Государственная тайна, согласно действующему законодательству, — это защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Учитывая особое значение этих сведений для государства, их охране уделяется повышенное внимание, разработан особый механизм защиты таких сведений. В первую очередь он связан с ограничением доступа к таким сведениям и особом порядке их обращения.
Особый порядок предусмотрен и для присвоения ученых степеней и защиты диссертаций, содержащих государственную тайну.
Вначале отметим, что диссертации на соискание кандидата и доктора наук, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне Российской Федерации, представляют собой такую же научно-квалификационную работу, как и открытые диссертации, к ним предъявляются те же критерии, на процедуру защиты распространяются требования, которые сформулированы для защиты диссертаций, не имеющих ограничительного грифа, и на них распространяют свое действие все нормативные правовые акты, регламентирующие систему присуждения ученых степеней.
Так, диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна представлять собой исследование, которое можно квалифицировать как научное достижение, либо она должна представлять собой решение имеющей важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение научной проблемы, а диссертация на соискание кандидата наук — решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний.
При положительных результатах защиты установленным порядком выдается диплом кандидата (доктора) наук.
На порядок защиты распространяется постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 года № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (далее — постановление № 842). Вместе с тем, существует целый ряд особенностей, определяемых закрытым характером защищаемых сведений, которые содержатся в положении от 17 марта 2015 г. № 235 года «О порядке присуждения ученых степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие государственную тайну». Они сформулированы достаточно кратко и, несмотря на тезис статьи 8 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденных постановлением № 842 о том, что присуждение ученых степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, по существу выступают в качестве системы дополнительных критериев, которым должны отвечать диссертации с ограничительным грифом. Они сформулированы как особенности представления и защиты секретных диссертаций, рассмотрения диссертаций и аттестационных дел Минобрнауки России и ВАК, рассмотрения апелляций, лишения и восстановления ученых степеней.
Диссертации защищаются в специальных диссертационных советах, создаваемых и функцио­нирующих в соответствии с Положением о специальном совете по защите диссертаций, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 ноября 2015 года № 1388. Специальные диссертационные советы создаются в соответствии с разрешением Минобрнауки России на базе образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций на основании рекомендаций Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России с учетом оценки результативности научной деятельности организации, а также при наличии у организации соответствующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Специальный диссертационный совет имеет право защиты диссертаций только с разрешенным ему грифом секретности. Этот гриф определяется в приказе Минобрнауки России, которым создается специальный диссертационный совет. Открытые диссертации к защите не принимаются.
Много вопросов вызывает проблема отнесения сведений к государственной тайне. Иногда можно услышать расхожее мнение, что засекречивают слабые с научной точки зрения диссертации, не отличающиеся научной новизной и которые нельзя показывать широкой научной общественности. Конечно же, это не так. Ограничительный гриф присваивается диссертациям, содержащим сведения, имеющие важнейшее значение для государства, создающее ему определенные преимущества. Интересы государства настолько очевидны, что оно вынуждено идти на определенные ограничения доступа к такой научной продукции.
Круг сведений, составляющих государственную тайну, законодательством строго ограничивается. В первую очередь, это сведения в военной области, отдельные аспекты в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности.
Государственная тайна — это вынужденная мера, направленная на соблюдение интересов государства по важнейшим направлениям, одним из которых выступает правоохранительная деятельность. В перечень информации, составляющей государственную тайну, включены сведения в области оперативно-разыскной деятельности (ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»), к которым отнесены сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
Следует заметить, что законодательство направлено не только на защиту сведений, составляющих государственную тайну, но и на исключение необоснованного ограничения доступа к информации. Это прослеживается и в нормативных документах, регламентирующих защиту диссертаций с ограничительным грифом. В Положении о порядке присуждения ученых степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие государственную тайну (п. 6 ч. «а»), прямо указывается, что сведения, составляющие государственную тайну, включаются в диссертацию только в тех случаях, когда они необходимы для изложения существа результатов исследования.
Законодательством также предусмотрены меры, ограничивающие необоснованное засекречивание сведений. Засекречивание сведений осуществляется руководителями органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне (ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»).
Обоснованность присвоения грифа секретности подтверждает организация, в которой выполнялась диссертация. Согласно пункту 9 Положения о порядке присуждения ученых степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие государственную тайну, эта организация, наряду с заключением на диссертацию, готовит также заключение об обоснованности присвоения грифа секретности диссертации и автореферату диссертации. Обоснованность включения в диссертацию и автореферат диссертации сведений, составляющих государственную тайну, отражается также в заключении специального диссертационного совета на диссертацию, готовящемся по результатам заседания совета.
Необоснованность включения в диссертацию сведений, составляющих государственную тайну, и присвоения диссертации грифа секретности, согласно пункту 12 части «ж» Положения о присуждение ученых степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие государственную тайну, выступает одним из оснований для отказа в приеме диссертации к защите.
Обоснованность включения в диссертацию сведений, составляющих государственную тайну, является предметом рассмотрения специального экспертного совета. Он в случае сомнений может запросить у специального диссертационного совета повторное обоснование целесообразность включения этих сведений в диссертацию. Кроме того, ВАК имеет возможность обратиться в орган государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, для подтверждения правильности присвоения грифа секретности диссертации.
Рассмотренный механизм создает все условия для исключения фактов необоснованности ограничения доступа к научной информации.
Вместе с тем, ограничения доступа к диссертациям, имеющим ограничительный гриф, все же неизбежны. Принцип публичности защиты диссертации соискателем ученой степени обеспечивается процедурой, аналогичной предусмотренной для открытых диссертаций. Ограничения, связанные с работой со сведениями, относящимися к государственной тайне, проявляются в ряде особых требований. Эти ограничения накладываются законодательством о государственной тайне, в первую очередь они определяют существенно более узкий круг субъектов, которым доступно ознакомление с диссертацией и механизмом секретного делопроизводства.
1. Диссертация представляется к защите на бумажном носителе и оформляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, в электронном виде она не предоставляется.
2. В сети «Интернет» сведения о защите автореферат и диссертация также не размещаются. Они размещаются подразделением по защите государственной тайны организации, на базе которой создан специальный диссертационный совет, в специальной (секретной) библиотеке этой организации. Диссертация и автореферат для ознакомления научной общественности передается не позднее чем за 3 месяца для докторской и 2 месяцев до дня защиты кандидатской диссертации.
3. Диссертация, по результатам защиты которой принято положительное решение, и автореферат диссертации, в отличии от открытых, не передаются в Российскую государственную библиотеку.
4. Доступ на защиту диссертации разрешается только лицам, допущенным к государственной тайне, по предъявлению предписания руководителя на ознакомление со сведениями, содержащимися в диссертации, и справки о форме допуска.
5. Существует и ряд ограничений на передачу сведений, составляющих государственную тайну, которые определяются законодательством о государственной тайне:
— перечень рассылки автореферата специальный диссертационный совет согласовывает с организацией, в которой выполнялась диссертация;
— специальный диссертационный совет запрашивает письменное разрешение органа государственной власти, к которому он относится, на направление диссертации и автореферата диссертации в иные ведомства.
Идя по пути максимально широкого (насколько это позволяет законодательство о государственной тайне) привлечения к обсуждению исследований и оценке результатов диссертаций, сложилась практика ознакомления с диссертациями специалистов не только из разных организаций того ведомства, где подготовлена диссертация, но других министерств, федеральных служб. Межведомственный характер оценки научных достижений находит свое отражение в выборе официальных оппонентов и ведущей организации. Как правило, они должны представлять разные ведомства. Рассылка авторефератов также осуществляется с учетом указанных положений в ведущие научные и образовательные организации, имеющие разную ведомственную принадлежность. Для юридических диссертаций по оперативно-разыскной деятельности можно рекомендовать привлекать специалистов Следственного комитета, Прокуратуры, ФСИН, органов ФСБ России, что, без сомнения, повысит качество оценки научного исследования, его значимость и новизну. Эти рекомендации не записаны в нормативных документах, но, по возможности, соблюдаются научным сообществом, по крайней мере, в области гуманитарных и экономических наук.
Важное значение имеет выполнение условий, связанных с опубликованием результатов исследования. Требование законодательства заключается в том, что основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях, имеющих соответствующий гриф секретности (п. 6 ч. «б»). Учитывая крайне ограниченное количество таких изданий, Положение приравнивает к ним «отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, выполняемых по заказам федеральных органов исполнительной власти, а также рецензируемые монографии и работы, опубликованные в материалах отраслевых и межведомственных конференций, имеющих соответствующий гриф секретности». Поясним, что речь идет о рецензируемых монографиях и материалах конференций, имеющих соответствующий гриф секретности. Монографии, не имеющие соответствующего грифа секретности, не учитываются.
Заметим, что не все научные результаты диссертаций, имеющих гриф «секретно», содержат сведения, которые можно отнести к государственной тайне. Например, для диссертаций по оперативно-разыскной деятельности такими открытыми результатами могут быть правовые основы ОРД, исследование механизма преступной деятельности, на основе которого строятся рекомендации по выявлению и раскрытию преступлений, и ряд других, напрямую не относящихся к средствам и методам оперативно-разыскной деятельности. Вполне очевидно, что эти результаты могут быть опубликованы в открытых рецензируемых изданиях, включенных в перечень, формируемый Минобрнауки России для опубликования результатов открытых диссертаций, которые также следует учитывать и для секретных диссертаций.
Общее количество работ, опубликованных в рецензируемых изданиях, должно отвечать требованиям, сформулированным в пункте 13 Положения о порядке присуждения ученых степеней, то есть для юридических докторских диссертаций — 15, а для кандидатских — 3. Соотношение открытых и закрытых работ, опубликованных в изданиях, включенных соответственно в открытый перечень и относящихся к рецензируемым научным изданиям, имеющих соответствующий гриф секретности и приравниваемых к ним, не регламентируется. Несомненно, что в этих изданиях должны быть достаточно полно отражены результаты исследований, а так как эти результаты содержат государственную тайну, то и наличие публикаций в рецензируемых изданиях, имеющих гриф секретности, обязателен. А уже их достаточность с точки зрения полноты отражения результатов исследования должен оценить специальный диссертационный совет.
Сложность определения обоснованности включения сведений, составляющих государственную тайну, вполне очевидна. Чаще всего ограничения накладываются исходя из объекта исследования, например, специальной техники, вооружения, связи и т. д. В этом случае присвоение грифа диссертации выглядит вполне обоснованно. Для других случаев, каким является оперативно-разыскная деятельность, государственную тайну будет представлять не вся область исследования, а методы и средства оперативной работы, применение которых для целей и задач исследования не всегда очевидно. Кроме того, требуется подтвердить, что не только прикладные, но и научные результаты относятся к государственной тайне.
Учитывая сказанное, научная общественность пошла по пути отражения в автореферате научной проблемы для докторской диссертации или задачи исследования для кандидатской, то есть выделения и формулирования в диссертации научной составляющей, решенной в ходе исследования. Если научная проблема (задача) не может быть решена без использования сведений, относящихся к государственной тайне, то и включение этих сведений в диссертацию обосновано.
И в заключение одно замечание, сформулированное исходя из практики защиты диссертаций с ограничительным грифом. Включение в диссертацию сведений, составляющих государственную тайну, обязывает диссертанта проработать нормативно-правовую и научную базу и источники и открытого характера, и имеющие ограничительный гриф. Эта особенность должна найти свое отражение в формулировании новизны, научной и практической значимости работы, соответственно, перечень использованной литературы должен содержать и открытые, и закрытые источники. Наличие источников, содержащих ограничительный гриф, также является одной из причин считать обоснованным включение сведений, составляющих государственную тайну, в диссертационное исследование, но недостаточным, как это порой пытаются сделать в диссертациях, поскольку включение в перечень литературы диссертации таких источников также должно быть обосновано тем, что без результатов, полученных в этих работах, невозможно получить и результаты данного исследования.