ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ О СУХОПУТНОМ ВОЕННОМ ДУХОВЕНСТВЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА (1900—1917)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья посвящена вопросам интенсивного развития отечественного законодательства, регулировавшего деятельность военного духовенства в начале ХХ века, когда российской армии пришлось принять участие последовательно в двух войнах: Русско-японской (1904—1905) и Первой мировой, или Великой (1914—1918). Историко-правовой опыт деятельности военного духовенства императорской России в настоящее время вызывает обоснованный интерес в связи с возрождением и развитием этого института в современных силовых структурах Российской Федерации.

Ключевые слова:
духовно-военное ведомство, военное духовенство, полевой главный священник, полковой священник, протопресвитер армии и флота, пастырская работа в армии
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

   В самом начале ХХ века деятельность военного сухопутного духовенства осуществлялась на основе Положения об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомства, утвержденного 12 июня 1890 года императором Александром III. С началом Русско-японской войны 1904—1905 годов возникла насущная необходимость принятия ряда законодательных актов, в которых бы конкретно отразились практические роль и значение военного духовенства.
   Особое внимание правительства было уделено дальневосточной крепости Порт-Артуру, в которой согласно указу императора Николая II № 24443 от 29 апреля 1904 года в штат командного состава был включен священник с усиленным должностным окладом [1, с. 400].
   Важным правовым документом явился императорский указ от 24 октября 1904 года об учреждении управления полевого главного священника при полевом управлении 2-й Манчьжурской армии с предписанием, чтобы данная структура была применена во всей действующей армии на Дальнем Востоке. В штат, кроме полевого главного священника, входили военный священник для служебных командировок, диакон, три псаломщика и писарь — все с усиленными окладами [2, с. 661].
   В июне 1905 года для наиболее рационального и эффективного управления военным духовенством в широком масштабе были высочайше утверждены штаты управления главного священника при Главнокомандующем сухопутными и морскими вооруженными силами, действующими против Японии, состоящие из самого главного священника с окладом 1980 рублей, трех священников для командировок с окладом 1080 рублей, диакона с окладом 876 рублей и псаломщика с окладом 360 рублей. Из грамотных и благонадежных нижних чинов в штат управления с установленными окладами назначались писарь и шесть певчих для церковного хора при отправлении служб [3, с. 277]. В штат обоза главной квартиры Главнокомандующего сухопутными и морскими вооруженными силами для обслуживания управления главного священника были определены две парные повозки, 11 двуколок, 21 лошадь и 14 рядовых нижних чинов [4, с. 329].
   В целях улучшения деятельности священников для проведения служебных командировок им высочайше 10 июля 1905 года были даны полные права и преимущества по духовно-военному ведомству, установлены сверх жалования полное иное довольствие и перевозочные средства как полковым священникам [5, с. 327]. Естественно, что в сухопутные воинские части были определены полковые священники из резервных строевых подразделений, причем штаты каждого полка высочайше утверждались. К священникам были прикомандированы как помощники так называемые церковники из грамотных и безупречных по службе нижних чинов,
которым был определен годовой оклад в 7 рублей 80 копеек.
   Опыт активной деятельности военного духовенства на Дальнем Востоке повлиял на принятие 31 октября 1905 года с учетом проведенных ранее преобразований высочайшего повеления о создании мобильного управления главного полевого священника при управлении дежурного генерала 1-й, 2-й и 3-й манчьжурских армий [6, с. 519]. Данная структура состояла из главного полевого священника, диакона, двух псаломщиков, секретаря и писаря с повышенными для всех окладами.
   Многогранная деятельность военного духовенства, определенная правовыми служебными документами, весьма подробно отражена в воспоминаниях священника 51-го Черниговского драгунского полка о. Митрофана Сребрянско- го, участвовавшего в Русско-японской войне. Названный полковой священник указывает как на регулярные церковные службы, молебны перед сражениями, отпевание погибших, так и на работу в полевых лазаретах, вынос с поля боя убитых и раненых воинов, постоянный обход боевых позиций для поднятия воинского духа, просветительскую и патриотическую деятельность (душеспасительные беседы). Он вспоминал: «Как священник говорю вам: я обязан быть при полку. Не по прихоти своей езжу я с полком. Полковой врач и священник всегда находятся при полковом резерве, куда, конечно, может залететь снаряд. В последнем бою, 18 июня, я приобщил пятнадцать тяжело раненых (одного офицера), из которых пять после по дороге умерли. Семь человек я похоронил по-христиански. Узнавши, что есть священник, солдаты на седле везли ко мне мертвых, лишь бы они были отпеты: так они дорожили этим» [7, с. 328].
   Осознание верховной властью значения духовно-нравственного окормления личного состава вооруженных сил в период военных действий привело к повышению статуса военного духовенства. В октябре 1905 года священники военного ведомства были специальным актом определены как временные члены офицерских собраний на основании того, что значились в штатах военных сухопутных войск [8, с. 676].
   Ожидание войны с Германией в начале ХХ века вызвало необходимость уточнения правовых основ деятельности военных священников в российской армии, и с 1 по 11 июля
1914 года в Санкт-Петербурге состоялся I-й Всероссийский съезд военного духовенства, на котором продуктивно работали секции по правовому положению военного духовенства и по составлению инструктивных документов. В итоге была принята памятка-инструкция, содержавшая главные служебные обязанности полковых пастырей. Согласно принятому документу полковой священник во время боевых действий был обязан находиться на перевязочном пункте и помогать врачам и санитарам в перевязке раненых, а после сражения должен был заведовать выносом с поля боя убитых и раненых офицеров и солдат. На полкового священника возлагалась обязанность писать извещения родным погибших офицеров и нижних чинов c указанием даты смерти и места погребения. Также на военное духовенство было возложено развитие трезвеннического движения в армии, разъяснение солдатам пагубности употребления спиртных напитков во время несения воинской службы. Задачи просветительского и духовно-нравственного характера по-прежнему имели в служении военных священников значительное место.
   Уважение военнослужащих к полковому священнику проявлялось в отдании ему чести при встрече, а в ответ священник прикладывал правую руку к наперсному кресту. Протопресвитер армии и флота Г.И. Щавельский, основной составитель памятки-инструкции, писал, что она «не была кабинетным произведением, — она вылилась из опыта и пристальных наблюдений за всеми возможностями, какие представляются для работы священника на поле брани... Она вводила в точный курс работы и круг обязанностей каждого прибывавшего на театр военных действий священника» [9, с. 89—108]. Данная памятка-инструкция (циркуляр) эффективно действовала в дополнение к известному Положению об управлении церквами и военным духовенством армии и флота. В сентябре
1914 года с началом Первой мировой войны названный церковно-служебный циркуляр поступил во все строевые подразделения императорской армии.
   Распоряжением протопресвитера армии и флота Г.И. Щавельского в январе 1915 года были расширены права священников, служивших при штабах главнокомандующих и командующих армиями, для осуществления более оперативного управления военным духовенством в условиях боевых действий. Штабные священники становились помощниками главных священников по сношению с армейским духовенством и по руководству духовенства, служащего в военных госпиталях и резервных воинских подразделе
ниях. Повышался их статус: они определялись благочинными всех дивизионных и полевых госпиталей на территории действия армии. В их полномочия входили надзор за деятельностью мобилизованных в армию священнослужителей и осуществление необходимых указаний в силу неопытности последних. Штабные священники были обязаны докладывать протопресвитеру армии и флота о погибших, раненых и пропавших без вести во время боевых действий госпитальных священнослужителях. Также штабные священники наделялись правом вносить предложения главным священникам по улучшению пастырской работы в армии [10, с. 39—40].
   Высочайшими указами были утверждены положения Военного совета о денежных доплатах военному духовенству за напряженный труд во время войны [11, с. 37, 312, 353]. Так, 23 октября 1914 года было установлено разовое вознаграждение в размере трех рублей священникам за исполнение духовных треб по приводу новобранцев к присяге, а 2 марта 1915 года об установлении доплаты священникам за исполнение духовных треб в военно-лечебных заведениях в размере от 100 до 250 рублей в соответствии с рангами госпиталей и лазаретов. 25 января
1915 года было высочайше утверждено положение Военного совета об отпуске дополнительных денежных средств военному духовенству по нормам, определенным для строевых частей армии с их штабами в военное время.
   Внимание правительства было проявлено в отношении такой категории церковнослужителей, как псаломщики военных госпиталей и дивизионных (бригадных) лазаретов. Приказом военного министра генерала от инфантерии А.А. Поливанова № 503 от 16 сентября
1915 года псаломщикам названных медицинских военных учреждений было повышено жалование: из основного оклада — 360 рублей, из усиленного оклада — 540 рублей [12, с. 648].
   Согласно рапорту на высочайшее имя протопресвитера армии и флота Г.И. Щавельского от 29 февраля 1916 года последовал указ императора Николая II от 16 марта того же года о добровольном призыве в армию священнослужителей для духовного окормления православного воинства. Например, на имя архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима (Левицкого) в свете данного указа поступила следующая телеграмма: «Благоволите ускорить назначение в мое распоряжение священников согласно определения Святейшего Синода. Кандидатуры крайне нужны незамедлительно. Протопресвитер Щавельский» [13, л. 28—28 об.]. К священникам, добровольно изъявившим желание служить по военно-духовному ведомству, предъявлялись следующие требования: семинарское образование, безупречное поведение, возраст не старше 45 лет.
   Особыми циркулярами в дополнение названного ранее Положения учреждаются должности главных священников фронтов, напрямую подчинявшихся протопресвитеру армии и флота, а также вводятся должности армейских проповедников, которые регулярно объезжают воинские части каждой армии, произнося патриотические проповеди перед солдатами.
   Направления практической деятельности полковых священников подробно закреплялись в «Руководственных указаниях духовенству действующей армии», изданных типографией штаба Московского военного округа в 1916 году по распоряжению штаба Верховного главнокомандования российской армии, и затем неоднократно переизданных с включением новых инструкций и циркуляров. Подчеркивалось, что полковые священники обязаны находиться во время сражений с ранеными воинами, между боями стараться как можно чаще обходить окопы своей части, находящиеся в которых офицеры и нижние чины нуждаются в духовной поддержке, организовывать чтение духовнонравственной литературы.
   Деятельность армейских проповедников, которыми назначались самые образованные и вдохновенные ораторы из числа военного духовенства, была высоко оценена генералом
А.У.-Ф. Ноксом, британским военным атташе при Ставке Верховного главнокомандующего российской армией. Устав внутренней службы российской армии, принятый в 1916 году, содержал меры, содействующие нравственному и умственному развитию нижних чинов. В данном документе отмечалось, что «религиозно-нравственное воспитание лежит по преимуществу на обязанности священника части», при этом особое внимание уделялось заботе о новобранцах, с которыми следовало проводить регулярные духовно-нравственные беседы [14, с. 83].
   В связи с тем, что во время боевых действий полковые священники нередко погибали либо получали ранения, что подтверждают печальные списки, публикуемые регулярно в «Вестнике военного и морского духовенства»,
5 апреля 1916 года по ведомству протопресвитера армии и флота был издан приказ № 1159, в соответствии с которым вышедшие из строя священники должны немедленно замещаться госпитальными священниками [15, с. 258]. Вы
яснилось, что мобилизованных из епархий в действующую армию священнослужителей недостаточно. Дивизионным благочинным было предписано своевременно докладывать главным священникам о находящихся в гарнизонах священнослужителях, которые по состоянию здоровья могут быть откомандированы в строевые подразделения.
   О неустанном внимании со стороны военных властей к проблемам духовно-нравственного окормления офицерского корпуса и нижних чинов свидетельствует приказ по ведомству протопресвитера военного и морского духовенства № 27 от 7 июля 1916 года в соответствии с приказом начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерал-адъютанта М.В. Алексеева № 901 от 4 июля 1916 года [16, с. 513—514].
   Император Николай II повелел протопресвитеру Г.И. Щавельскому для общего оперативного руководства деятельностью всего военного духовенства на время войны постоянно состоять при штабе Верховного Главнокомандующего. По всем военным и административным делам протопресвитер должен был руководствоваться указаниями начальника штаба, а по особо важным делам он получил право непосредственного доклада самому Верховному Главнокомандующему.
   Данным приказом при протопресвитере учреждалась полевая канцелярия, в штат которой вводились начальник канцелярии, его помощник и три писаря. Для них устанавливались размеры жалования и столовые деньги в соответствии с должностью. Кроме того, протопресвитер получил право самолично без утверждения высшими военными и церковными инстанциями учреждать новые должности по военно-духовному ведомству, если они не требовали дополнительных государственных расходов. Жалование протопресвитера армии и флота составляло почти 18 тысяч рублей в год, к которым доплачивались 5 тысяч рублей на служебные разъезды в купе 1-го класса по железной дороге.
   Протопресвитер армии и флота Г.И. Щавельский вспоминал, как великий князь Николай Николаевич, Верховный Главнокомандующий российскими вооруженными силами в 1914—1915 годах, в присутствии чинов штаба сказал: «Мы должны в ноги поклониться военному духовенству за его великолепную работу в армии» [17, с. 102—103].
   Таким образом, оформленный законодательно административный аппарат духовенства сухопутных вооруженных сил на театре военных действий периода Первой мировой войны представлял собой стройную и эффективную структуру, в которую по иерархии входили протопресвитер армии и флота и его ближайшие помощники, главные священники и их помощники, штабные священники, дивизионные и госпитальные благочинные, полковые и гарнизонные священники.

Список литературы

1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). 1904. Штаты и табели. СПб., 1907. Собр. 3. Т. XXIV. № 24443.

2. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). 1904. Штаты и табели. СПб., 1907. Собр. 3. Т. XXIV. № 25248.

3. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). 1905. Штаты и табели. СПб., 1908. Собр. 3. Т. XXV. № 26507.

4. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). 1905. Штаты и табели. СПб., 1908. Собр. 3. Т. XXV. № 26567.

5. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). 1905. Штаты и табели. СПб., 1908. Собр. 3. Т. XXV. № 26567.

6. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). 1905. Штаты и табели. СПб., 1908. Собр. 3. Т. XXV. № 26866.

7. Сребрянский Митрофан. Дневник полкового священника, служившего на Дальнем Востоке. М.: Отчий дом, 1996.

8. Вестник военного духовенства. 1905. № 22.

9. Щавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1954. Т. II.

10. Вестник военного и морского духовенства. 1915. № 2.

11. Авербах О.И. Законодательные акты, вызванные войной 1914-1916 гг Т. II: Акты, обнародованные с января по сентябрь 1915 год. Пг.: тип. т-ва п.ф. Электро-тип. Н.Я. Стойковой, 1916.

12. Вестник военного и морского духовенства. 1915. № 21.

13. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 42. Нижегородская духовная консистория.

14. Устав внутренней службы // Книга памяти нижегородцев (к 100-летию Первой мировой войны). Н. Новгород: Деком, 2017.

15. Вестник военного и морского духовенства. 1916. № 9.

16. Вестник военного и морского духовенства. 1916. № 17-18.

17. Щавельский ГИ. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1954. Т. II.


Войти или Создать
* Забыли пароль?