ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье анализируется организация системы расследований налоговых правонарушений и преступлений в зарубежных странах. Рассмотрены различные варианты распределения компетенции между государственными органами, осуществляющими противодействие уклонению от уплаты налогов и другим экономическим преступлениям в европейских и азиатских государствах, США.

Ключевые слова:
уклонение от уплаты налогов, налоговые правонарушения и преступления, налоговые расследования
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

   Во всех странах мира одной из существенных проблем, вне зависимости от уровня экономического развития и государственно-правового устройства, является уклонение от уплаты налогов и другие налоговые правонарушения и преступления. Сокрытые доходы влекут непоступление в бюджетную систему финансов, являющихся необходимым условием существования государства и нормального развития общества. Налоговые преступления характеризуются большим размером причиняемого финансовой системе ущерба и зачастую сочетаются с другими экономическими преступлениями.
   Кроме того, способы уклонения от уплаты налогов постоянно развиваются и совершенствуются, подстраиваясь и приспосабливаясь под видоизменяющиеся условия экономических отношений.
   Выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений является одним из важнейших элементов правоохранительной деятельности любого государства в сфере экономических налоговых правоотношений. При этом важно отметить, что компетенция государственных органов четко разграничивается: функция налоговых расследований в рамках производства дела о налоговом правонарушении возложена на налоговые органы. Однако возможности налоговых органов по сбору доказательств в рамках налогового расследования существенно ограничены, так как они обычно не имеют права осуществлять комплекс оперативно-разыскных мероприятий, проводить самостоятельные расследования налоговых преступлений, а занимаются в основном проведением налоговых проверок. В отличие от налоговой службы правоохранительные органы, не имея возможности проводить самостоятельные налоговые проверки, осуществляют комплекс мероприятий по выявлению, пресечению, расследованию именно налоговых преступлений. Это могут быть: осмотр, выемка, обследование, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, просмотр почтовой корреспонденции.
   В мировой практике можно выделить несколько основных подходов к организации системы налоговых расследований. В некоторых странах законодательством предусмотрено наделение отдельных подразделений налоговых органов правом расследования дел об уклонении от уплаты налогов (Швейцария, Израиль, Япония, Болгария, Канада [1, с. 267, 350]). Так, например, в Швейцарии в состав Управления прямого федерального налога входит Специальная служба налоговых расследований, которой дано право осуществлять расследование, привлекать к уголовной и административной ответственности виновных в уклонении от уплаты налогов.
   В других государствах созданы самостоятельные правоохранительные органы налоговой полиции (милиции). Так, например, в Германии налоговые расследования возложены на Налоговый розыск — Штойфа, а в США — Генеральное управление налоговых расследований службы внутренних доходов. Так, в частности,
подразделение налогового розыска Германии — Штойфа расследует налоговые преступления и правонарушения и защищает фискальные интересы государства. В ходе своей деятельности сотрудники Штойфы должны выявлять сокрытые доходы и принимать комплекс достаточных мер, необходимых для уплаты с них налогов, пеней и штрафов. Данное подразделение не является самостоятельным федеральным ведомственным, подразделения налогового розыска включены в структуру финансовых органов земель, которые регламентируют и организуют их деятельность и предоставляют сведения и справки о предметах преступлений, объектах преступных посягательств и лиц, их совершивших. В законодательстве определены требования к сотрудникам Штойфа — возраст не менее
27 лет, соответствующий уровень образования и квалификации и опыт работы в налоговой службе. В этом подразделении проходят службу и уникальные специалисты, которые, например, могут имитировать лай собак, для выявления неучтенных домашних животных (собак) немецких налогоплательщиков.
   В США функция выявления и расследования налоговых преступлений возлагается на отдельное подразделение Службы внутренних доходов — Генеральное управление налоговых расследований (General Department of Fiscal Investigations — GDFI). Главная задача этого органа — выявление лиц, которые уклоняются от уплаты налогов [2]. Входящее в его состав Управление расследований (состоит из оперативных служб, лаборатории криминалистических исследований и судебно-медицинской экспертизы, информационно-аналитических и обеспечивающих отделов) выполняет основную работу по расследованию фактов умышленного нарушения налогового законодательства. Сотрудники Управления расследований проводят идентификацию и исследование документов, дактилоскопические исследования, проверку с использованием полиграфа и другие мероприятия. В соответствии с действующим законодательством США Генеральное управление внутренних доходов и Управление расследований наделены широчайшими полномочиями. Все финансово-кредитные учреждения США обязаны предоставлять информацию обо всех подозрительных лицах, сделках, вкладах, а также операциях с наличными денежными средствами. Кроме этого, должностные лица, проводящие расследование, имеют право самостоятельно оценивать законность финансовых сделок и без предварительного судебного решения (в случае незаконности операции) накладывать арест на все активы любого налогоплательщика — физического или юридического лица, в случае если по их субъективному мнению есть факт уклонения от уплаты налогов. Не случайно именно в этой стране появилась поговорка — «В жизни неизменны две вещи: смерть и налоги».
   Еще одна модель организации выявления налоговых преступлений заключается в наделении компетенцией по их расследованию финансовых органов — финансовой гвардии, финансовой полиции (Италия, Хорватия, Румыния, Киргизия, Казахстан, Беларусь, Грузия). Достаточно интересной представляется итальянская модель, где Финансовая гвардия — специальное полицейское подразделение (подчиняется и Министерству внутренних дел, и Министерству юстиции, и Министерству финансов — по своим направлениям деятельности), наряду с расследованием экономических (налоговых) преступлений осуществляет обычную полицейскую службу, выполняя даже функции патрульной службы. Подразделение было основано в 1907 году как правоохранительный орган по обеспечению безопасности границ, борьбе с контрабандой и уклонением от уплаты налогов. В последующем их полномочия существенно расширились, законодателем были добавлены и такие, как борьба с хищениями, оказание помощи населению в экстремальных ситуациях, проведение анти- криминальных мер по поручению судебных инстанций. В состав Финансовой гвардии входят подразделение криминальной полиции, служба налогового контроля, служба оперативного вмешательства, штаб, служба пограничной охраны, служба охраны объектов и т. д. [3].
   Такие страны, как Греция, Франция, Швеция, Финляндия законодательно закрепили подобные полномочия за криминальной или экономической полицией. В частности, в Хорватии расследование фактов нарушений законодательства о налогах и сборах отнесено к компетенции финансовой полиции, структурно входящей в состав Министерства финансов. Ее возглавляет главный инспектор, который назначается на должность правительством Хорватии по представлению министра финансов. Это подразделение также осуществляет функции контроля за исполнением бюджетного законо
дательства в части расходования бюджетных средств и другими экономическими отношениями и наделено широкими полномочиями вплоть до временного запрета (до решения суда) физическому лицу или организации заниматься определенным видом деятельности.
   Подводя итог вышесказанному, отметим, что органы финансовых и налоговых расследований в большинстве стран мира не самостоятельны, а являются структурными подразделениями налоговых, финансовых или иных органов. В то же время выявление, предупреждение и, прежде всего, расследование налоговых преступлений проводятся ими как самостоятельно в соответствии с законодательно закрепленным правовым статусом, так и совместно с органами экономической или финансовой полиции.
 

Список литературы

1. Служба по предотвращению и раскрытию налоговых нарушений при Главном управлении налоговой администрации (Болгария); Управление расследований Агентства по таможням и сборам (Канада); Специальная служба налоговых расследований Управления прямого федерального налога (Швейцария); Управление расследований Национальной налоговой администрации (Южная Корея). См подробно: Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран: курс лекций. М.: АО «Центр ЮрИнфор», 2003.

2. Соловьев И.Н. Организация борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями в зарубежных странах // Налоги. 1999. Вып. 2.

3. Белик В.Н., Губанов А.В. Финансовая гвардия Италии. М., 2000.


Войти или Создать
* Забыли пароль?