В последние годы одной из самых популярных и обсуждаемых проблем в России стал вопрос цифровизации. Под цифровизацией понимается «переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств». Цифровизация активно развивается и в экономике, и в системах управления (HR-диджитализация), и в образовании. Идеи цифровизации пропагандируются многими известными управленцами и политиками. Цифровизация вслед за глобализацией объявляется главным трендом в образовании.
Если попытаться определить суть цифровизации образования, то она складывается из трех компонентов: во-первых, это оснащение образовательных учреждений качественным программным обеспечением, информационными системами, обеспечивающими доступ к образовательным ресурсам; во-вторых, это внедрение информационных (дистанционных) технологий, предполагающих опосредованное взаимодействие обучающегося и педагогического работника; и в-третьих, онлайн-обучение (e-leаrning), позволяющее организовать образовательную деятельность и онлайн-взаимодействие обучающихся и педагогического работника.
Среди аргументов «за» цифровую революцию называются кардинальное изменение рынка труда, появление новых компетенций, улучшение кооперации, повышение ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения (Я. Кузьминов); преобразование учебных процессов, повышение роли студента в поиске информации и решении проблем, развитие коммуникативных способностей и творческого потенциала (А.А. Ступин); экономическая эффективность, отсутствие временных и географических границ, возможность индивидуализации, оптимизация работы преподавателя (С.А. Корниенко).
Однако при ближайшем рассмотрении эти аргументы можно трактовать не столь однозначно. Определим риски цифровизации образования в вузе.
1. Чрезмерное увлечение идеями цифровизации, на наш взгляд, может привести к снижению активности целого ряда преподавателей, обладающих ценным педагогическим опытом, но не освоивших цифровые ресурсы для его трансляции, технологически некомпетентных. В условиях «старения» преподавательского корпуса эта проблема нам представляется весьма актуальной. В зарубежных исследованиях эта особенность получила название «цифрового разрыва», но обсуждается в основном применительно к технологической некомпетентности со стороны обучающихся.
2. Возникает проблема мотивации учения, создания такой онлайн-среды, в которой студенты хотят учиться. В рамках традиционных моделей обучения функции мотивации, целеполагания и оценивания деятельности студента в большей мере осуществляет преподаватель, поскольку субъект-субъектные формы взаимодействия позволяют педагогу корректировать учебный процесс, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. В рамках активного внедрения дистанционных технологий, с переходом к виртуальному взаимодействию возникает необходимость самомотивации, самооценивания учебной деятельности студентом или обеспечения мультивариативности учебных курсов, что в свою очередь будет приводить к проблеме высокой трудозатратности при их подготовке.
3. Отсутствие полноценной коммуникации никак не будет приводить к развитию коммуникативных способностей, скорее, наоборот — испытывающему дефицит в общении молодому поколению все сложнее будет высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Из всего сказанного можно сделать вывод: модернизация отечественного высшего образования неизбежна, она следует в ногу со временем, но необходимо учитывать риски нововведений и не отказываться от доказавших свою эффективность традиционных технологий.