Современная ситуация в России характеризуется потребностью в динамичном социально-экономическом развитии нашей страны, достижении нового качества жизни. Решение этих задач невозможно без участия отечественной науки, разработки и реализации научно обоснованных проектов реформирования различных сфер общественной жизни, теоретически подкрепленных инноваций, подготовки нового поколения молодых ученых, готовых стать субъектами позитивных преобразований.
Проведенный нами в текущем году экспресс-опрос по выявлению проблем подготовки научно-педагогических кадров среди адъюнктов-очников Академии управления МВД России показал, что их ожидания относительно научно-образовательной среды, в которой они обучаются, существенно расходятся с реальностью, в связи с чем у отдельных обучающихся имеют место «срывы» адаптации на первом курсе, а также недостаточная успешность в обучении и написании диссертации на последующих курсах. Кроме того, участниками опроса было высказано предложение по созданию комплексной программы сопровождения адъюнктов на протяжении всего их периода обучения в образовательной организации. Соглашаясь с данным предложением, зададимся вопросами: на какой теоретической основе должна быть разработана эта программа, какие цели и задачи должны быть в ней поставлены, какие этапы должны быть выделены, какие условия должны быть обеспечены?
В поиске ответов на заданные вопросы мы осознавали, что только максимальный учет средовых факторов развития молодого ученого и индивидуальных ситуационных механизмов его взаимодействия с научно-образовательной средой позволит закономерно выстроить траекторию его непрерывного и поступательного развития в обучении, поэтому в качестве методологического ориентира разработки комплексной программы определили ситуационно-средовой подход.
Применение ситуационно-средового подхода в создании развивающих личность проектов прежде всего предусматривает определение целей таких проектов. Цели подготовки научно-педагогических кадров нормативно описаны и представлены в соответствующих федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО). В соответствии с ФГОС ВО интегрированная цель обучения — это готовность выпускников к научно-исследовательской деятельности и преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования, а задачами являются осваиваемые обучающимися компетенции: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. В связи со сказанным актуализируется проблема незнания, кто именно выступает заказчиком (работодателем) в отношении будущих исследователей-преподавателей, и, как следствие, излишне абстрактный характер сформулированных в ФГОС ВО целей и задач. Ориентация на конкретные организации помогла бы адъюнктам определять не только общие, но и конкретные цели своего обучения, сформулированные организацией-заказчиком, более точно представлять перспективы своей профессиональной деятельности после окончания обучения. В этом смысле представляются оправданными осуществление целевого набора в адъюнктуру по запросу ведомственных научных и образовательных организаций, а также создание единого открытого регулярно обновляемого банка вакансий в научных и образовательных организациях МВД России.
В соответствии с концепцией ситуационно-средового подхода поступательное развитие опыта адъюнкта в научно-образовательной среде происходит в последовательности охарактеризованных ниже пяти этапов, которые могут стать основой обсуждаемой комплексной программы.
Этап профессиональной ориентации, формирования адекватных ожиданий в отношении научно-образовательной среды, поступления в адъюнктуру. На данном этапе кандидат на обучение знакомится с общей информацией об обучении в адъюнктуре, узнает требования к поступающим, соотносит свои жизненные цели и планы с возможностями их реализации в научно-образовательной среде, проходит вступительные испытания. Значимым на этом этапе является соответствие требований и возможностей научно-образовательной среды способностям и потребностям поступающих. Поэтому на этом этапе, с одной стороны, потенциальным обучающимся представляются видеоролики, публикации в СМИ об обучении в адъюнктуре, о престижности занятий наукой и педагогической деятельностью, буклеты с информацией о вступительных испытаниях, а, с другой стороны, проводимые в дистанционном режиме испытания (тестирование и собеседование) должны быть дополнены написанием кандидатом на обучение краткого научного эссе на заданную тему, по которому можно с определенной долей вероятности судить о способности будущего адъюнкта создавать логичные и грамотные тексты научного содержания.
Этап психологической адаптации к научно-образовательной среде, первичная когнитивная ориентировка в этой среде. На данном этапе обучающийся познает научно-образовательную среду, структурирует ее, выделяет в ней значимых субъектов и объектов. Этот этап требует предъявления новой информации педагогическими субъектами: преподавателями (новая для адъюнкта учебная информация, критерии педагогической оценки учебной деятельности), научными руководителями (новая для адъюнкта научная информация, критерии оценки научной деятельности), курсовыми офицерами (новая для адъюнкта информация о нормах и правилах жизнедеятельности в новой среде, критерии оценки его служебной деятельности). На этом этапе крайне важными являются дозированность, адаптированность и системность предъявляемой адъюнктам информации, согласованность действий всех педагогических субъектов, защита обучающихся от интеллектуальных и психофизических перегрузок, парное взаимодействие «адъюнкт — педагогический субъект». Изучение удовлетворенности информационных потребностей и психологических ожиданий адъюнктов, их эмоционального состояния, а также сформированности адекватной системы первичных представлений об обучении, исследованиях и службе видится нам диагностическим средством оценки успешности прохождения обучающимися первого этапа программы.
Этап самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности в научно-образовательной среде, предметно-деятельностная ориентировка в среде. На этом этапе обучающийся пробует свои силы в научно-образовательной среде, познает себя в этой среде. Он реализует свои мотивы в самостоятельном целеполагании, свободно выбирает способы и средства достижения поставленных целей учебно-научной деятельности, испытывает свои возможности в различных предметных олимпиадах и викторинах, научных конкурсах. На этом этапе адъюнкты, как правило, проводят констатирующие социологические опросы и анкетирование, поэтому им необходимо предоставить базовые площадки для эмпирических исследований. Развивающими аспектами научно-образовательной среды на данном этапе выступают множественность и вариативность ее компонентов, соревновательность и объективность оценки результатов деятельности обучающихся.
Этап рефлексии учебной и научно-исследовательской деятельности в научно-образовательной среде, ценностно-смысловая ориентировка в среде. На данном этапе адъюнкт анализирует и интерпретирует результаты проведенных исследований, вырабатывает личностную позицию в осваиваемой профессии, испытывает потребность в понимании и признании. Для его развития научно-образовательная среда должна предоставить возможность коммуникации с выдающимися преподавателями высшей школы и авторитетными учеными, создать условия для учебного и научного сотрудничества в рамках непрерывно действующих семинаров и деятельности научно-исследовательских лабораторий. Большая роль на данном этапе отводится диалогичности научно-образовательной среды, ее насыщенности научно-педагогическими ценностями и смыслами, возможностям самопрезентации адъюнкта, социальной оценке полученных им результатов.
Этап творческой самореализации и саморегуляции в научно-образовательной среде, целостная ориентировка в среде. Данный этап является заключительным в цикле обучения в адъюнктуре и по времени совпадает с подготовкой к государственной итоговой аттестации за весь период обучения и защите диссертации. У адъюнкта на данном этапе возникает потребность в самоутверждении, в инновационном преобразовании профессионального окружения. Он готов вносить и реализовывать обоснованные предложения по совершенствованию практики, выполнять социально значимые проекты, делать свой выбор относительно дальнейшей службы. И такие возможности научно-образовательная среда должна ему предоставить. Ими могут стать грантовые конкурсы, наличие площадок для апробации новых методик деятельности и внедрения результатов исследований, проведение ярмарок вакансий.
Очевидно, что комплексная программа сопровождения адъюнктов имеет более широкие рамки и не исчерпывается описанными этапами и условиями. Однако проектирование обсуждаемых функций научно-образовательной среды является необходимым, так как они отражают природу профессионально-личностного роста человека, закономерности его развивающего взаимодействия с академической средой.