс сотрудников территориальных органов МВД России неоднократно рассматривалась на страницах ведомственных научных журналов, в том числе входящих в перечень ВАК при Минобрнауки России. Одной из проблем является консерватизм образовательных организаций системы МВД России в части приверженности их «классическим» методикам обучения и воспитания (озвучена Т.Ю. Фалькиной и О.Н. Стариковой). Вторая проблема — ведомственная специфика дисциплин, преподаваемых сотрудникам полиции в рамках повышения ими квалификации (озвучена Т.Н. Андрюхиной), третья — сложности контроля фактического освоения сотрудниками полиции учебного материала в рамках дистанционной модели образования (О.Б. Дударева и Т.В. Таран). Можно привести и иные проблемы внедрения дистанционного образования в вузовский образовательный процесс вообще и в ведомственное правоохранительное образование.
Анализ научных взглядов на проблемы внедрения дистанционного образования в вузовский образовательный процесс, в процесс повышения квалификации сотрудников территориальных органов МВД России позволяет нам отметить определенную схожесть большинства работ. Рассуждая о дистанционном образовании, проблемах и путях его внедрения в образовательный процесс образовательных организаций высшего образования авторы фактически делают акцент исключительно на обучающей составляющей образования. Полагаем, что такой подход является не вполне всеобъемлющим исходя из того, что образование есть единый и целостный процесс воспитания и обучения.
Образовательные цифровые технологии, одним из элементов которых является дистанционное образование, постепенно внедрятся в воспитательно-обучающий процесс вузов МВД России. С использованием технологий дистанционного образования реализуется часть программ повышения квалификации сотрудников полиции территориальных органов МВД России. Рассмотрим наиболее актуальные проблемы повышения роли воспитательной составляющей процесса дистанционного образования сотрудников полиции.
Планирование воспитательной составляющей процесса дистанционного образования должно осуществляться сразу после непосредственного принятия решения о введении дистанционной модели образования по той или иной дисциплине, модулю, специальному курсу и пр.
Для каждого направления образовательного процесса (переподготовка, повышение квалификации, отдельные элементы первоначальной профессиональной подготовки и пр.) должен быть разработан типовой план воспитательной работы с обучающимися в период освоения ими учебного материала в дистанционной форме.
Достаточно большой проблемой организации воспитательного воздействия на сотрудников территориальных органов внутренних дел, обучающихся в рамках дистанционной модели образования, остается крайне разновозрастный состав слушателей, а также чрезвычайная дифференциация их мотивационной активности в период обучения.
Полагаем, что серьезной проблемой имплементации воспитательной составляющей процесса дистанционного образования сотрудников территориальных органов МВД России остается затрудненность полноценного использования педагогическим составом образовательных организаций такого приема воспитательного воздействия на обучающихся, как воспитание на личном примере.
Преодолевать обозначенные проблемы имплементации воспитательной составляющей процесса дистанционного образования сотрудников территориальных органов МВД России возможно различными способами.
В качестве первого из возможных путей мы полагаем внедрение в учебный материал для дистанционного образования, размещаемый образовательными организациями на своих образовательных порталах, видеофрагментов из практической деятельности сотрудников территориальных ОВД с постановкой к ним задач воспитательного характера. Недостатком данного способа является невозможность размещения такого рода видеоматериалов по дисциплинам «оперативного» блока, на которые распространяется режим государственной тайны.
Вторым вариантом внедрения воспитательной составляющей в дистанционное образование сотрудников территориальных ОВД может стать проведение педагогическими работниками образовательных организаций занятий семинарского типа в виде занятия или круглого стола в режиме онлайн. Сложность реализации данного направления вызывается двумя аспектами:
— затруднения технического плана по организации видео-конференц-связи с более чем десятью территориальными представительствами МВД России в субъектах России;
— затруднения социально-профессионального плана. Достаточно сложно обеспечить присутствие и участие в видеомероприятии всех его участников — действующих сотрудников полиции, проходящих службу в различных регионах с различными часовыми поясами.
Подводя итог нашему краткому исследованию, считаем необходимым указать, что имплементация воспитательной составляющей в процесс дистанционного образования сотрудников территориальных органов МВД России является насущной задачей организации образовательного процесса и требует дальнейшей научно-практической проработки.