НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Уклонение от уплаты налогов, к сожалению, на сегодняшний день все еще имеет место. В итоге происходит недостаточное финансирование общественного сектора хозяйства из-за сокращения поступлений средств в государственный бюджет. Одновременно происходит нарушение правил честной конкуренции. Для того чтобы борьба с уклонением от уплаты налогов и сборов была максимально эффективной, важно определить причины и способы ухода от налогообложения, исследовать современную налоговую политику, выявить стимулирующие рычаги воздействия налогов для пополнения доходной части бюджета. В ходе написания работы были применены эмпирические и теоретические методы исследования, выявлены законные способы вывода доходов из тени.

Ключевые слова:
налоговая политика, налог для самозанятых, предпринимательская деятельность, налоги и сборы, налоговая система, уклонение от уплаты налогов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Важными элементами обеспечения экономической безопасности являются налоги и налоговая политика. Современная налоговая политика сформирована на теоретической и практической основе, с использованием итогов многочисленных исследовательских работ, научно обоснованных и практически апробированных результатов.
Практически невозможно недооценить или, наоборот, преувеличить роль налогов. Издревле налоги и сборы являлись основным источником доходов государственного бюджета, это непосредственные участники всех структурных элементов экономической системы, связующее звено между государством и физическими лицами, организациями, учреждениями и пр.
От сбалансированности налоговой системы в условиях современности, ее соответствия закономерностям развития хозяйствующих субъектов с учетом менталитета страны зависит результативность функционирования субъектов, удовлетворение основных потребностей и создание условий для реального внедрения прагматически обоснованной роли государства, прогрессивное развитие бизнеса. В связи с этим логически обосновано перераспределение налоговой нагрузки, преобразование налоговой системы при стремительно меняющейся, трансформирующейся в современных условиях национальной экономике. Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства придает особое значение воздействию налогов и налоговой системы для регулирования социально-экономических процессов.
В современных условиях налог представляет собой не просто обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, но и целый комплекс сборов, пошлин и других выплат, взыскиваемых в соответствии с определенными принципами. Изысканные денежные средства и образуют доходную часть бюджета для обеспечения обороноспособности страны, поддержания высокого уровня социального обеспечения и перспектив достойного социально-экономического развития.
Одним из ключевых инструментов государственного регулирования экономики выступает налоговая политика, которая представляет собой деятельность органов государственной власти по формированию и реформированию налоговой системы государства с учетом экономического положения в стране и стратегии государства, с целью повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, увеличения налоговых поступлений, а также создания эффективного налогового законодательства на всех уровнях власти [1, с. 7173].
Закономерно, что налоговая система не статична. В зависимости от изменений в социально-экономическом укладе, в новых способах и методах получения дохода, в мировой экономике она вынуждена реагировать, поддерживая те или иные субъекты налогового права.
Всем известно, что налоговая система является составной частью финансовой политики. При помощи введения новых налогов и сборов или отмены старых, изменения налоговых ставок, предоставления или отмены так называемых налоговых каникул государство стимулирует или, наоборот, придерживает развитие различных отраслей экономики, малого и среднего бизнеса, социально значимых отраслей. В условиях рыночной экономики налоговая политика представляет новые возможности становления и дальнейшего развития новых стимулов трудовых отношений, поиска своей ниши. Ведь для успешного развития предпринимательства очень важно не просто правильно выбрать сферу деятельности, изучить спрос и предложение, но и отыскать на рынке ту очень часто почти незаметную область, которая еще не занята или развита очень слабо и недостаточно используется конкурентами.
Эффективная налоговая политика является основой экономического стимулирования, базисом экономического потенциала, фактором развития среднего класса, привлечения частного капитала в экономику.
По официальным данным [2] за 2018 год в консолидированный бюджет поступило 21,3 трлн рублей, что почти на 23% больше, чем в 2017 году. Это максимальный прирост поступлений с 2013 года. При этом доходы региональных бюджетов выросли в 2018 году почти на 15%. Налоговые поступления в федеральный бюджет в 2018 году составили 11,9 трлн рублей, что на 30,2% больше показателя 2017 года.
Как видно из официальных источников (рис. 1), почти пятую часть всех поступлений составляет налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — важнейший источник дохода в государственный бюджет. Хотя в современных условиях с развитием электронной коммерции все большее количество «интернет-продавцов» уклоняются от уплаты налогов, не заявляя полученные доходы. Более всего электронная торговля популярна в экономически развитых странах. В России количество совершеннолетних интернет-пользователей составляет порядка 90 миллионов человек. Ввиду стремительного массового внедрения современных информационных технологий в повседневную жизнь, круглосуточной доступности интернет-сервисов практически в любом месте земного шара, развития онлайн-сервисов банков, бесконтактного способа оплаты товаров и услуг все большее число соотечественников пользуются услугами е-коммерции. По оценкам исследователей, средняя частота интернет-покупок российских пользователей приближается к 8 покупкам в год, всего 5% постоянных интернет-клиентов обеспечивают 30% всех заказов. Несомненно, что эти показатели имеют тенденцию к стремительному росту.

Рис. 1. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет
Российской Федерации за 2019 год

По версии Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, российский рынок электронной коммерции к 2024 году составит 2,78 трлн рублей. Таким образом, электронная торговля к этому моменту может составить почти 9% от всего российского розничного оборота (до 2018 г. этот показатель не поднимался выше 4%) [3].
Налог на профессиональный доход — это новый вид налогообложения, который начал действовать в 2019 году. Режим называется льготным или специальным, потому что он освобождает физлиц от уплаты НДФЛ по ставке 13%. Понятие профессионального дохода установлено в статье 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»: «Доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества».
Налоговая ставка на доходы — 4%, если клиентом является физлицо; 6%, если клиентом является организация. Кроме того, на этом режиме не надо платить взносы за пенсионное страхование ИП. Однако и ограничений здесь очень много, главные из которых — лимит годового дохода в 2,4 млн рублей, запрет на наем работников и возможность заниматься только некоторыми видами деятельности.
С 2020 года новый налоговый режим действует во многих регионах Российской Федерации (налог на профессиональный доход (НПД), или, как говорят, налог для самозанятых). Налогоплательщиками НПД являются лица, реализующие товары и услуги. Плательщиками НПД могут быть не только обычные физические лица, но и те, кто зарегистрировал ИП.
Необходимо отметить, что согласно закону плательщики НПД могут параллельно работать по трудовому договору, но по иному виду деятельности. Например, учитель, который работает в штате, может в свободное время заниматься репетиторством, получая дополнительный легальный доход. Но он не может оказывать репетиторские услуги через своего работодателя (только по истечении двух лет после расторжения договора). На такую меру законодатель пошел намеренно, чтобы исключить массовое увольнение наемных работников и перевод их в плательщиков НПД.
С 2020 года к четырем пилотным регионам добавились еще девятнадцать субъектов Российской Федерации. Таким образом, НПД уже действует в следующих субъектах Российской Федерации: в Москве, Санкт-Петербурге, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Красноярском и Пермском краях, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, республиках Татарстан и Башкортостан.
Налог на профессиональный доход можно платить со всех доходов в разных регионах. Важно вести деятельность хотя бы в одном из регионов, входящих в пилотный проект, то есть даже в случае если ваш регион не входит в зону эксперимента, необходимо и достаточно, чтобы ваша предпринимательская деятельность осуществлялась хотя бы в одном из регионов, входящих в вышеупомянутый перечень.
Например, предприниматель, зарегистрировавший себя как самозанятый, иногда осуществляет ремонт квартир в одном из пилотных регионов, например, в Казани. Одновременно он строит под заказ дом в Коломне, занимается ремонтом в Иркутске и сдает квартиру в Краснодаре. Со всех доходов во всех регионах он может платить НПД, но доход от этого налога пополнит татарстанский бюджет.
Таким образом, новый налог позволит многим выйти из тени с минимальными затратами и в то же время стать законопослушными плательщиками налогов, пополняя бюджет.
По состоянию на 31 октября 2019 года количество зарегистрированных плательщиков НПД составило 260 тысяч человек, причем 50% налогоплательщиков (от зарегистрированных налогоплательщиков НПД) не декларировали свои доходы в 2018 году, то есть они не платили раньше никаких налогов. Суммарный доход, полученный от выхода самозанятых из тени, составил около 30 млрд рублей. Позднее налоговые службы сообщали, что с начала года в качестве самозанятых зарегистрировались более 284 тысяч человек, а общая сумма их дохода составила 32,6 млрд рублей [4].
Часто, гонясь за показателями эффективности своей работы, сотрудники в борьбе с теневой экономикой привлекают физических лиц к ответственности, уличая их в незарегистрированной предпринимательской деятельности, обвиняя в уклонении от уплаты налогов. Следует учитывать признаки, которые не позволяют квалифицировать деятельность физического лица в качестве предпринимательской. Дело в том, что деятельность физического лица может считаться таковой в случае наличия ключевых признаков, упомянутых в статье 2 ГК РФ. В случае их отсутствия деятельность физического лица предпринимательской не является.
Деятельность не может признаться предпринимательской на основе единичных, отдельно взятых случаев совершения сделок. Очевидно, что не соответствуют определению предпринимательской деятельности, изложенному в статье 2 ГК РФ, случаи разовой реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Нерегулярное оказание личных услуг также не может однозначно свидетельствовать о наличии признаков систематичности и предпринимательском характере деятельности физического лица.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечено, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состава административного правонарушения в виде осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться:
— показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств;
— выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг);
— размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.
Вместе с тем, само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию указанного правонарушения, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом. Таким образом, отсутствует признак систематичности извлекаемой прибыли.
Учитывая вышеизложенное, сотрудникам для целей налогообложения при квалификации предпринимательской деятельности физических лиц следует учитывать имеющуюся судебную практику.
Таким образом, налоговая политика является фактором обеспечения экономической безопасности государства, при помощи вариации налогов и сборов регулирует социально-экономическое развитие государства, способствует отказу от сокрытия доходов, выходу из теневого сектора малого бизнеса.

Список литературы

1. Жалонкина И.Ю. Анализ основных причин образования налоговой задолженности по СФО на современном этапе // Проблемы современной экономики: материалы международной научной конференции (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2017.

2. Поступления налогов в консолидированный бюджет России выросли на 23%. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c6d0d6d9a7947bbeb7e4548 (дата обращения: 10.03.2020).

3. Российский рынок интернет-торговли к 2024 году достигнет 2,78 трлн руб. URL: https://www.rbc.ru/business/13/03/2019/5c88f46a9a79479761da827d (дата обращения: 10.03.2020).

4. Бюджетников заставляют регистрироваться самозанятыми. URL: http://www.ng.ru/economics/2019-11-24/1_7734_registration.html (дата обращения: 10.03.2020).


Войти или Создать
* Забыли пароль?