Россия
Статья посвящена отдельным проблемам деятельности педагогов-кураторов в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации. Авторы рассматривают вопрос правового регулирования института кураторства, акцентируют внимание на необходимости издания ведомственного нормативного правового акта, регламентирующего деятельность педагогов-кураторов в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации.
педагог-куратор, институт кураторства, образовательные организации МВД России
Современную высшую школу невозможно представить без участия кураторов в учебно-воспитательном процессе вуза. В образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) институт кураторства занимает прочные позиции. Между тем, рассматривая деятельность педагогов-кураторов в образовательных организациях МВД России, следует отметить ряд особенностей и отличий от гражданских вузов. Во-первых, определенная «закрытость» образовательных организаций МВД России обусловливает проведение дополнительных мероприятий с курсантами и слушателями по адаптации к учебно-служебной деятельности. Во-вторых, при осуществлении кураторской деятельности педагог-куратор должен постоянно учитывать детальную регламентацию учебного и внеучебного времени курсантов и слушателей. В-третьих, в образовательных организациях системы МВД России система воспитания затрагивает одновременно различные виды воспитания: нравственного, эстетического, патриотического, физического и др. Несомненно, участие в воспитательном процессе обучающихся — это обязанность и общественный долг каждого педагогического работника. Но именно благодаря институту кураторства можно реализовать эти цели максимально эффективно и разносторонне.
Должностной регламент преподавателей образовательных организаций МВД России предусматривает обязанность проведения воспитательной работы с обучающимися, в индивидуальном плане преподавателей имеется раздел «Воспитательная работа», в котором отражается вся работа педагога-куратора с учебной группой, но все же данные документы не могут в полном объеме регламентировать деятельность педагогов-кураторов.
Существенным моментом в кураторской деятельности является отсутствие единого ведомственного нормативного правового акта, регламентирующего деятельность педагогов-кура- торов в системе образовательных организаций МВД Росси: институт кураторства в каждой образовательной организации системы МВД России регулируется локальным нормативным актом и является важным и необходимым компонентом учебно-воспитательного процесса образовательных организаций МВД России. Издание единого нормативного правового акта существенно повысило бы эффективность кураторской деятельности в образовательных организациях МВД России. В частности, требует нормативного закрепления вопрос результативности деятельности педагогов-кураторов образовательных организаций МВД России.
На наш взгляд, требует единообразного нормативного подхода подведение итогов деятельности педагогов-кураторов с отражением всех особенностей данного вида деятельности. Представляется целесообразным в рамках разработки концепции мотивации рабочего процесса педагогов-кураторов учитывать их личный вклад в указанную деятельность, создать систему поощрений.
Особо следует отметить аспект мотивации педагогов-кураторов в ключе выполнения своих обязанностей во внеучебное время. Необходимо предусмотреть возможность поощрения педагогов-кураторов. Предположим, что педагог-куратор получает удовлетворение от данной деятельности, а именно от участия в процессе формирования личностных и профессиональных качеств будущих высокоспециализированных сотрудников органов внутренних дел, тогда и воспитательный процесс происходит эффективнее, а для педагога-куратора появляется возможность быть отмеченным и поощренным от лица руководства образовательной организации.
Также в целях повышения мотивации к деятельности педагога-куратора в едином нормативном правовом акте необходимо закрепить право педагога-куратора учитывать кураторскую воспитательную деятельность при составлении рейтинга профессорско-преподавательского состава по итогам учебного года, в индивидуальном плане работы педагогического работника.
Особое значение имеет работа педагога- куратора с курсантами первого курса, которые только вчера еще были школьниками, а сегодня оторваны от родителей, привычного круга и погружены в новую среду с огромным числом неизвестных сложностей, большинство из них нуждается в помощи в адаптации к новым условиям. Педагог-куратор в своей работе с первокурсниками должен уделять особое внимание адаптации обучающихся к проживанию в общежитии, системе организации распорядка дня, а также развитию методов самостоятельной работы для успешного освоения образовательной программы.
Проводимая педагогами-кураторами работа охватывает патриотическое, профессиональнонравственное, правовое воспитание курсантов (слушателей). Педагоги-кураторы используют в своей деятельности разнообразные методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, принуждение, критика действий и поступков.
Таким образом, в повседневной деятельности педагоги-кураторы используют разнообразные формы и методы постоянного самообразования и самосовершенствования в области теоретической и практической педагогики и психологии. Данное обстоятельство требует нормативного закрепления, что, безусловно, положительно отразится в целом на кураторской деятельности в образовательных организациях МВД России.
Проведенный анализ качеств и способностей, необходимых для осуществления кураторской деятельности, показывает, что современный педагог-куратор должен быть профессионально подготовленным, эрудированным, оптимистом, иметь критическое мышление, что позволит ему в каждом курсанте (слушателе) индивидуально формировать духовно богатую личность с оптимистическим мировосприятием, способную самореализовываться. Для вновь назначенных кураторов с целью оказания методической помощи необходимо предусмотреть обучение в так называемой «школе куратора», что будет способствовать эффективному сочетанию и взаимодополнению существующих традиций и инноваций.
Отметим такую важную проблему в институте кураторства, как ответственность педаго- гов-кураторов за выполняемую работу. Вопрос ответственности требует тщательного и вдумчивого рассмотрения и нормативного закрепления. Своевременной мерой, на наш взгляд, станет закрепление ответственности за педагогическое бездействие, формальный и фрагментарный подход к деятельности педагогов-кура- торов. Полагаем, что допустимо рассматривать бездействие кураторов как дисциплинарный проступок [1].
Следует согласиться с мнением М.С. Якуш- киной, которая считает кураторство способом активизации неформального образования и условием качественной подготовки будущих специалистов [2, с. 132].
В образовательных организациях МВД России назрела необходимость в разработке и издании ведомственного нормативного правового акта, который всецело будет посвящен организации работы педагогов-кураторов, вопросам
установления мер ответственности за качество выполнения кураторских обязанностей.
Таким образом, институт профессионального кураторства — это незаменимая и эффективная подсистема образовательного процесса, основанная на активном и доверительном взаимодействии педагога с обучающимися и вследствие этого позволяющая создать эффективную модель подготовки профессионалов с высокими личностными качествами, действенный и необходимый субъект учебно-воспитательного процесса, способный влиять на стратегические цели кураторства — своевременное выявление негативных ситуаций, их предотвращение, направление усилий курсантов (слушателей) на воспитание профессионально важных качеств, любви к профессии, гражданственности, патриотизма, научного потенциала, укрепление личностных позиций, творческих начал, что обеспечивает повышение качества и эффективности образования.
1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49, ч. I, ст. 7020.
2. Якушкина М.С. Кураторство как способ активизации неформального образования молодежи // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 128-132.