Цель вхождения Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира и обеспечения темпов экономического роста выше мировых, сохраняя при этом макроэкономическую стабильность, была обозначена президентом Российской Федерации В.В. Путиным среди ключевых национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Как отмечают эксперты, экономические санкции против России существенно осложняют перспективы преодоления кризисных тенденций в национальной экономике. Без восстановления полноценного доступа к международным рынкам товаров, капитала и технологий в лучшем случае можно говорить о минимизации ущерба от начавшегося кризиса, но не о перспективах выхода из него.
Именно поэтому одним из приоритетных проектов, разработанных в рамках основных направлений стратегического развития Российской Федерации, является международная кооперация, представляющая собой универсальную форму организации совместного или взаимосогласованного производства с участием иностранных партнеров двух или нескольких стран, основанная на распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, взаимной гарантии рисков, общей защите инвестиций и промышленных секретов и экспорт, заключающийся в создании условий для устойчивого роста экспорта российской промышленной несырьевой продукции за счет поддержки четырех пилотных отраслей (автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, железнодорожное машиностроение, авиастроение).
Для указанных целей правительством Российской Федерации широко применяются инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, направленные на регулирование ввоза и вывоза товаров.
В свою очередь, таможенные органы на регулярной основе разрабатывают и внедряют комплекс мероприятий, направленный на поддержку российских организаций, осуществляющих экспорт несырьевой продукции, в частности, сокращение сроков совершения таможенных операций и максимальное снижение их непроизводственных издержек в результате таможенного контроля.
Проведение таможенного контроля в форме таможенного досмотра является самой затратной для участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), поскольку она сопряжена с проведением погрузочно-разгрузочных операций, а также в случае необходимости с нарушением целостности упаковки товаров.
Именно поэтому в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года таможенным органам установлен показатель «Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр», который при импорте не должен превышать 6,8% от объема импорта, при экспорте не более 1,4% от объема экспорта.
Вместе с тем, необходимость проведения таможенного контроля на высоком качественном уровне обусловливает использование таможенными органами системы управления рисками, среди основных целей которой является сосредоточение усилий на наиболее опасных в плане экономического ущерба направлениях.
Широкое применение инструментов системы управления таможенными рисками и в частности риск категорирования участников ВЭД позволяет снизить нагрузку на добросовестных представителей отечественного бизнес-сообщества, осуществляющих экспорт товаров.
Анализ проведения таможенного контроля показал, что в отдельных случаях отнесение участника ВЭД к низкому уровню риска снижает объем таможенного контроля в различных формах в отношении участников ВЭД до 97%.
Такой подход к организации таможенного контроля способствует прозрачности ведения бизнеса участниками ВЭД и полноте уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет, а также, снижая административную нагрузку на бизнес, содействует ориентации отечественной промышленности на экспорт, что в целом отвечает национальным целям и стратегическим задачам Российской Федерации.