В литературе справедливо обращается внимание на потребность в изучении межотраслевых связей в праве и недостаточность доктринального внимания к данной проблематике. В пользу востребованности активизации исследований в данном направлении особенно важно на уровне общетеоретических диссертационных исследований, о чем свидетельствует ряд факторов. Во-первых, право как социальный регулятор является единой системой. Его деление на публичное и частное, а также на отрасли, подотрасли, правовые институты требует установления и учета самых разнообразных связей, которые существуют между ними. Во-вторых, в целях упорядочения подавляющего большинства общественных отношений необходимо реализовать комплексный подход, когда задействуются правовые средства различных отраслей права. В-третьих, бурное правотворчество на различных уровнях нормативного правового регулирования предполагает учет как имеющихся, так и перспективных межотраслевых связей. В-четвертых, существует потребность в гармонизации отечественного и зарубежного законодательства. Интеграция Российской Федерации, ее органов в различные межгосударственные объединения ставит на повестку дня обязательность учета названных связей.
Отрадным является тот факт, что более десяти лет назад было проведено глубинное докторское диссертационное цивилистическое исследование межотраслевых связей М.Ю. Челышевым. Оно явилось результатом успешной многолетней работы названного автора по данной проблематике. Необходимо отметить, что и специалисты в области публичного права, в частности, уголовного права, обратили свое внимание на проблему межотраслевых связей.
В ходе проведения общетеоретических диссертационных исследований стоит важная задача выявления и обоснования соответствующих закономерностей. При этом необходимо добиться того, чтобы они носили общий, а не приватный характер. В этой связи может иметь место ситуация, когда частности, свойственные отдельным отраслям или правовым институтам права, выдаются за общие закономерности. В таком случае не только падает ценность полученных научных результатов, а имеют место существенные ошибки. В ряде ситуаций теоретики права подменяют учет межотраслевых связей использованием иллюстративного материала отдельных отраслей права. При этом обращаются к такой материи, которая подтверждает их частную позицию безотносительно к системному анализу всего нормативного массива, посредством которого осуществляется регулирование исследуемого явления или процесса, а также сложившейся правореализационной практики.
Важно принимать во внимание, что межотраслевые связи имеют место и подлежат учету как при позитивном регулировании общественных отношений, так и при осуществлении их охраны посредством применения соответствующих мер государственного принуждения.
Для успешного выявления и учета межотраслевых связей требуется задействование соответствующего методического инструментария. В этой связи М.Ю. Челышевым было предложено использовать межотраслевой метод правовых исследований. По мнению названного автора, его прикладная значимость «состоит в возможности разрешения с его помощью ряда теоретических проблем, в том числе: выяснения вопроса о наличии коллизий при разноотраслевом регулировании определенной группы общественных отношений или об их бесконфликтном межотраслевом регулировании; определения в случае наличия правовой коллизии отраслевого приоритета; исследования путей совершенствования законодательства в части устранения имеющих место межотраслевых противоречий».
Бездумное игнорирование межотраслевых связей приводит к тому, что предложенные правоведами рекомендации носят односторонний характер. Их последующее использование в правотворческой, правосистематизирующей, правоинтепретационной, правоприменительной деятельности не позволяет получить желаемых результатов. Следует разделить позицию В.В. Кулакова, который, предупреждая бездумное разобщение публичного и частного права, пишет: «Зачастую только совокупностью разноотраслевых средств можно достичь должного эффекта».
Учет межотраслевых связей позволяет предупредить доминирование отдельных, как правило, отраслевых средств, при регулировании соответствующих отношений. Важно обнаружить и обеспечить баланс используемых правовых средств, определить их оптимальное сочетание.
Очевидно, что и в рамках как публичного, так и частного права существуют различия между соответствующими отраслями, их образующими. Они обусловлены спецификой соответствующего отраслевого предмета правового регулирования, в основу которого положены отличные социальные, экономические законы, а также применяемыми методами правового регулирования.
При осуществлении общетеоретических диссертационных исследований необходимо учитывать, что межотраслевые связи могут носить субординационный и координационный характер. Субординационным связям свойственен соответствующий отраслевой приоритет. Он может быть выражен в следующих формах: 1) в закреплении правила о прямом (непосредственном) применении норм соответствующей отрасли права, но с допустимыми ограничениями, закрепленными нормами другой отрасли права; 2) в предписании о субсидиарном применении нормы конкретной отрасли права, но только в определенной последовательности после реализации норм иных отраслей права. Координационные связи характеризуются взаимодействием норм различных отраслей права, которые обладают одинаковой юридической силой. Например, норм УК РФ и УПК РФ, то есть норм материального и процессуального права при регулировании отношений уголовной ответственности.
При учете межотраслевых связей следует принимать во внимание определенную специфику, которая проявляется в зависимости от того, между какими отраслями имеет место взаимодействие. В этой связи следует учитывать связи между отраслями материального права, отраслями процессуального права, между отраслями материального и процессуального права, между отраслями частного права (публичного права), между отраслями, которые относятся к частному и публичному праву.
Специфика межотраслевых связей может отличаться с учетом стадии правового регулирования, когда во внимание должно быть принято функционирование соответствующих элементов механизма правового регулирования. При этом следует учитывать специфику источников конкретной отрасли права, что оказывает влияние на характеристику соответствующих межотраслевых связей. Например, широкое применение правовых договоров при регулировании гражданско-правовых отношений, а также использование такого источника права, как обычай (ст. 5 ГК РФ).
Важность учета межотраслевых связей во многом обусловлена расширением практики бланкетного нормативного правового регулирования. Стремление субъекта правотворчества «экономить» на объеме текста соответствующих нормативных правовых актов приводит к расширению практики использования бланкетных норм. В этой связи следует согласиться с М.С. Жуком, который отмечает, что задействование бланкетных норм при конструировании норм Особенной части УК РФ является проявлением связи уголовного права и других отраслей права, то есть межотраслевых связей. Следует отметить, что такие связи присущи и другим отраслям права, что свидетельствует в пользу перспективности исследования проблематики межотраслевых связей, в том числе в силу расширения практики бланкетного регулирования.
При исследовании межотраслевых связей следует принимать во внимание, что они не являются постоянной величиной, а находятся в постоянной динамике, степень которой может существенно отличаться В этой связи следует учитывать происходящие изменения и делать соответствующую корректировку.
Завершая статью, следует высказать гипотезу, что отсутствие должного внимания к проблеме межотраслевых связей на уровне общетеоретических диссертационных исследований ни в коей мере не свидетельствует о бесперспективности данной проблематики. Скорее всего, в настоящее время идет накопление материала на отраслевом уровне, который в ближайшее время получит должное обобщение, будут выявлены и обоснованы соответствующие закономерности. Их учет позволит выработать рекомендации, которые будут восприняты исследователями на отраслевом уровне, а также будут востребованы в юридической практике.