РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В НОРМАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В рассматриваемой статье авторы проводят анализ реализации межотраслевого принципа дифференциации исполнения наказания в нормах уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В статье проанализированы предложения и выводы ученых-пенитенциаристов по применению и реализации межотраслевого принципа, однако как практика реализации принципов в целом, так и принципа дифференциации исполнения наказания в частности остаются на сегодняшний день ключевым вопросом в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Серьезные разногласия возникают внутри норм УИК РФ по реализации принципа дифференциации исполнения наказания в отношении мужчин, осужденных к лишению свободы, признанных особо опасным рецидивом и отбывающих наказание в исправительной колонии особого режима при переводе их из одних условий в другие. Такие же недостатки просматриваются и в отношении женщин, осужденных к лишению свободы в ИК общего режима, то есть нормы УИК РФ не соответствуют межотраслевым принципам, противоречат достижению целей уголовного наказания.

Ключевые слова:
уголовно-исполнительное законодательство, принципы, дифференциация исполнения наказания, индивидуализация исполнения наказания, осужденные, исправление, реализация, исправительные учреждения, ресоциализация, правомерное поведение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Проблемы дифференциации уголовных наказаний и их исполнения всегда были традиционными в сфере борьбы с преступностью.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации на современном этапе его развития ставит перед персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, задачу глубокого уяснения юридических ном, устанавливающих порядок и условия исполнения наказания и применения к осужденным мер карательно-воспитательного воздействия. Для этого необходимо знать принципы, их содержание, на которых строится уголовно-исполнительное законодательство, являющееся отображением принципов [1, с. 6].
В разное время к ним обращалось немало специалистов с предложениями соответствующих рекомендаций для практики [2].
При раскрытии содержания принципов дифференциации исполнения наказания и индивидуализации исполнения наказания в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации (ст. 8 УИК РФ) важно отметить, что они объединены в единый принцип и данное закрепление в законодательстве дало ряду авторов рассматривать дифференциацию и индивидуализацию в едином аспекте. Так, в частности, профессор А.И. Зубков, считает, что принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания предполагает рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Это, в свою очередь, есть следствие проведенных дифференциации и индивидуализации личности самих осужденных [3, с. 17]. При таком подходе, на наш взгляд, исчезают грани между дифференциацией и индивидуализацией исполнения наказания.
Рассматривая и раскрывая содержание обозначенного нами принципа, профессор И.А. Сперанский, во-первых, отмечал, что принцип дифференциации исполнения наказания является одним из специфических отраслевых принципов исправительно-трудового права.
В нем находит свое выражение объективная необходимость распределения всей массы осужденных на отдельные однородные категории в целях раздельного содержания, исключения вредного влияния рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие преступления, на других осужденных и обеспечение карательно-воспитательного воздействия в отношении каждой группы в зависимости от степени ее общественной опасности, а, во-вторых, он указывал, в отличие от принципа дифференциации исполнения наказания, что принцип индивидуализации исполнения наказания находит свою реализацию в изучении личности каждого осужденного, в изменении условий содержания (объема кары) в зависимости от степени исправления осужденного, в строго индивидуальном подходе при применении средств и методов исправления [2, с. 45—46].
В юридической литературе подходы к содержательной стороне понятий дифференциации исполнения наказания и индивидуализации исполнения наказания далеко не однозначны. Так, профессор А.А. Рябинин предложил комплексно исследовать личностные проблемы с позиции криминологии, уголовного и уголовно-исполнительного права, то есть от профилактики преступлений до ресоциализации лиц, освобожденных от наказания [4, с. 69—70]. И.И. Карпец ввел новое понятие — «родовая» индивидуализация, имея в виду дифференцированный подход к исполнению наказания [5, с. 138]. Профессор А.Е. Наташев, разграничивая принцип дифференциации исполнения наказания, ввел понятие «групповой» индивидуализации исполнения наказания [6, с. 83]. По мнению профессора И.В. Шмарова, принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного [7, с. 22—23], а, по мнению профессора Н.А. Стручкова, принцип индивидуализации исполнения наказания на стадии исполнения наказания означает, в частности, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного [8, с. 86]. Профессор Г.А. Аванесов принцип индивидуализации исполнения наказания определил через ее задачи и в правильном сочетании норм и воспитании, что каждый из принципов, как дифференциации исполнения наказания, так и индивидуализация исполнения наказания, может существовать самостоятельно [9, с. 3].
Следует отметить, что практика реализации принципов в целом и принципов дифференциации исполнения наказания и индивидуализации исполнения наказания в частности являются ключевым вопросом дальнейшей демократизации правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
Дифференцированное исполнение наказания осуществляется посредством разделения осужденных на однородные группы в зависимости от вида и режима наказания, пола и возраста, поведения, трудоспособности, состояния здоровья [10, с. 24], с длительным сроком отбывания наказания, характера совершенного преступления, наличия образования, имеющейся профессии (специальности), возможности условно-досрочного освобождения [11, с. 149] или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания и других критериев при распределении их по видам исправительных учреждений.
Рассмотрим реализацию принципа дифференциации исполнения наказания применительно к лишению свободы. Так, назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения осуществляется согласно статье 58 УК РФ, а что касается содержания различных категорий осужденных (ст. 74 УИК РФ), то в данном случае мы сталкиваемся сразу же с классификацией (распределением) осужденных, которая в свою очередь обеспечивает дифференциацию исполнения наказания на первоначальной же стадии его реализации.
Учитывая, что принцип дифференциации исполнения наказания имеет свойства изменяться и приобретает различное содержание на различных стадиях реализации, мы попытаемся выяснить, как именно это закреплено в УИК РФ. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях предусмотрено статьей 80 УИК РФ — лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от ранее судимых, изолированно от других осужденных содержатся и осужденные при опасном и особо опасном рецидиве преступлений (ч. 2 ст. 80 УИК РФ), но в то же время законодатель дает правоприменителю «разрешение» требования нераспространения раздельного их содержания на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка (ч. 4 ст. 80 УИК РФ). Кроме того, законодатель определил для осужденных, направленных в данные учреждения, возможность содержатся в условиях колонии того вида, который назначен судом.
Существующая редакция пункта «в» части 1 статьи 128 УИК РФ в отношении лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывающих лишение свободы и положительно характеризующихся осужденных, предусматривает переведение в колонию-поселение из колонии общего и строгого режима в порядке, предусмотренном пунктами «в» и «г» части 1 статьи 78 УИК РФ. На наш взгляд, законодатель не учитывает, какие последствия и трудности возникают для обеспечения режима, организации труда осужденных-поселенцев и воспитательного воздействия на них. В итоге администрация колонии-поселения сталкивается с проблемами урегулирования конфликтных ситуаций между осужденными, а также принятия оперативных мер по снижению побегов из колонии-поселения.
Рассматриваемый нами принцип дифференциации исполнения наказания также реализуется в части 1 статьи 87 УИК РФ, то есть в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться на обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии. При этом законодатель изначально установил в нормах УИК РФ создание дифференцированных условий отбывания наказания и соответственно предусмотрел и изменения правового положения осужденных в зависимости от их поведения и отбытого ими срока наказания, однако законодатель в части 1 статьи 87 УИК РФ не упоминает льготные условия для несовершеннолетних.
Анализируя нормы уголовно-исполнительного законодательства, мы сталкиваемся и с другими нарушениями реализации принципа дифференциации исполнения наказания. В частности, в отношении несовершеннолетних осужденных законодатель в части 3 статьи 132 УИК РФ закрепил, что осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. Перевод их в обычные условия отбывания наказания возможен только через шесть месяцев. Мы встречаем в нормах УИК РФ такой же подход законодателя и в отношении женщин, осужденных к лишению свободы в ИК общего режима (ст. 120 УИК РФ) за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива: перевод из одних условий отбывания наказания в другие осуществляется тоже только через шесть месяцев. Что интересно, в ИК общего режима для женщин, осужденных к лишению свободы за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, и ранее отбывших лишение свободы, отбывание наказание в строгих условиях по прибытии в колонию отсутствует в нормах статьи 120 УИК РФ.
По реализации рассматриваемого нами принципа возникает опять же нестыковка между женщинами, осужденными к лишению свободы, не зависимо от возраста, судимости, а также вида режима, при получении посылок — без ограничения количества, и осужденными мужчинами — в количестве, установленном только статьями 121, 123, 125 и 131 УИК РФ.
Очень серьезные вопросы возникают при реализации принципа дифференциации исполнения наказания по отношению к мужчинам, осужденным к лишению свободы, признанным особо опасными рецидивами и отбывающим наказание в исправительной колонии особого режима, при переводе их из одних условий в другие.
Для совершенствования законодательства в данной области представляется необходимым внести изменения и дополнения в часть 1 статьи 120 УИК РФ в следующей редакции:
часть 11 «В обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, кроме осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, и женщин, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива…» (далее — по тексту);
часть 12 «Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, а также женщины, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, отбывают наказание в строгих условиях».
Внести изменения и дополнения в часть 2 статьи 120 УИК РФ в следующей редакции:
часть 21 «При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:
а) осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, а также женщины, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, отбывают наказание в строгих условиях — по отбытии не менее девяти месяцев срока наказания».
Внести изменения и дополнения в часть 5 статьи 120 УИК РФ в следующей редакции:
часть 51 «Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, а также женщины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через девять месяцев при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания».
Внести изменения и дополнения в часть 6 статьи 120 УИК РФ в следующей редакции:
«а) повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченные производится в порядке, предусмотренном частями 2 и 21; частями 5 и 51 настоящей статьи».
Внести изменения и дополнения в часть 1 статьи 124 УИК РФ: после слов «кроме осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания» включить слова «и осужденные, переведенные из тюрьмы» (далее — по тексту).
Несовпадение, рассогласование принципов и норм не будет способствовать эффективной реализации принципов и норм пенитенциарного законодательства.
Поэтому необходимо изменить и дополнить часть 31 статьи 79 УК РФ «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания» следующим образом:
часть 31 «Лицо, совершившее в период отбывания лишения свободы на определенный срок тяжкое или особо тяжкое преступление и признанное судом особо опасным рецидивом, — условно-досрочному освобождению не подлежит».
В связи со снижением эффективности административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, особенно за лицами, признанными особо опасными рецидивами, необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в части срока надзора.
Предлагаем изложить статью 5 «Срок административного надзора» в следующей редакции: «Административный надзор устанавливается в отношении:
1) лиц, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от трех лет до пяти лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости».
Принцип дифференциации исполнения наказания должен реализовываться последовательно с учетом назначения и изменения вида исправительного учреждения в строгом индивидуальном подходе к личности осужденного, а также в изменении условий их содержания в зависимости от поведения осужденного, от отношения к труду, к учебе, выполнения распорядка дня за весь период отбывания наказания. Ступенчатое изменение условий отбывания наказания в пределах одной колонии (обычные, облегченные, строгие, а в воспитательных колониях и льготные) обеспечивает достижение двух целей. Во-первых, дифференцируется исполнение наказания для разных категорий осужденных на первоначальном этапе, то есть сразу же обеспечивается реализация принципа дифференциации исполнения наказания, и, во-вторых, преследуется цель стимулирования их правомерного поведения, то есть предусматриваются дифференцированные условия отбывания наказания на последующих его этапах.
Необходимо подчеркнуть, что принцип дифференциации исполнения наказания имеет особое место в уголовно-исполнительном законодательстве не только на стадии распределения осужденных по видам исправительного учреждения, не только на всех этапах реализации наказания, а главное — обеспечивает реализацию принципа индивидуализации исполнения наказания.
Ни один из принципов уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации не реализуется вне зависимости и исключительно самостоятельно от других принципов. Все принципы всегда взаимно дополняют друг друга и реализуются комплексно, и принципы дифференциации исполнения наказания и индивидуализации исполнения наказания не являются исключением.

Список литературы

1. Сизая Е.А. Принципы уголовно-исполнительного права: вопросы теории и практики: монография. Чебоксары, 2008.

2. Сперанский И.А. Содержание и реализация принципов исправительно-трудового права. Волгоград, 1969.

3. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. А.И. Зубкова. М., 1997.

4. Рябинин А.А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации. Вопросы дифференциации и индивидуализации наказания. М., 1995.

5. Карпец И.И. Индивидуализация наказания в советском уголовном праве. М., 1961.

6. Наташев А.Е. Советское исправительно-трудовое законодательство (основные вопросы теории и практики). М., 1975.

7. Шмаров В.И. Уголовно-исполнительное право: учебник. М., 1996.

8. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы особенной части. М., 1984.

9. Аванесов Г.А. Изменение условий содержание осужденных в процессе отбывания лишения свободы (прогрессивная система). М., 1968.

10. Уголовно-исполнительное право России / под ред. О.В. Филимонова. М., 2000.

11. Советское исправительно-трудовое право. Общая часть: учебник / под ред. М.П. Мелентьева, Н.А. Стручкова, И.В. Шмарова. Рязань, 1987.


Войти или Создать
* Забыли пароль?