НАРУШЕНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с применением технологии «Больших данных», а также представлены положительные и отрицательные факторы влияния Big Data на личную жизнь граждан. Авторы приходят к выводу о том, что ввиду отсутствия закона о регулировании «больших данных» основным препятствием для злоупотребления частной информацией граждан является Закон о персональных данных, однако легитимное согласие на обработку персональных данных, их обезличивание, закрепленные в законе, не обеспечивают должной защиты личных сведений от использования третьими лицами, поэтому требуется серьезная проработка вопроса о введении уголовной ответственности за использование личной информации физических лиц с использованием технологии «Больших данных», повлекшее нарушение неприкосновенности частной жизни.

Ключевые слова:
цифровые технологии, персональные данные, личная информация, «большие данные», Big Data, пользовательское соглашение, оператор, анонимность, обезличивание, деобезличивание
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

   Развитие информационных технологий в со- вычный образ экономических отношений и временной России стремительно меняет приспособствует построению системы цифровой экономики как наиболее оптимальной среды применения электронных технологий [1, с. 374—380; 2, с. 94—99]. Одной из особенностей цифровой экономики и ее преимуществом является возможность получения, хранения и использования большого массива данных. Объемы личной информации, размещаемой и систематизируемой в сети «Интернет», возросли до беспрецедентных размеров, поскольку граждане стали добровольно предоставлять свои персональные данные, выкладывая их на сайтах в сети «Интернет». Как правило, такие сведения включают не только фамилию, имя и отчество, но и информацию о месте жительства, работе, учебе, семейном положении, номерах телефонов, банковской карты, в том числе биометрии и геолокации и т. д.
   Аналитическое агентство WeAreSocial и крупнейшая SMM-платформа Hootsuite, проанализировав в текущем году российский цифровой рынок, установили, что объемы личной информации, размещаемой и систематизируемой в сети «Интернет» возросли за последние три года до беспрецедентных масштабов. С января 2017 года пользователей в сети «Интернет» стало больше на 5 млн и их прирост составил 4%, а социальными сетями теперь пользуются на 9 млн больше людей (+15%) чем в 2016 году. При этом, в социальных сетях зарегистрировано почти 56 млн человек, а мобильным интернетом активно пользуются 91,4 млн человек. Самые популярные мобильные приложение в России — WhatsApp, Viber, VK, Сбербанк Онлайн, Instagram [3].
   Происходящие процессы в цифровой среде способствовали появлению большого объема, или «больших данных» информации, которая, по сути, является, во-первых, неоднородной, во-вторых, она постоянно и быстрыми темпами пополняется и ее уже невозможно обработать традиционными инструментами [4]. Впервые названный термин был введен в 2008 году К. Линчем в статье журнала «Nature» [5].
   В России понятие «большие данные» впервые определено Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы как информация из различных источников в объемах, которые за разумное время вручную обработать невозможно. При этом такая информация может быть как структурированной, так и неструктурированной [6; 7].
   Таким образом, технология «Больших данных» — это информационная система, включающая, прежде всего, обработку и использование сведений в цифровом виде колоссального объема и неоднородного содержания, которые непрерывно пополняются, обновляются и хра
нятся в различных источниках. При этом информация носит универсальный характер и может использоваться во многих сферах жизнедеятельности общества (банковской, страховой, медицинской, правоохранительной сферах и т. д.) организациями, которые предоставляют такие данные, осуществляют их хранение, разрабатывают алгоритмы для их анализа [8]. Именно благодаря этой технологии, при ее использовании, у государства, юридических лиц открываются огромные перспективы развития, поскольку «кто сегодня владеет данными и средствами их аккумуляции, хранения и анализа — реально владеют миром»[9, с. 345].
   «Большие данные» и «персональные данные» не являются синонимами и различаются по:
   — субъектному составу (персональные данные имеют конкретного субъекта регулирования, а «большие данные» — это совокупность обезличенных данных);
   — согласию на их использование (персональные данные собираются с согласия самого носителя персональных данных, который выражает волю на их обработку);
   — субъекту обработки (обработкой персональных данных занимается определенный субъект — оператор данных, в то время как обрабатывать «большие данные» могут крупные компании, которые осуществляют свою деятельность в различных сферах) [10, с. 255].
   На наш взгляд, это не совсем верно, так как указанные понятия соотносятся как общее с частным, поскольку персональные данные и иная личная информация является составной частью «больших данных». При этом личная информация физического лица на основании пользовательского соглашения выкладывается на сайтах юридических лиц в сети «Интернет», анализируется и обрабатывается оператором таким образом, что определить, к какому конкретно гражданину относятся обезличенные данные не составляет никакого труда. Соответственно, указанная информация может использоваться третьими лицами для оказания влияния на жизнь такого гражданина, что в свою очередь нарушит его права.
   В 2018 году Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о том, что «Россия должна стать одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и защиты информационных массивов — «больших данных» [11], однако Правительство Российской Федерации пока не знает, как проводить цифровое развитие страны, чтобы защитить личные данные граждан и дать возможность развиваться бизнесу в сфере инновационных технологий [12]. Следовательно, необходимо создать организационно-правовые инструменты, позволяющие определить направления по использованию большого массива данных такого рода. В настоящее время актуальным остается вопрос, связанный с подготовкой и принятием закона о регулировании «больших данных», который предоставит возможность гражданам защитить свои права, запретить использование их личных данных операторам связи и другим компаниям; исключит факты использования персональных данных граждан в иных целях, вопреки подписанному ими пользовательскому соглашению. Физические лица должны иметь возможность влиять на судьбу тех данных, которые о нем получены [13].
   Примером защиты личных данных пользователей может служить решение Девятого арбитражного апелляционного суда о частичном удовлетворении иска соцсети «ВКонтакте» к компании «Double», занимающейся анализом большого объема данных. Суть иска заключалась в том, что компания без разрешения соцсети и пользователей собирала сведения по персональным данным граждан и продавала их банкам, которые по ним оценивали кредитоспособность заемщиков. Согласно решению суда компании «Double» запрещен сбор и анализ сведений о пользователях сети «ВКонтакте» в рыночных целях [14].
   Необходимо внесение изменений в законы Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных», так как нормы, изложенные в них, устарели, не отвечают современным требованиям и в условиях развития цифрового общества и цифровых технологий, связанных с обработкой больших массивов информации о гражданах, выступают законодательным барьером.
   Существует мнение, что возможности технологии «Больших данных» прямо противоречат принципам, закрепленным в указанном законе, так как частная жизнь и «большие данные» в современных реалиях не вполне совместимы [15, р. 70].
   На наш взгляд, обработка персональных данных должна осуществляться только с согласия субъекта персональных данных, однако согласие не требуется, когда предусматриваются мероприятия по защите гражданина и общества от терроризма, а также упреждение преступлений при сохранности текстовой, голосовой, звуковой, видео, фото и иной информации в сети «Интернет» от 0 до 6 месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Доступ к информации имеют органы, осущест
вляющие оперативно-разыскную деятельность и обеспечение безопасности, на основании судебного решения и при наличии у правоохранительных органов оперативных данных о лицах, совершивших или готовящих преступление [16].
   Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что «большие данные», как правило, собираются с той целью, чтобы посредством их объединения с иными базами извлечь новую информацию и применить ее. В настоящее время требования о том, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, являются неэффективными. Это обусловлено тем, что: а) оператор не в состоянии предоставить исчерпывающий объем сведений о целях и способах обработки персональных данных; б) у оператора, как правило, нет взаимодействия с другими организациями, которые осуществляют сбор и обработку персональных данных; в) не всегда субъект персональных данных правильно воспринимает информацию о политике конфиденциальности.
   Сможет ли анонимность личных сведений (когда невозможно без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту) решить проблему применения злоумышленниками в своих целях личной информации граждан с помощью технологии «Больших данных»? Полагаем, что нет, поскольку для установления персональных данных реального субъекта анонимные данные должны иметь свойство обратимости и путем соответствующих методов они приводятся к изначальному виду [17].
   Вопрос об использовании персональных данных граждан как составной части «больших данных» очень важен, но нельзя забывать, что и защита неприкосновенности частной жизни, личная и семейная тайна, гарантированные статьей 12 Всеобщей декларации прав человека [18], статьей 17 Международного пакта о гражданских и политических правах [19], а также частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации [20], тоже необходимы. Ведь сведения о персональных данных лица, находясь в цифровом виде, могут стать достоянием преступников, использующих технологии «больших данных», и причинить вред гражданину и членам его семьи.
   В то же время в Законе Российской Федерации «О персональных данных» в случаях их умышленного разглашения отсылочная норма, предусматривающая уголовную ответственность, отсутствует. При нарушении Закона Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» наступает и уголовная ответственность (ст. 17) [21], однако, несмотря на множество изменений, внесенных в последнее время, ни в одном из указанных нормативных правовых актах не указывается о неправомерном использовании злоумышленниками личной информации граждан с применением технологии «Больших данных».
   В этой связи решению данной проблемы должно послужить не только принятие закона о регулировании «больших данных» и внесение изменений в законы «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», но и введение квалифицирующего признака состава преступления, предусмотренного статьей 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни». Предлагается часть 2 данной нормы изложить в следующей редакции:
   «2. Те же деяния, совершенные:
   а)    лицом с использованием своего служебного положения;
   б)    путем незаконного собирания или распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, совершенные лицом с использованием результатов анализа обработки «больших данных» нейросетью (искусственным интеллектом) с применением виртуальных машин и технологии распределительного реестра, —».
   Введение уголовной ответственности за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, с использованием технологии «Больших данных», станет барьером для лиц, применяющих цифровые технологии с целью эксплуатации персональных данных граждан в преступных целях.

Список литературы

1. Пинкевич Т.В. Развитие цифровых технологий в России и их влияние на уровень криминологической безопасности // Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям и преступлениям в сфере экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции (31 октября 2017 г. Нижний Новгород). Н. Новгород, 2018. С. 374-380.

2. Пинкевич Т.В. Криминологические риски индустрии цифровых технологий в России // Криминальные реалии, реагирование на них и закон: сборник статей / под ред. А.И. Долговой. М., 2018. С. 94-99.

3. Интернет в России: главные цифры. URL: http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/97- internet-v-rossii-2018-glavnye-tsifry (дата обращения: 13.10.2018).

4. Мир Big Data в 8 терминах. URL: https:// rb.ru/howto/big-data-in-8-terms/ (дата обращения: 14.10.2018).

5. Черняк Л. Большие Данные - новая теория и практика // Открытые системы. СУБД. 2011. № 10. URL: https://www.osp.ru/os/2011/10/13012252/ ISSN1028-7493 (дата обращения: 14.10.2018).

6. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 17.10.2018).

7. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г № 1632-р. URL:http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/2369d7266adb33244e178738f 67f181600cac9f2/ (дата обращения: 14.10.2018).

8. Боева Н. У новых стартапов в области bigdata неплохие шансы на успех // Коммерсантъ.ш. Интернет-газета. URL:https://www.kommersant.ru/doc/3083474 (дата обращения: 14.10.2018).

9. Ларина Е.С., Овчинский В.С. Криминал будущего уже здесь. М.: Книжный мир, 2018.

10. Мамонтова М.Ю. Настоящее и будущее больших пользовательских данных: материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием. М., 2017.

11. Путин призвал сделать Россию одним из мировых центров «больших данных». URL: https://www. rbc.ru/rbcfreenews/5a97d1bd9a79476b19eab85c (дата обращения: 14.10.2018).

12. Законопроект о регулировании больших данных внесут до конца года. URL: https://pravo.ru/ news/205919/ (дата обращения: 14.10.2018).

13. Закон о Big Data позволит россиянам запретить сбор данных о себе. URL: https://www.rbc.ru/ technology_and_media/27/03/2017/58d551429a794719 618a4245 (дата обращения: 14.10.2018).

14. Суд осложнил жизнь bigdata в России. URL: http://expert.ru/2018/01/30/sud-oslozhnil-zhizn-big-data- v-rossii/ (дата обращения: 14.10.2018).

15. Lane J., Stodden V., Bender S., Nissenbaum H. Privacy, Big Data, and the Public Good: Framework for enagagement. Cambridge. Cambridge University Press. 2014.

16. Кто будет хранить данные пользователей услуг связи с 1 июля? URL: http://duma.gov.ru/news/27433/ (дата обращения: 16.10.2018).

17. Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных: приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 5 сентября 2013 г. № 996. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70351476/ (дата обращения: 17.10.2018).

18. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) .URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 17.10.2018).

19. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.). URL: http://base.garant.ru/2540295/ (дата обращения: 17.10.2018).

20. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL:http://www.consultant.ru/document / cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 17.10.2018).

21. О персональных данных: федеральный закон от 27 июля 2006 г № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 13.10.2018). (In Russ.)


Войти или Создать
* Забыли пароль?