ПРОПАГАНДА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ: ЗАВУАЛИРОВАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу рекламы способов неправомерного распространения наркотических средств бесконтактным способом. Автор оценивает обстоятельства и риски приобретения наркотических средств посредством визуальных объявлений для подростков и учащихся.

Ключевые слова:
наружная реклама, подростки, наркотические средства, бесконтактность, Интернет, мобильные средства связи
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств представляет собой реальную опасность для полноценного развития и функционирования общества. Помимо влияния на физическое здоровье, наркотики крайне негативно воздействуют на несформировавшуюся психику подростков, приводят к разрушению личности и «потере» духовно и нравственно воспитанного поколения молодежи. В связи с тем что подростки относятся к психологически нестабильной социальной группе, именно их наркодилеры пытаются вовлечь в употребление наркотиков.
По официальным данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2017 году от передозировки наркотиков погибли 22 подростка, более тысячи получили отравление организма, из них треть в возрасте до 14 лет [1]. По нашему мнению, одной из главных причин употребления наркотиков молодыми людьми является доступность приобретения наркотических средств и психотропных веществ. Несмотря на превентивные статьи российского административного и уголовного законодательства (ст. 6.13 КоАП РФ и ст. 228 и 2281 УК РФ), сотрудникам правоохранительных органов не удается резко снизить количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков [2]. С развитием международного наркотрафика в России была разработана национальная стратегия борьбы с распространением наркотических средств. В 2010 году Президент РФ подписал Указ об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики [3]. Однако в социально-экономических условиях развития современного общества наркотические средства и психотропные вещества остаются легкодоступными, появляются новые способы их распространения. Несмотря на мероприятия по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, полностью предотвратить распространение различных видов наркотиков (растительного или синтетического происхождения) не удается.
Принято считать, что наиболее вероятными причинами употребления наркотиков подростками являются:
1) недостаток родительского внимания и любви в пубертатный период;
2) эксперимент над собственным сознанием;
3) любопытство, дань подростковой моде;
4) «мнимая эмансипация»;
5) отрицательное влияние со стороны сверстников, чаще со стороны каких-либо молодежных субкультур (эмо, готы и др.);
6) бунтарство и выражение конфликта со взрослыми;
7) серьезные внутренние противоречия, неуверенность в себе;
8) проблемы социализации в подростковом коллективе и обществе.
Все перечисленные выше причины объясняют направленность умысла торговцев наркотиками на подростковую среду.
Одной из проблем является скрытая наружная реклама, которая позволяет потребителям приобретать наркотики бесконтактным способом, что, безусловно, затрудняет привлечение к ответственности распространителей зелья. Достаточно часто можно увидеть надписи «Соль», «Спайс», «Миксы» на стенах домов, подъездов, преимущественно у школ и учебных заведений (рис. 1).


Рис. 1

При этом обычные граждане не предполагают, в чем смысл безобидной надписи «Соль», «Мука», в то же время потребители-«торчки» прекрасно осознают рекламный характер подобных объявлений. Стоит отметить, что с целью конспирации данные надписи пытаются маскировать под рекламные объявления, в которых информация не содержит ничего противозаконного (рис. 2).
Необходимо обратить внимание, что некоторым потенциальным потребителям предлагают сначала попробовать наркотики для возникновения зависимости (рис. 3).

Рис. 2

Рис. 3

По физиологическим причинам зависимость и привыкание организма к наркотикам у подростков формируются и происходят гораздо быстрее, чем у взрослых.
Высокая прибыль от торговли наркотиками, нежелание быть пойманными заставляют наркодилеров применять при реализации «смеси» современные интернет-технологии и средства мобильной связи, получает распространение так называемая бесконтактная продажа зелья с применением «закладок».
Для осуществления незаконной деятельности по продаже наркотических средств и психотропных веществ торговцы используют боты Telegram и других мессенджеров, причем сотрудники правоохранительных органов не имеют доступа к данным мессенджера Telegram для расшифровки сообщений интернет-пользователей (Telegram не предоставляет никому, кроме самих администраторов канала, информацию о том, кто ведет канал и кто на него подписан). Наркодилеры успешно пользуются технической защитой электронного ресурса для скрытого текстового общения между продавцом и потребителем наркотических средств. Для обеспечения конспирации и быстроты снятия денежных средств, поступивших в качестве оплаты за наркотики, наркодилер приобретает сим-карту мобильного телефона на подставное лицо (асоциальные элементы). Номер мобильного телефона, как правило, зарегистрирован в другом регионе Российской Федерации. Покупатель переводит продавцу денежные средства на счет мобильного телефона. В дальнейшем наркодилер (заинтересованное лицо) самостоятельно выводит денежные средства с мобильного телефона на любую банковскую карту, которая чаще всего также зарегистрирована на подставное лицо. После перевода и поступления денежных средств потребителю по мобильному телефону или через СМС сообщается место, где находится закладка (пакетик из хозяйственного полиэтилена черного цвета, фольгированный «чек» (сверток) от сигаретной пачки с синтетическим наркотиком). Закладки заранее раскладывают в общественно доступных местах, защищенных от дождя. Подобная схема обеспечивает бесконтактность взаимодействия продавца и покупателя. После обнаружения закладки потребитель самостоятельно забирает наркотические средства. Именно таким способом организована незаконная деятельность по продаже и вовлечению несовершеннолетних в употребление наркотиков.
Отметим, что за публичный призыв к покупке и употреблению наркотических средств достаточно сложно привлечь лицо к какой-либо ответственности: реклама способствует полному обезличиванию продавца. На законодательном уровне за нанесение подобных надписей предусмотрена административная ответственность по статье 6.13 КоАП РФ — за рекламу и пропаганду наркотических средств и психотропных веществ. Привлечению к административной ответственности подлежит лицо, непосредственно наносящее надписи рекламного характера на стены зданий и сооружений. При этом правонарушитель должен быть задержан в момент нанесения надписей рекламно-пропагандистского характера, в противном случае он имеет шанс остаться безнаказанным. Зачастую надписи вблизи учебных заведений наносятся прямо на тротуаре, при этом заинтересованные лица понимают, о чем идет речь (рис. 4).
Уголовное законодательство в отношении продавцов и потребителей устанавливает ответственность за незаконное хранение или сбыт наркотических средств и психотропных веществ по статьям 228 и 2281 УК РФ. 20 июня 2019 года в ходе прямой линии Президенту РФ В.В. Путину был задан вопрос о возможности либерализации статьи 228 УК РФ (снизить сроки наказания). Однако, по мнению главы государства, данный вид преступной деятельности не стоит либерализовывать, «потому что угроза для нашей страны, нации очень велика. Если человек хранит незаконно, перевозит и транспортирует, распространяет даже небольшие объемы груза, — нужно нести за это ответственность, никакой либерализации быть не может» [4].


Рис. 4

Возникает вопрос: как эффективно пресечь незаконную рекламу и торговлю наркотиками, сократить количество потребителей в России? В настоящее время сотрудниками правоохранительных органов, студенческими педагогическими отрядами, участниками волонтерских движений, педагогами и родителями проводятся профилактические беседы с подростками о вреде и последствиях употребления наркотиков, закрашиваются рекламно-пропагандистские надписи на стенах. В профильных вузах силовых структур проводятся проверки обучающихся на наличие наркотических средств в организме путем сдачи анализов. В стране работает около полутора тысяч реабилитационных наркологических центров, которые помогают справиться с наркозависимостью и вернуться к нормальной жизни. Однако данных методов недостаточно, злоумышленники продолжают получать прибыль от незаконной продажи, наблюдается тенденция к росту употребления наркотиков подростками. В сложившейся ситуации требует осмысления целый ряд проблем. Так, одной из них является противоречие между стремлением правоохранительных органов контролировать содержание переписки мессенджеров и гарантированной частью 2 статьи 23 Конституции РФ тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, которая может быть ограничена только на основании решения суда. Без судебного решения правоохранительные органы не имеют ни юридической, ни технической возможности контролировать содержание переписки в мессенджере Telegram. И, наконец, особо значимой и дискуссионной остается этическая проблема возможности доступа к корреспонденции не только потенциальных правонарушителей, но и законопослушных граждан России. 
Подводя итог, необходимо отметить, что в России возраст впервые попробовавших наркотики потребителей колеблется от 14 до 16 лет. По статистике 60% от общего числа страдающих наркоманией — молодые люди от 16 до 30 лет. Пятая часть от общей цифры — школьники, употребляющие наркотики с 14-15 лет. В связи с этим необходимо совершенствовать и развивать механизм взаимодействия между правоохранительными органами и владельцами интернет-мессенджеров, способный защитить подростков от употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также активнее привлекать к антинаркотической пропаганде педагогов, волонтеров, общественность, СМИ.

Список литературы

1. URL: http://www.ug.ru/news/26835 (дата обращения: 04.03.2020).

2. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 04.03.2020).

3. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 24, ст. 3015.

4. URL: https://www.m24.ru/news/vlast/20062019/ 80326?utm_source=CopyBuf (дата обращения: 04.03.2020).


Войти или Создать
* Забыли пароль?